Как учиться эффективнее? 19 рекомендаций Барбары Оакли

В состоянии длительного стресса можно столкнуться с дополнительными трудностями в обучении, связанными с работой мозга: беспокойные мысли приводят к ухудшению концентрации и внимания, падает качество сна, что влияет на способность запоминать новую информацию, появляется повышенная утомляемость. Состояние тревоги и стресса негативно влияет на когнитивные способности, и, следовательно, необходимо приложить дополнительные усилия, чтобы помочь себе справляться с учебой. В этом помогут техники, которые сделают процесс обучения более системным и результативным. 

В этой заметке рассмотрим рекомендации, которые дает Барбара Оакли (доктор технических наук, автор популярного курса на Coursera “Learning how to learn”) в своей книге «Думай, как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее». Барбара приводит практические советы на примере изучения математических и естественных наук, но, разумеется, их можно приложить и к другим специальностям.

  1. Для усвоения сложного материала нужно большое количество времени, поэтому прокрастинация может стать серьезным препятствием. Она мешает сформировать прочные порции информации, как если бы спортсмены откладывали тренировки на последний момент, и тем самым, не успевали укрепить мышцы. Хорошее средство против прокрастинации — техника помидоро. Она предполагает 25-50 минут сосредоточенной работы с удержанием внимания на предмете изучения. После каждого блока такой работы можно сделать перерыв в 5-10 минут. 
  1. Своевременно отдыхать. Если в процессе занятий появляется ярковыраженное чувство раздражения, это сигнал, что стоит сделать перерыв. Вовремя сделанный перерыв на отдых или другое занятие также поможет избежать прокрастинации.
  1. Заранее запланировать время окончания учебы и время на отдых. Зная, в какой срок нужно уложиться, будет меньше возникать соблазна лишний раз бесцельно отвлечься, а запланированный отдых пройдет без чувства вины за «бездействие». 
  1. Составлять список задач на следующий день накануне вечером — это даст мозгу возможность заранее их осмыслить и подготовиться, что поможет утром сразу взяться за дело.
  1. «Лягушек» съедать сразу — то есть сложные и важные задачи делать первыми. Приступить к ним поможет та же техника помидоро. Если уделить несколько помидорок одной задаче, вы существенно продвинетесь в ее выполнении.
  1. Попробовать понаблюдать за собой — какие сигналы обычно ведут к прокрастинации? И не поддаваться им.
  1. На случай прокрастинации иметь запасной план. Если все же она случилась (все мы люди), чем полезным в это время можно заняться? Это может быть какая-то работа по дому, чтение книги или отложенных в закладки статей, например.
  1. В каждый момент времени мы пребываем либо в сфокусированном, либо в рассеянном режиме мышления. Сфокусированное мышление связано со способностью сосредотачиваться и предполагает рациональный и аналитический подход. Рассеянное мышление более креативно, оно связано с видением широкой картины и помогает находить неожиданные решения. Для обучения важны оба режима. Поэтому лучше заниматься ежедневно и понемногу, чем пару раз в неделю целый день: так у обоих типов мышления будет достаточно времени сделать так, чтобы вы усвоили новый материал.

Как перейти из сфокусированного мышления в рассеянное: главное – отвлечь мозг от рассматриваемой задачи. Примеры активаторов рассеянного режима: порисовать, послушать музыку, принять душ, заняться физической работой или спортом, побегать, потанцевать, помедитировать, поспать.

  1.  Делать самые сложные задачи первыми, на свежую голову. Техника «сначала сложное, затем простое» делает работу мозга более эффективной, поскольку дает возможность разным участкам мозга работать над несколькими задачами одновременно.
  1. Чрезмерное упорство при решении конкретной задачи иногда вредно, поскольку сильное фокусирование без переключения в рассеянный режим мышления не работает. Однако, упорство и настойчивость в отношении верхнеуровневых задач и целей становится ключом к успеху, поскольку помогает нам преодолевать жизненные трудности и неудачи, которые имеют свойство отдалять наши мечты.
  1. Чтобы изучаемый материал остался в памяти надолго, то есть был помещен в долговременную память, новый материал необходимо повторять несколько раз. Метод интервальных повторений предполагает повторение информации по определенным, возрастающим интервалам: например, повторить изученное за сегодня завтра, потом через пару дней, через неделю, через месяц.
  1. Сформировать привычку пересказывать и активно вспоминать материал вместо пассивного перечитывания. Перечитывание только лишь создает иллюзию запоминания. Также иллюзию запоминания создают различные подчеркивания, выделение информации, которую вы еще не запомнили.
  1. Эффективные способы запоминания нового материала:
  • понимание принципов: что конкретно делаешь, как это работает; 
  • записывание от руки;
  • активное вспоминание изученного;
  • пересказ своими словами;
  • объяснение изученного другим (зачастую понимание приходит во время объяснения);
  • повторение сложной информации перед сном и утром после пробуждения.

Студентоориентированный подход, который предполагает самостоятельное овладение материалом и взаимодействие учащихся друг с другом, является мощным средством обучения. Подробнее об этом можно почитать на Хабр, в интервью одного из авторов курса Online Teacher в OTUS Олега Швеца.

  1. Чтобы лучше понять новый сложный материал, поразмышляйте вслух.

Если при решении упражнения вы зашли в тупик, попробуйте поговорить о нем вслух. Во время разговора активизируются различные участки мозга. Хотя лучше всего это работает при общении с другим человеком, домашние животные тоже подойдут. Именно так наша собака изучила полиморфизм.

(Кэти Сьерра и Берт Бейтс, «Изучаем Java»)
  1. Постараться организовать учебное пространство так, чтобы было как можно меньше отвлекающих факторов.
  2. Не поддаваться отвлекающим мыслям о возможном неуспехе, поработать с негативными автоматическими мыслями. Если вдруг пропал настрой на работу, стоит изменить фокус внимания с негативных мыслей на позитивные, напомнить себе о своих целях. Нежелание начинать работу — абсолютно нормальное чувство, и его можно преодолеть.
  3. При успешном прохождении сложных разделов или сдаче проектов уделить несколько минут тому, чтобы внутренне отметить успех, порадоваться своему прогрессу.
  4. Кажущийся недостаток каких-либо способностей можно компенсировать сосредоточенностью, трудолюбием и упорством. Именно практика  – особенно целенаправленная работа с самыми сложными аспектами материала – может возвысить средние способности мозга до уровня интеллектуальных возможностей людей, обладающих «природным» даром. Работоспособность заменяет талант или, скажем лучше — создает его.
  5. Регулярная физическая активность улучшает память и повышает способности к обучению. Поэтому время, затраченное на спорт, точно окупится.

Желаем вам успехов в достижении целей!

Как учиться эффективнее? 19 рекомендаций Барбары Оакли