В состоянии длительного стресса можно столкнуться с дополнительными трудностями в обучении, связанными с работой мозга: беспокойные мысли приводят к ухудшению концентрации и внимания, падает качество сна, что влияет на способность запоминать новую информацию, появляется повышенная утомляемость. Состояние тревоги и стресса негативно влияет на когнитивные способности, и, следовательно, необходимо приложить дополнительные усилия, чтобы помочь себе справляться с учебой. В этом помогут техники, которые сделают процесс обучения более системным и результативным.
В этой заметке рассмотрим рекомендации, которые дает Барбара Оакли (доктор технических наук, автор популярного курса на Coursera “Learning how to learn”) в своей книге «Думай, как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее». Барбара приводит практические советы на примере изучения математических и естественных наук, но, разумеется, их можно приложить и к другим специальностям.
- Для усвоения сложного материала нужно большое количество времени, поэтому прокрастинация может стать серьезным препятствием. Она мешает сформировать прочные порции информации, как если бы спортсмены откладывали тренировки на последний момент, и тем самым, не успевали укрепить мышцы. Хорошее средство против прокрастинации — техника помидоро. Она предполагает 25-50 минут сосредоточенной работы с удержанием внимания на предмете изучения. После каждого блока такой работы можно сделать перерыв в 5-10 минут.
- Своевременно отдыхать. Если в процессе занятий появляется ярковыраженное чувство раздражения, это сигнал, что стоит сделать перерыв. Вовремя сделанный перерыв на отдых или другое занятие также поможет избежать прокрастинации.
- Заранее запланировать время окончания учебы и время на отдых. Зная, в какой срок нужно уложиться, будет меньше возникать соблазна лишний раз бесцельно отвлечься, а запланированный отдых пройдет без чувства вины за «бездействие».
- Составлять список задач на следующий день накануне вечером — это даст мозгу возможность заранее их осмыслить и подготовиться, что поможет утром сразу взяться за дело.
- «Лягушек» съедать сразу — то есть сложные и важные задачи делать первыми. Приступить к ним поможет та же техника помидоро. Если уделить несколько помидорок одной задаче, вы существенно продвинетесь в ее выполнении.
- Попробовать понаблюдать за собой — какие сигналы обычно ведут к прокрастинации? И не поддаваться им.
- На случай прокрастинации иметь запасной план. Если все же она случилась (все мы люди), чем полезным в это время можно заняться? Это может быть какая-то работа по дому, чтение книги или отложенных в закладки статей, например.
- В каждый момент времени мы пребываем либо в сфокусированном, либо в рассеянном режиме мышления. Сфокусированное мышление связано со способностью сосредотачиваться и предполагает рациональный и аналитический подход. Рассеянное мышление более креативно, оно связано с видением широкой картины и помогает находить неожиданные решения. Для обучения важны оба режима. Поэтому лучше заниматься ежедневно и понемногу, чем пару раз в неделю целый день: так у обоих типов мышления будет достаточно времени сделать так, чтобы вы усвоили новый материал.
Как перейти из сфокусированного мышления в рассеянное: главное – отвлечь мозг от рассматриваемой задачи. Примеры активаторов рассеянного режима: порисовать, послушать музыку, принять душ, заняться физической работой или спортом, побегать, потанцевать, помедитировать, поспать.
- Делать самые сложные задачи первыми, на свежую голову. Техника «сначала сложное, затем простое» делает работу мозга более эффективной, поскольку дает возможность разным участкам мозга работать над несколькими задачами одновременно.
- Чрезмерное упорство при решении конкретной задачи иногда вредно, поскольку сильное фокусирование без переключения в рассеянный режим мышления не работает. Однако, упорство и настойчивость в отношении верхнеуровневых задач и целей становится ключом к успеху, поскольку помогает нам преодолевать жизненные трудности и неудачи, которые имеют свойство отдалять наши мечты.
- Чтобы изучаемый материал остался в памяти надолго, то есть был помещен в долговременную память, новый материал необходимо повторять несколько раз. Метод интервальных повторений предполагает повторение информации по определенным, возрастающим интервалам: например, повторить изученное за сегодня завтра, потом через пару дней, через неделю, через месяц.
- Сформировать привычку пересказывать и активно вспоминать материал вместо пассивного перечитывания. Перечитывание только лишь создает иллюзию запоминания. Также иллюзию запоминания создают различные подчеркивания, выделение информации, которую вы еще не запомнили.
- Эффективные способы запоминания нового материала:
- понимание принципов: что конкретно делаешь, как это работает;
- записывание от руки;
- активное вспоминание изученного;
- пересказ своими словами;
- объяснение изученного другим (зачастую понимание приходит во время объяснения);
- повторение сложной информации перед сном и утром после пробуждения.
Студентоориентированный подход, который предполагает самостоятельное овладение материалом и взаимодействие учащихся друг с другом, является мощным средством обучения. Подробнее об этом можно почитать на Хабр, в интервью одного из авторов курса Online Teacher в OTUS Олега Швеца.
- Чтобы лучше понять новый сложный материал, поразмышляйте вслух.
Если при решении упражнения вы зашли в тупик, попробуйте поговорить о нем вслух. Во время разговора активизируются различные участки мозга. Хотя лучше всего это работает при общении с другим человеком, домашние животные тоже подойдут. Именно так наша собака изучила полиморфизм.
(Кэти Сьерра и Берт Бейтс, «Изучаем Java»)
- Постараться организовать учебное пространство так, чтобы было как можно меньше отвлекающих факторов.
- Не поддаваться отвлекающим мыслям о возможном неуспехе, поработать с негативными автоматическими мыслями. Если вдруг пропал настрой на работу, стоит изменить фокус внимания с негативных мыслей на позитивные, напомнить себе о своих целях. Нежелание начинать работу — абсолютно нормальное чувство, и его можно преодолеть.
- При успешном прохождении сложных разделов или сдаче проектов уделить несколько минут тому, чтобы внутренне отметить успех, порадоваться своему прогрессу.
- Кажущийся недостаток каких-либо способностей можно компенсировать сосредоточенностью, трудолюбием и упорством. Именно практика – особенно целенаправленная работа с самыми сложными аспектами материала – может возвысить средние способности мозга до уровня интеллектуальных возможностей людей, обладающих «природным» даром. Работоспособность заменяет талант или, скажем лучше — создает его.
- Регулярная физическая активность улучшает память и повышает способности к обучению. Поэтому время, затраченное на спорт, точно окупится.
Желаем вам успехов в достижении целей!