Разработка игр и иного контента требует не только наличия опытных программистов. Помимо них, огромную роль играют другие профессии. Пример – тестировщик. Изначально – это человек, который тестирует (проверяет) софт и его функционирование.

Тестировщики часто слышат такие словосочетания как “usability testing” и «junior qa». Данная статья поможет усвоить главное для предложенных терминов. А еще расскажет о тестировании и карьерном росте в выбранном направлении.

Usability Testing – это…

Данным термином принято описывать метод оценивания эффективности и удобства применения имеющегося интерфейса. Особенно актуально при создании сложного программного обеспечения и игр.

В качестве респондентов могут привлекаться представители ЦА (целевой аудитории), которые будут взаимодействовать с interface, осуществляя порученные манипуляции. Задания и задачи продумываются заранее.

Юзабилити-специалист, опираясь на поведение респондента, будет формировать выводы о наличии проблем в интерфейсе, а также о том, какой характер они носят.

Для чего придумано

Тестирование «типа» юзабилити требуется для того, чтобы создавать эффективные продукты и продвигать их. Помогает понять причины, по которым:

  • у веб-магазина отсутствует конверсия;
  • потенциальные клиенты звонят операторам с вопросами, ответы на которые уже имеются на сайтах;
  • софт получает негативные отзывы;
  • на работу предлагаемого программного обеспечения жалуются узкоспециализированные работники.

На практике такой подход встречается достаточно часто. Его используют не только мелкие компании, но и крупные организации. Респонденты здесь – центральные личности, источники бесценной информации.

Когда еще требуется usability

Упомянутые тестирования нужны дополнительно в ситуациях, когда:

  1. Хочется провести сравнение двух интерфейсов. Пример – новый и старый, собственный и конкурентный. Делается это с целью поиска оптимального решения для софта.
  2. Нужно сравнить удобство интерфейса для нескольких пользовательских групп.
  3. Хочется предусмотреть возможные проблемы usability в контенте до его непосредственного выпуска. Отличное решение, которое позволит в будущем избежать большинства проблем.
  4. Проводится оценка соответствия приложения установленным KPI.

Посредством данного тестирования вы сможете выпускать на рынок универсальные утилиты, которые уже будут проверены респондентами целевых групп. Отличное решение для любого контента.

Отличие от фокус-группы

Тестер должен отличать UX-проверку от фокус-групп. Для этого нужно учитывать следующие моменты:

  1. В фокус-группах респондент не может работать самостоятельно. Он будет поддерживать коммуникацию с остальными участниками «проверки», обсуждая поставленную проблему.
  2. Соответствующий вариант хорошо подходит для формирования общего представления о контенте.
  3. Фокус-группы не позволяют оценивать непосредственное удобство. Связано это с низким уровнем информативности.
  4. При юзабилити тестировании респондент – самостоятельный участник процесса. Он будет «работать» обособленно от остальных.
  5. Каждый респондент выполняет задания, которые пользователю заранее предоставил UX-модератор.
  6. За поведением пользователя ведется наблюдение. На основании полученных данных эксперты делают вывод о том, как нужно откорректировать имеющийся проект.

Результатом рассматриваемого тестирования служит описание обнаруженных UX-проблем, а также предоставление рекомендаций по их устранению, опирающиеся на поведении, а не на мнении респондента.

Виды usability testing

Чтобы быть хорошим тестером, требуется иметь представление о том, какие виды «проверок» в сфере юзабилити существуют. Критерии классификации совершенно разные. Все они активно применяются на практике.

Степень участия модератора или UX аналитика

Первая классификация – это по тому, какое именно участие принимает аналитик UX в рассматриваемом процессе. Существуют следующие варианты:

  1. Модерируемое. При подобных обстоятельствах модератор выдает готовые задания. Специалист наблюдает за их выполнением и задает уточняющие вопросы респонденту.
  2. Немодерируемое. Проверки проводятся через специализированные сервисы. Они занимаются выдачей заданий, сбором метрики, а также предоставлением обратной связи. Модератор тут не фигурирует.

Оба варианта одинаково хороши. Их можно использовать поочередно для одного и того же продукта с целью оптимизации полученной информации.

По месту расположения

Следующая классификация – по месту расположения тестирования. Все зависит от того, где находится респондент:

  1. Очный вариант. При подобных обстоятельствах модератор и респондент сидят в одном помещении. Обычно это лаборатория. Предусматривается непосредственное общение друг с другом.
  2. Удаленный способ. Респондент принимает участие в тестировании из дома или офиса. Обычно представлено немодерируемой проверкой. Если нужно, можно общаться с респондентом посредством совершения видеозвонков.

