Программирование позволяет создавать при помощи исходных кодов самые разные приложения – от простого калькулятора до сложной игры, от драйвера до целой операционной системы. Грамотный выбор языка разработки позволит не терять время и оперативно приступить к формированию своих первых проектов.

Огромным спросом среди разработчиков сейчас пользуется язык C++. Он является кроссплатформенным и универсальным. С помощью этого инструмента получится писать не только бизнес-приложения, но и игры класса AAA.

Сегодня предстоит познакомиться с C++ и написать простую программу на нем. Предложенные ниже сведения подойдут тем, кто ранее не писал проекты на упомянутом языке. Они позволят понять особенности C++ и принципы написания исходных кодов на нем. А еще – расскажут о преимуществах и недостатках выбранного языка программирования.

Определение

C++ – это компилируемый, статически типизированный язык разработки общего назначения. Он предусматривает возможность написания кода при помощи таких парадигм как:

  • обобщенная разработка;
  • объектно-ориентированное программирование;
  • процедурное программирование.

Данный инструмент разработки поддерживает богатую стандартную библиотеку, в состав которой входят контейнеры, алгоритмы, ввод-вывод, регулярные выражения, поддержка многопоточности и другие возможности.

C++ активно используется при написании кодов для самых разных программ – от небольших проектов до игр типа AAA. Рассматриваемый инструмент является наиболее популярным и широко используемым в разработке программного обеспечения. C++ произошел от C и поддерживает с ним совместимость.

Преимущества и недостатки

Программы на C++ писать новичкам и области разработки достаточно трудно. Это связано с особенностями синтаксиса рассматриваемого инструмента. Он имеет как преимущества, так и недостатки.

К сильным сторонам C++ можно отнести:

  1. Высокую производительность. Это связано с отсутствием избыточной нагрузки на программу, которая не использует те или иные возможности.
  2. Поддержку множества стилей разработки и написания исходных кодов программ. Разработчики смогут самостоятельно выбрать, в каком стиле ему программировать на этот раз.
  3. Наличие огромного сообщества. В нем новички и даже опытные программисты могут получить помощь по разным вопросам, возникающим в процессе создания кодов программ.
  4. Кроссплатформенность. Проекты, написанные на C++, будут запускаться на самых разных платформах. Они получаются гибкими и хорошо переносимыми.
  5. Функциональные возможности. Рассматриваемый язык программирования является одним из самых функциональных и мощных. С его помощью в исходном коде получится реализовать достаточно трудные задачи.
  6. Хорошую поддержку. C++ – язык программирования, который все время обновляется и совершенствуется.
  7. Большое количество литературы и видео-уроков для обучения. С помощью подобной информации освоить изучаемый инструмент станет чуть проще.

Недостатков у изучаемого инструмента почти нет. Единственный его минус – это высокий порог входа. Даже простую программу на C++ написать тому, кто раньше вообще не имел представлений о программировании, будет проблематично.

Отличие от других языков

C++ – это язык, который напоминает C. Он активно используется в области разработки игр, а также в бизнес-приложениях, физико-математических дисциплинах, точных науках, операционных системах и так далее. С помощью изучаемого инструмента получится написать почти любую программу.

C++ отличается от остальных популярных языков программирования. К его ключевым отличиям относят:

  1. Большие возможности языка и большая ответственность. Большинство современных инструментов программирования поддерживают возможность управления памятью и проверки безопасности автоматически, без пользовательского участия. Происходят соответствующие операции на уровне компилятора. В случае с C++ контроль за памятью и безопасностью кода полностью ложится на плечи программиста.
  2. Объектную ориентированность. Концепция объектно-ориентированной разработки появилась давно. Она стала особо распространена с появлением C++. Сейчас именно эта парадигма используется для создания кодов программ чаще всего.
  3. Универсальность и гибкость. C++ изначально разрабатывался в качестве инструмента создания разных программ и решения широкого круга задач – от программирования микроконтроллеров до систем любой сложности. У рассматриваемого инструмента есть обширная стандартная и дополнительные библиотеки для более быстрой разработки.

Для начинающих C++ подходит не лучшим образом. Даже самая простая первая программа способна вызвать некоторые трудности у тех, кто раньше не занимался разработкой программного обеспечения. Это еще одно отличие изучаемого инструмента программиста от остальных известных языков. Его рекомендуется осваивать после понимания общих принципов создания кодов программ.

Основы разработки

Теперь можно начать трудиться над созданием первой программы на C++. Для этого предстоит изучить основные компоненты, встречающиеся в приложениях.

