Разработка игрового софта – перспективное направление, требующее грамотного подхода. Создавать развлекательный контент не всегда легко. Для этого у человека должны быть не только идеи, но и четко составленный план действий. А еще – определенный багаж знаний и навыков.

Современные технологии позволяют заниматься программированием игр в одиночку или при помощи команды. Второй подход более быстрый, но дорогостоящий. В данной статье будет рассказано о том, что поможет научиться создавать собственное игровое программное обеспечения с минимумом опыта или вовсе без него.

Разработчик или программист

Но сначала важно разобраться, кто занимается созданием развлекательного софта. В мире есть две схожие между собой профессии – программист и разработчик.

Первый специалист – это человек, который умеет создавать программные коды. Он специализируется на решении конкретных задач. Является частью команды, работающей над игрой или иным софтом. Программер знает, какой инструментарий поможет решить поставленную задачу. Он действует согласно имеющимся шаблонам, дающим предельный результат.

Разработчик – более глубокое понятие. Такой специалист – это творческая личность. Он не просто программирует, а создает то, что в будущем будет единым целым. Примеры:

  • сайт;
  • разнообразное программное обеспечение;
  • игры;
  • виджеты.

Такой работник будет не просто заниматься написанием игр. Он хорошо разбирается в архитектуре ПО, а также концепциями и техническими заданиями. Разработчик будет продумывать продукт полностью.

Терминология – что стоит понимать разработчику

Создание игр для любой платформы – это творческий, хоть и не самый простой процесс. Перед полным погружением в тематику, важно запомнить несколько ключевых терминов. Без них разработка любого программного обеспечения окажется невозможным.

Запомнить рекомендуется следующие понятия:

  1. Алгоритм – набор правил и инструкций, необходимых для решения поставленной перед программером или разрабом задачи.
  2. Программа – организованный и систематизированный набор инструкций, которые при обработке и реализации отвечают за выполнение конкретных функций и задач. Обрабатываются центральным процессором устройства.
  3. API – интерфейс прикладного программирования. Представляет собой правила, инструкции, указания и протоколы, необходимые для создания софта и игр. Предназначен для упрощения общения будущей утилиты с сторонними службами, виджетами, программами.
  4. Аргумент – значение, передаваемые в команду или функцию.
  5. Символ – единица отображения информации, которая равна одной буквенной или цифирной записи.
  6. Объект – связанные между собой переменные, константы и структурные данные, выбираемые и обрабатываемые совместно.
  7. Объектно-ориентированное программирование – модель, которая позволяет проводить разработку утилит на основе объектов и данных, а не «логики» и «действий».
  8. Класс – набор связанных между собой объектов с общими свойствами.
  9. Код – письменный набор инструкций, написанный при помощи протоколов выбранного заранее языка. При обработке специальной средой превращается в ПО.
  10. Тип данных – классификация электронных материалов определенного типа.
  11. Массив – множество схожих типов значений данных, подлежащих предварительной группировке.
  12. Фреймворк – готовые блоки кода, которые помогают разработке игр и иного софта. Разработчики и программисты могут корректировать их с целью расширения функционала. Представлены фреймворки библиотеками, компиляторами, а также API и иными компонентами.
  13. Операнд – объект, которым можно манипулировать через операторы.
  14. Оператор – элемент в программировании, который умеет управлять операндами.
  15. Переменная – элементарная единица хранения информации в программе.
  16. Язык высокого уровня – позволяет записывать приложения, независима от типа используемого устройства.
  17. Низкоуровневый язык – похож на машинный. Позволяет обеспечить небольшую абстракцию концепций программирования.
  18. Машинный язык – код, который состоит из двоичных цифр и битов. Его понимает компьютер или иная машина. Человек его разобрать не сможет.
  19. Язык разметки – язык программирования, состоящий из легко понятных ключевых слов, а также тегов. Они необходимы для форматирования общего представления страницы и ее содержимого. Разработка с применением такого варианта обычно ведется в текстовых редакторах.
  20. Синтаксис – принципы и правила передачи операторов, а также взаимодействия функций и иных элементов программного кода.

Все это – база разработки игр, независимо от того, для какой платформы будет создаваться контент. Рассмотренные термины встречаются во всех языках программирования без исключений.

Как можно написать игру – способы

Программирование требует от программера хорошо продуманного плана действий. Это поможет значительно сократить время на разработку софта. Создавать игры удается несколькими способами:

  1. С нуля. Это – самый долгий путь. Программный код здесь пишется полностью с нуля. Если разработчиком игр создается крупный проект, ему рекомендуется привлечь команду дизайнеров, тестировщиков, а также программистов для ускорения процесса.
  2. Через игровой движок. Самый популярный подход, особенно среди начинающих. Через специальные утилиты – движки, человек будет создавать программный код. Его блоки, а также все функции и возможности уже прописаны в виджетах. Некоторые игровые движки позволяют быстро сделать собственную игрушку без существенных навыков в программировании.
  3. При помощи шаблонов. Еще один хороший подход для начинающих. Разработка по шаблонам не позволит на выходе получить 100% уникальную игру, зато обучит программера основам разработки софта. В шаблонах необходимо заменять имеющиеся элементы на собственные, чтобы на выходе получить желаемый продукт.