Первый вариант в условиях современности встречается все реже. Но это не значит, что он плохой. Просто удаленное тестирование более удобно большинству участников юзабилити тестирования.

Зависимость от целей

Классифицировать рассматриваемый процесс можно и по тому, чего именно хотел добиться аналитик:

  1. Эксплораторное. Осуществляется тогда, когда проводится разработка концепций интерфейса. Помогает проверить, насколько она соответствует пользовательским потребностям, пониманию и ожиданиям.
  2. Проверочное. Вариант, который помогает обнаруживать и корректировать UX проблемы. Также служит средством оценки эффективности результирующего приложение или его макетов.
  3. Сравнительное. Название говорит само за себя. Такой прием позволяет сравнивать эффективность текущей разработки со старыми или конкурентными. Один респондент здесь ничем не поможет – чтобы изучить интерфейс и проанализировать его, приглашают целые группы людей.

Трудно определить, какой вариант лучше использовать. Для большинства целей применяется очная лабораторная проверка. За счет нее выходит не только сбор информации по интерфейсам, но и обратная связь от участников. А вот сравнение нескольких interfaces идеально осуществляется посредством удаленного юзабилити тестирования, в основном немодерируемого типа. Экономит немало времени, сил и ресурсов. Единственный минус – отсутствие глубинного восприятия проблем, с которыми сталкиваются пользователи.

Как проходит процесс

Давайте разберемся, каким образом начинают рассматриваемую «проверку». Наиболее распространенный вариант – модерируемый и очный. Именно на нем будет заострено внимание далее.

При подобных обстоятельствах:

  1. Респондент приезжает в место проведения проверки. Обычно это лаборатория компании.
  2. Аналитики общаются с заказчиками, чтобы получить информацию о продукте в больших объемах. На этом этапе уточняются гипотезы и цели.
  3. UX модератор (аналитик) составляет сценарий проверки. Соответствующий документ содержит инструкции для респондента, а также список тестируемых задач и вопросы, которые будут заданы после выполнения той или иной операции.
  4. Происходит согласование сценария с заказчиком. При необходимости проводится его корректировка.
  5. После происходит выборка респондентов. Обычно это группа до 12 человек. Некоторые компании привлекают в качестве участников своих клиентов.
  6. По прибытию на тест модератор объясняет суть процесса.
  7. Респондент получает сценарий и отправляется его выполнять. За этим активно следит аналитик. Он фиксирует юзабилити-метрики.
  8. На основании полученной информации составляется UX отчет.
  9. Документация передается заказчику.

В процессе юзабилити тестирования может использоваться запись видео. Опыт показывает, что такой вариант дает больше информации. Пример – можно сделать выводы об интерфейсе более развернутыми за счет анализа движения глаз.

Сколько времени отнимает

Тестированиям после того, как участник начал процесс, отводится не слишком много времени. На проверку уходит около 2-х часов. Половину времени отнимают непосредственные действия, а остаток затрачивается на беседы с модераторами и подготовку. Удлинять сессии нет никакого смысла, так как проверяющие рискуют устать и наделать ошибок. Все это негативно сказывается на получаемых результатах. Читать инструкции долгое время и следовать им четко способен далеко не каждый.

Если же интересна «длина» проверки с учетом согласования сценариев и поиска участников, стоит учесть – это тоже не слишком долгая операция. Она в среднем занимает до 3-х суток. Лишь в некоторых ситуациях процедура затягивается на срок до 3-4 месяцев.

Из чего состоит отчет

По завершении юзабилити тестирования инженер аналитик составляет отчет. Он включает в себя:

  • сведения об особенностях предмета проверки;
  • цели и задачи проекта;
  • данные участника;
  • методики организации проверки;
  • метрики;
  • ошибки, которые нашел пользователь;
  • рекомендации по устранению проблем;
  • иллюстрированное описание ошибок с критичностью и частотой встречаемости;
  • тепловые карты.

Последний элемент отсутствует, если не была проведена регистрация движения глаз. Отчетность может быть разных «версий». Они меняются в зависимости от софта, целей, задач и заказчика.

Во сколько обойдется

Когда особенности рассмотренного процесса становятся понятны, стоит выяснить, во сколько он обойдется. Анализ и проверка софта – важные операции, требующие привлечения не только целевой аудитории, но и опытных аналитиков.

Стоимость обслуживания в Москве в среднем составляет порядка 300-350 тысяч рублей. Сюда включены все описанные выше этапы.

О тестировщиках и аналитиках – как ими стать

Чтобы осуществлять проверку игр и другого контента на «любительском» уровне или в качестве респондента, достаточно являться целевой аудиторией соответствующего проекта. Но есть и специалисты, которые называются «тестерами». Далее вы узнаете, как начать карьеру в QA в качестве tester.

