Как иллюстрацию того, почему мы решили написать этот курс, посмотрите 10-секундный таймлапс одного и того же студента во время просмотра обучающего ролика по математике и фильма «Звёздные войны».

Видите, как сложно человеку удерживать внимание, если речь идет не о развлекательном контенте? Давайте разберемся, отчего так происходит.

Немного научного подхода: SSDL, Джеральд Гроу

Есть такая модель, которая называется SSDL (the Self-Directed Learning Model) или самонаправленное образование и автономность студентов. Наши преподаватели знакомы с этой моделью, поскольку изучают основы педагогики на курсе FullStack Educator до того, как приступают к преподаванию.

Прикрепляем видео, в котором вы тоже можете ознакомиться с этой моделью поподробнее:

Если коротко, то когда мы учимся, то проходим 4 стадии. С каждой стадией мы становимся все независимее и автономнее.

На первой стадии, которая называется «зависимый», идет процесс адаптации. Для нее характерны завышенные требования к ведущему. Поэтому нам могут не нравиться в преподавателе даже такие вещи как майка, в которую он одет. И это нормально, это пройдет со временем — по мере того, как вы будете становиться независимее и самостоятельнее. Более того, эта майка преподавателя, которая очень не нравится сейчас, может при переходе от стадии к стадии SSDL стать любимой майкой, вы даже купите себе такую же!

  • Сталкивались ли вы когда-нибудь с такими негативными эмоциями, как неприязнь к одежде преподавателя или его голосу? Если да, то прошло ли это со временем?

Тревожность на первых порах и в середине курса

Среднее привыкание к преподавателю и к его манере преподавания составляет 3-4 занятия. Тревожность на первых занятиях связана в том числе с мыслью: «Это у меня всё не так? Или на той стороне тоже не так?». Вы не одни, тревожно не только вам, но и вашим сокурсникам, и даже преподавателям. Мы говорим: «Нельзя не бояться. Можно бояться и делать». Мы испытываем тревожность не только в начале курса, но и когда к нам приходит новый преподаватель в середине курса. Мы уже знакомы с платформой, процессом обучения, поэтому стресса меньше, но все равно будет происходить привыкание к новому человеку.

«Что это за человек? Какой протокол задействовать при обучении с ним? Такой же или другой?»

Именно поэтому наши преподаватели используют «правила взаимодействия» на вебинаре и рассказывают о себе, чтобы снять первичную тревожность от нового знакомства. Преподаватели — тоже люди и они нервничают не меньше вашего. Поэтому, если в середине курса к вам подключился новый преподаватель, приглашаем вас поддержать его и рассказать о себе в чатике или голосом.

Как учатся взрослые?
  • Испытываете ли вы тревожность, когда идете в новое незнакомое место с новыми людьми? Что помогает вам справиться с тревожностью?

В OTUS мы опираемся на три главных принципа:

  1. у каждого свой путь,
  2. безопасная среда для обучения,
  3. рефлексия полученных знаний и опыта.

Посмотрим, что стоит за этими понятиями.


У каждого свой путь

Согласно модели Дэвида Колба, программа обучения взрослого состоит из четырех этапов. Обучение может начинаться с любого этапа. Например, некоторые люди начинают этот процесс с теории или обдумывания.

Как учатся взрослые?

По этому принципу выделяют 4 типа людей. Активисты начинают с приобретения опыта методом проб и ошибок, мыслители — сначала размышляют, а потом действуют, теоретики — с изучения теоретических данных, а прагматики — с практического применения новых знаний. Зачастую, несколько стилей обучения могут комбинироваться в одном человеке. Просто какой-то из них будет наиболее выражен.

Хотите узнать, какой вы OTUS HEROES? Подробнее в главе «Скажи мне, как ты учишься, и я скажу кто ты»

Что такое безопасная среда?

Эффективно учимся мы только в безопасной среде. Поскольку у нас сильная зависимость на первых этапах и завышенные ожидания, то мы можем чувствовать себя небезопасно. Мы еще не знаем правила коммуникации на курсе, не знакомы с преподавателями, подстраиваемся и встраиваемся в новый процесс, чувствуем себя дискомфортно от новой платформы.

Как учатся взрослые?

Чтобы начать чувствовать себя безопаснее, нам потребуется какое-то время для привыкания.

Именно поэтому первые занятия самые тревожные и волнительные. С точки зрения нас как организаторов мы делаем все возможное, чтобы облегчить этот процесс.

  • Знакомы ли вы уже с вашим комьюнити-менеджером?

Что такое рефлексия и зачем она нужна?

Рефлексия — это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Есть исследования, которые показывают, что опыт, полученный с рефлексией, и опыт, полученный без рефлексии, очень сильно отличаются по качеству.

Рефлексия очень важна. Иногда, если мы не поговорили о том, как мы учимся, то у нас не остается ощущения, что мы учились. Некоторым людям очень важно рефлексировать. Кроме этого, благодаря рефлексии мы вспоминаем, что прошли на занятии.


Вернуться: Как подготовиться к обучению в OTUS

Читать далее: Что делать во время прохождения обучения?