Именно на игровых движках будет сделано акцент далее. Для этого приема не нужно отлично разбираться в коддинге. Начать работу сможет даже новичок. Главное – выбрать языки программирования, а также определиться с движком для дальнейшего использования.

Какой язык выбрать

Каждый, кто когда-либо писал программный код, знает – необходимо перед разработкой контента определиться с языком. Это – «способ общения» устройства с пользователем, а также железом и иными приложениями.

Универсальный софт

Кроссплатформенная разрабо тка на практике встречается достаточно часто. Она позволяет быстро создавать коды, которые легко могут быть портатированы на самые разные платформы – ОС, консоли, мобильные устройства.

К кроссплатформенным языкам можно отнести:

  • C++;
  • C;
  • C#;
  • Java;
  • JavaScript;
  • Corona;
  • LUA;
  • Pascal;
  • Python.

Единственный недостаток кроссплатформенной разработки – это быстродействие. Для некоторых операционных систем (мобильных) при таком варианте некоторые функции и возможности реализовать без ошибок с первого раза вряд ли получится.

Нативная разработка

Второй вариант – это нативная разработка игр и иного программного обеспечения. С ней сложные функции реализовывать намного проще. Но и учить придется отдельные языки, которые имеют мало общего с кроссплатформенными.

Для того, чтобы создавать софт под iOS, можно выбрать Objective-C или Swift. Первый вариант – это старый и проверенный временем язык, специализирующийся на утилитах для продукции от компании Apple. Второй – его более новый и совершенный конкурент.

Для того, чтобы писать игры под Android, подойдет Kotlin, а также Android. Некоторые предпочитают веб-разработку для популярной мобильной операционной системы.

Что же лучше

Вот советы по выбору языков, которые помогут найти оптимальное решение для разработки игрового контента:

  • iOS и продукция Apple – Swift или Objective-C;
  • браузерные утилиты – JavaScript, HTML;
  • разработка больших крупнобюджетных приложений (класса ААА) – C++;
  • игры типа Minecraft, включая утилиты под Андроид – Java;
  • Flash-игры – ActionScript, LUA или JS;
  • Небольшие консольные игры – C#.

Сразу браться за C++ и создавать крупные проекты не рекомендуется. Этот язык программирования не так просто освоить. Поэтому сначала можно попрактиковаться на других, кроссплатформенных вариантах. Примеры – Python, C, Java. Их довольно легко освоить даже начинающим.

Один или несколько

Каждый, кто когда-либо хотел заниматься созданием игрового контента, рано или поздно задумывался над тем, сколько языков программирования знать. Одного достаточно для того, чтобы учиться коддить. Но для крупных проектов часто требуется освоение нескольких «способом общения и коддинга».

Хороший разработчик со временем должен освоить 3-5, а лучше 7-8 языков программирования. Это сделает его мастером-универсалом в выбранной области. Но на первых порах достаточно разбираться хотя бы в 2-х «методах коддинга».

Современный Game Dev предусматривает разработку крупных и сложных проектов на C++. Некоторые разрабы осваивают его и пару-тройку скриптовых языков. Этого будет достаточно для кроссплатформенного программирования.

Выбор движка

В числе важных для разработки игр пунктов числится выбор движка. Он зависит не только от масштабов проекта, но и от языка, выбранного для коддинга. Далее представлены самые популярные и удобные движки, при помощи которых удастся создать что-то свое и интересное.

Работа с 2D

Конструктор для создания игр во многом зависит от того, какую анимацию будет использовать разработчик. Одним из самых простых вариантов является 2D-графика. Здесь текстуры накладываются на созданные фигуры. Для мобильной разработки такой вариант – один из самых популярных.

Game Maker Studio 2

Платный конструктор для создания игр с двумерной анимацией. Разработка здесь позволяет при определенной сноровке сделать небольшую 3D-игрушку.

GMS2 предусматривает:

  • простой и понятный интерфейс;
  • высокую производительность;
  • мощный функционал;
  • редактор спрайтов и анимации;
  • Drag and Drop интерфикс;
  • прекрасно работающий отладчик;
  • аудиомикшер.

Это – отличный и недорогой продукт для начинающих путь разработки.

ClickTeam

Программа, основанная на визуальном программировании. Этот движок поймет даже далекий от разработки человек. Принцип работы базируется на перетаскивании значков и иконок, нажатии на разнообразные встроенные функции, установке условий.

Для ClickTeam существуют разнообразные туториалы и гайды, которые находятся в свободном доступен.

GoDot

GoDot – конструктор, не требующий от человека никаких затрат. Бесплатная и мощная платформа. Позволяет работать не только с 2D, но и с 3D.

Выделяется хорошим комьюнити, а также возможностью проведения простой настройки управления в будущей игре.

