JavaScript – удобный и очень популярный язык программирования. Он ориентирован преимущественно на веб-разработку. Базируется на создании программного обеспечения с использованием сценариев (скриптов).
Среди пользователей, которые только начинают погружение в создание софта, является достаточно распространенным языком. Java Script выделяется простым и понятным синтаксисом, высокой читаемостью исходного кода, функциональностью.
Для того, чтобы можно было создавать качественное ПО на JS, нужно изучить некоторые ключевые функции и возможности ЯП. Пример – классы и его элементы. В данной статье речь зайдет именно о них.
Что это
В JS классы несколько отличаются от «общепринятых» понятий в объектно-ориентированном программировании. Здесь реализация соответствующих элементов отсутствует.
Класс в JavaScript:
- абстракция;
- надстройка над прототипным наследованием, которая имитирует класс;
- функция.
С ES2015 работать с соответствующими компонентами в JS стало намного проще, так как он добавил специальное ключевое слово, отвечающее за вызов интересующей функции. Речь идет о синтаксическом сахаре над прототипным наследованием.
Определение в коде
Добавить класс в программный код позволяет специальное ключевое слово. Речь идет о «class» (без кавычек). Оно добавляет новый класс. После ключевого слова необходимо задать имя соответствующего элемента кода. Далее – открыть фигурные скобки. Они отвечают за определение тела класса.
Указывать название класса не обязательно. Через его выражение можно назначить рассматриваемых элемент переменной или провести экспорт в качестве части модуля ES2015.
Класс становится полезным тогда, когда программист создает экземпляр класса. Это – объект, содержащий информацию и поведение, описанные при помощи соответствующих classes. Для создания экземпляра класса нужно использовать оператор new.
Инициализация
При инициализации экземпляра класса будет срабатывать специальная функция. Она носит название «constructor». Ее добавление происходит непосредственно в классе. Это – специальный метод, отвечающий за инициализацию classes. Тут можно устанавливать изначальные значения для полей, а также выполнять любые настройки элементов (объектов).
Здесь:
- Функция-конструктор принимает аргумент name.
- Name используется для определения свойства name в классе.
- Аргумент необходимо передать при создании экземпляра класса:
- Внутри конструктора происходит ссылка на новый экземпляр.
Если конструктор в рассматриваемом элементе кода не описывается, функция constructor все равно будет создана. Она окажется пустой.
Поля
Добавить в код класс – не самая трудная задача для программиста в JS. Это базовый навык, который должен освоить каждый. Из-за того, что экземпляр class в JS – это объект, то у него есть свойства. Они носят название полей.
В рассматриваемом элементе кода можно увидеть несколько типов полей:
- экземпляра;
- самого класса.
Каждый из них бывает публичным и приватным. Первый доступен в пределах всего исходного кода, второй – внутри class, в котором он определен.
Приватные поля
Доступ к публичным полям экземпляра предоставляется в теле класса. Чтобы добавить «приватность», нужно перед именем поля поставить символ «решетка» (#):
Тут приватное поле – name. У метода getName в теле рассматриваемого элемента есть доступ к нему. А вот напрямую воспользоваться им не получится.
Если пользователю необходимо задать статичное приватное поле (которое относится к самому class), сделать это можно при помощи ранее предложенного примера:
Публичные поля
Это – самый распространенный элемент кода. Доступ к нему предоставляется по всему исходному коду:
Комментарии тут можно дать следующие:
- Name – это публичное поле экземпляра.
- Для того, чтобы было удобнее работать с рассматриваемым элементом, можно декларировать поля не в конструкторе, а в теле classes.
- Декларация в теле особо удобна, если нужно присвоить свойствам дефолтные значения. Это ситуация, при которой передача аргументов в конструктор не является обязательной.
Статичные поля (classes) – свойства, принадлежащие самому классу. Данный момент удобен, если нужно сохранять константы или информацию, актуальную для всех без исключения элементов class.
Здесь публичных переменных две – TYPE_ADMIN и TYPE_REGULAR. Так как строки кода указывают на статичность и принадлежность к рассматриваемому «главному» элементу, для обращения к ним нужно использовать имя User.Type_Admin. Если попытаться обратиться через экземпляр, код возвращает undefined.
Методы
Добавить классы в код – не самая трудная задача. Она требует хранения информации, которая будет использоваться приложением. На помощь приходят методы. Это – функции, которые выполняют те или иные операции с имеющимися данными. Могут быть как «экземплярными», так и статичными.
Методы экземпляра
Они имеют доступ к данным класса. Могут вызывать другие методы:
Здесь есть класс User. У него – метод getName. Как и в функции constructor this внутри метода ссылается на созданный «элемент» classes. А вот метод, который вызывает «себеподобный»:
Методы, как и поля, бывают приватными.
Геттер и сеттер
Геттеры и сеттеры – специальные методы, срабатывающие автоматически при обращении к полям для получения или корректировки имеющихся значений. Они имитируют обычное поле, но с большим контролем доступа:
- getter – выполняется, когда происходит попытка получения значения полей;
- setter – работает при установлении значения.
Выше – пример проверки на факт того, что name не является пустым элементом программного кода.
Статичные методы
Относятся непосредственно к классу. В них должна просматриваться логика, актуальная для всех будущих экземпляров. Необходимо помнить следующие принципы:
- статичные методы обладают доступом к статичным полям;
- не имеют доступа к полям экземпляра.
Встречаются как «публичные», так и приватные вариации. Составляются точно так же, как и при работе со статичными приватными свойствами.
Наследование
Еще один важный элемент написания программы – это наследование. Задается в JS при помощи ключевого слова extends. Надпись class Child extend Parent указывает на то, что элемент Child выступает наследником от class Parent. Происходит передача функции-конструктора, полей, методов.
Здесь Admin унаследовал функцию-конструктор, метод getName() и поле name. У него имеется и собственный элемент status, выступающий в качестве свойства.
Родитель: конструктор и класс
Если добавить в код класс наследник, то для инициализации потребуется вызвать функцию super(). Она отвечает за вызов конструктора класса-родителя.
Также в JS дочерние classes могут использовать ключевое слово super. Оно дает возможность вызова метода родителя:
Выше – пример того, как это выглядит в редакторе. Есть class User, а у него метод – renderProperties. Последний получает в виде аргумента элемент Node-дерева, а потом рендерит в него все поля. Наследник выглядит в этом случае так.