QA инженер – кто это

QA Engineer – специалист, который делает весьма важные дела. Он отвечает за проверку программного обеспечения, систем и приложений. На основании полученных данных формирует отчет для дальнейшего изучения.

Такой специалист должен хорошо разбираться в контенте, подлежащий проверке. А еще предлагает улучшения, базирующиеся на полученных отчетах. Направление обширное и имеет множество «ступеней».

Карьерная лестница

При юзабилити тестировании рассматриваемый специалист будет крайне ценным. В зависимости от опыта работы, будет несколько меняться роль оного:

  1. Стажер. Это первоначальная ступень. Здесь отсутствует опыт работы. Можно сказать, что такой работник делает самые простые задачи, помогает более опытным коллегам, учится.
  2. Новичок или Junior. В среднем опыт работы составляет полгода. Ему доверяют самое простое тестирование.
  3. QA-Engineer. В отличие от джуниора умеет работать со скриптами тестирования и самостоятельно проводить проверки. Занимается составлением отчетов. Анализирует результаты улучшения показателей.
  4. Старший инженер. Работник с богатым опытом и сроком труда. Хорошо разбирается в разных видах тестирования, берет на себя кураторство новичками.
  5. Senior. Так называют ведущих специалистов. Senior выступает в качестве руководителя команды инженеров. Занимается оценкой сроков тестирования, определяет самые эффективные решения поставленной задачи.
  6. Разработчик. После Senior Engineer идет разраб. Полученные навыки позволяют не только проводить юзабилити тестирование, но и самостоятельно создавать/проверять собственный контент.
  7. Менеджер. Специалист с хорошо прокаченными аналитически-управленческих навыках. Отвечает за постановку задач команде. Следит за выполнением поручений.

Последняя ступень – это бизнес-аналитик. Является посредником между заказчиком и командой. Хорошо разбирается в бизнес-процессах и способен переводить задачи на язык разрабов.

Чем занимается Junior

Путь до разработчика или бизнес-аналитика тяжелый и долгий. Сначала стоит обратить внимание на ступень «Новичок». Такой специалист:

  • понимает жизненный цикл программного обеспечения;
  • умеет работать с анализаторами траффика;
  • разбирается в принципах клиент-серверной архитектуры;
  • занимается юзабилити тестированием (ручным) десктопного и мобильного ПО;
  • документирует получаемые результаты из раза в раз;
  • заносит дефекты в Jira;
  • составляет тест-кейсы, чек-листы и тест-планы;
  • запускает и анализирует результаты автоматизированных проверок;
  • разрабатывает документацию и сценарии.

Цена Engineer в выбранном направлении на этапе «джуниор» не слишком высокая. Специалист сможет получать около 30-40 тысяч рублей в месяц. Иногда стоимость оплаты труда чуть выше.

Требования

Джуниор должен соответствовать определенным требованиям. А именно – обдать навыками:

  • тест-дизайна;
  • написания сценарием для юзабилити тестирования и не только;
  • тестов веб-приложений;
  • анализирования проблем;
  • знания методологий и принципов разработки программного обеспечения;
  • грамотного документирования проделываемых действий.

Работнику предстоит разбираться в иностранном языке, а также программировании. В идеале начать интересоваться разработкой программного обеспечения. Это поможет не только в юзабилити-тестировании, но и в быстром продвижении по карьерной лестнице.

Важно: чем богаче опыт труда и больше портфолио, тем выше стоимость оплаты работы сотрудника.

Как начать карьеру

Разработка и тестинг могут осваиваться несколькими способами. Многое зависит от личных предпочтений человека:

  1. ВУЗ. Первый и самый долгий подход. Отнимает от 5 лет, является дорогостоящим (если не поступить на бюджет). Можно выбрать направление «Программирование». Отличный старт для тех, у кого полно времени и сил.
  2. Самообразование. Неплохой подход для тех, у кого хорошее чувство самоконтроля. В отличие от предыдущего варианта можно учиться в любое время. А еще – больше практиковаться и концентрироваться лишь на сферах, которые интересуют человека. Стоимость минимальна, а иногда и вовсе нулевая – если не тратиться на сопутствующую литературу.
  3. Курсы. Самый эффективный подход. В основном курсы организовываются дистанционно, для обучения требуется подключение к интернету. Есть предложения и для новичков, и для продвинутых тестеров.

В последней ситуации по завершению обучения, которое длится до 12 месяцев, ученику выдадут сертификат, подтверждающий знания. Так получается достаточно быстро освоить юзабилити тестирование и иные сферы разработки.

P. S. Большой выбор курсов по тестированию есть и в Otus. Среди них широко представлено и направление автоматизации. Есть варианты как для продвинутых, так и для начинающих пользователей.