Love2D

Love2D – проект, относящийся к open source. Он выделяется:

  • базой на LUA;
  • ориентированностью на двумерную графику;
  • открытым кодом.

Данная разработка – это не движок, а фреймворк с отличным функционалом для будущих игр.

Defold

Продукт от корпорации King, которая прославилась своими мобильными играми. Defold значительно проще Love2D. Он обладает следующими особенностями:

  • понятный функционал, при помощи которого с разработкой игр не возникнет никаких проблем;
  • мощность позволяет писать инди и мобильные утилиты;
  • базируется на LUA;
  • для разработки простых игрушек можно не учить LUA, а посмотреть несколько руководств;
  • наличие примеров поэтапного сознания игр;
  • возможность скачивания готового развлекательного контента, который можно разложить в движке и посмотреть, как он работает.

Defold – это бесплатная среда разработки. У нее есть дружное комьюнити, а также немало туториалов на русском языке.

Работа с 3D

В 2021 году стал популярен путь 3D-разработки. Здесь готовые модели насаживаются на каркас (скелет). За счет него обеспечивается движение. Игрок сможет лицезреть на экране объемные фигуры и персонажи. Это – максимальная реалистичность.

Существенный недостаток 3D-игр большого масштаба – это требовательность к ресурсам устройства. Чем крупнее проект, тем он «тяжелее».

Crocotile 3D

В программировании игры с трехмерной графикой можно воспользоваться движком Crocotile 3D. Представлен редактором моделирования, в основе которого заложены тайтлы. Он был выпущен в 2015 году. Это – первая в своем роде среда, которая использует 2D для трехмерных сцен.

Crocotile 3D:

  • прост в использовании;
  • позволяет создавать низкополигональные модели и сцены с наборами спрайтов в пиксельном стиле;
  • предусматривает поддержку текстур с низким разрешением.

Неплохой вариант для новичков.

Unity

Неплохой кроссплатформенный движок. Подойдет и для 3D, и для 2D графики. Обладает мощным функционалом и большим количеством уроков на русском языке.

Unity 3D работает бесплатно. Платить создателям часть от доходов придется лишь тогда, когда проект начнет приносить более 100 000 долларов в год. Для начинающих путь разработки есть годовые планы, начиная от 400 долларов.

Скачать движок можно через официальный сайт. Он предусматривает:

  • мощный функционал;
  • понятный интерфейс;
  • возможность кроссплатформенной разработки;
  • программный код на C/C++ (достаточно знать их на низком уровне);
  • большое количество фреймворков и библиотек.

При помощи Unity ведется разработка крупных игр, включая online MMORPG.

Unreal Engine

Это – главный конкурент Unity 3D. Тоже относится к кроссплатформенным вариантам. Поддерживает создание двумерной и трехмерной графики. 2D здесь реализовать труднее, чем в Unity.

Базируется на C++. Этот язык программирования необходимо знать на среднем уровне.

О средах

Для коддинга потребуется выбрать среду:

  1. Visual Studio Code. Неплохой вариант, который применяется при разработке контента для MacOS. У него отличный справочки и комьюнити.
  2. Visual Studio. Это – среда, которая базируется на основе Windows.
  3. MonoDevelop. Утилита, поставляемая с Unity. Работает неплохо, но может тормозить.
  4. Android Studio. Среда разработки софта для Андроида.
  5. XCode – вариант для написания игр под iOS.

Загрузить это ПО можно, зайдя на сайт каждого из предложений.

План действий

Для разработки игр программеру предстоит придерживаться определенного плана. Кратко его можно представить так:

  1. Определиться с жанром будущего софта. Для этого стоит изучить целевую аудиторию, а также популярные хиты на выбранных платформах.
  2. Выбрать язык программирования и движок.
  3. Продумать идею игрушки. Сюда можно отнести написание сценария. При разработке «с нуля» данный процесс отнимет очень много времени и сил.
  4. Разобрать с графикой, анимацией, физикой. В движках эти особенности уже есть. Их остается только грамотно реализовать.
  5. Подключить звуки и эффекты.
  6. Продумать и создать баланс в игре.
  7. Протестировать получившуюся разработку. Для крупных и ожидаемых игр нередко создают бета-тестинг, где участие принимают будущие игроки.
  8. Отладить работу софта. На данном этапе нужно избавиться от критических ошибок.

После этого остается разместить игру на площадке или в интернете для скачивания/покупки. Если велось создание софта для Ios и продукции Apple, нужно предварительно приобрести для AppStore аккаунт разработчика. Он обойдется в 100 долларов.

Быстрее разобраться с разработкой игр для тех или иных платформ помогут дистанционные онлайн курсы. Можно выбрать узкую специализацию вроде Android или iOS-разработчик, чтобы создавать утилиты для мобильных платформ. Или отдать предпочтение направлению «разработка игрового софта». Курсы рассчитаны на срок до года, по завершению ученику будет выдан сертификат установленного образца, подтверждающий навыки и умения в советующей области.

Интересует GameDev-направление? Обратите внимание на авторские курсы в Otus!