Main-функция

Функция main является самой простой и короткой. Она представляет собой программу, которая совершенно ничего не делает.  Она не принимает никаких аргументов по умолчанию и не выполняет никаких команд.

Main – функция, которая присутствует в каждом коде программы. Она пишется в единственном количестве. Именно с нее начинается непосредственное выполнение программы.

Как писать на C++

Функция предусматривает тип возвращаемого значения int – целое число. Возвращается им значение 0. В представленном случае целесообразно говорить о сообщении для операционной системы об успешном выполнении функции. Если используется ненулевой код, система поймет, что программа выполнена с ошибкой.

Return 0 для функции main в исходном коде можно не писать. Именно такая концепция будет использоваться далее. Она позволит немного сократить исходный код проекта.

Как писать на C++

Выше можно увидеть, как будет выглядеть main() в сокращенной форме.

Комментарии

Чтобы начать писать на C++, необходимо сначала ознакомиться с некоторыми возможностями языка и командами, которые пригодятся в процессе разработки. Значимым элементом выступают комментарии.

Комментарии – это фрагменты программы, которые выступают в качестве подсказок. Они делают исходный код проекта более читаемым. Предназначаются только для разработчиков и полностью игнорируются компилятором.

Комментарии в C++ бывают:

  • однострочные;
  • многострочные.

Для оформления однострочного комментария нужно использовать «//». Многострочный оформляется с двух сторон /* и */ для начала комментирования и его окончания соответственно.

Как писать на C++

Комментировать рекомендуется функции, библиотеки или классы. Также комментарии помогают понять, почему код программы написан именно так. А вот комментировать то, что происходит на отдельных строчках, особенно в крупных проектах, не рекомендуется. Это могут делать только новички. У опытных разработчиков такой шаг указывает на то, что код можно написать лучше.

Заголовочные файлы и библиотеки

Библиотека представляет собой код, который разрешено переиспользовать в разных программах. У С++ имеется стандартная библиотека. Она поставляется вместе с компилятором. Включает в себя разные контейнеры, типовые алгоритмы, а также средства ввода-вывода и другие составляющие для проектов. Внедряется данная библиотека в проект при помощи префикса std::. Он обозначает именное пространство.

Для использования в программе других библиотек нужно сначала подключить нужные заголовочные файлы. Один из них – iostream. Наиболее известной сторонней библиотекой C++ выступает Boost.

Переменные

Каждая программа занимается в той или иной степени обработкой данных в памяти устройства. Переменная представляет собой именованный блок данных того или иного типа. Для определения этого компонента приложения нужно указать:

  • тип переменной;
  • имя переменной.

Для этого используется запись типа: Type name, где Type представляет собой определенный тип данных (строка, число и так далее), а name – имя переменной. Имя может включать в себя латинские буквы, знаки подчеркивания и цифры. С цифры имена не начинаются. В одной строке допустимо определение нескольких переменных одного и того же типа.

Как писать на C++

Выше – наглядный пример того, как в программном коде будут определяться несколько переменных одного и того же типа.

Отступы и оформление

Оформление приложения – тоже часть разработки. Фрагменты проекта, написанного на C++, могут быть иерархически вложенными друг в друга. На верхнем уровне находятся функции, внутри них прописаны их тела, в теле могут располагаться операторы и иные компоненты.

Программисты в процессе разработки программного обеспечения руководствуются одним негласным правилом: внутренние блоки кода пишутся с отступами вправо. Компилятор будет игнорировать их, но читаемость проекта будет повышена.

Ввод и вывод

Каждая программа должна работать с теми или иными данными, а также с их потоками. Для ввода и вывода информации в C++ используются специальные команды.

Поток – это абстракция для чтения и записи последовательности данных в форматированном виде. Запись допускается:

  • на экран консоли;
  • в буфер памяти;
  • в строку;
  • в файл.

Считывание осуществляется из файла или памяти, а также с клавиатуры. В iostream есть три стандартных потока: cin, cout и cerr для входного, выходного и потока вывода сообщений об ошибках соответственно. Для их использования рекомендуется задействовать запись: using namespace std.

Для ввода и вывода язык предопределил две операции:

  • >> – получение информации из входного потока;
  • << – помещение данных в выходной поток.

Вот так выглядит вывод на консоль:

Как писать на C++

В качестве значения необходимо указать тип данных, с которым планируется работать далее.

Первый проект

Теперь, когда начальные знания по разработке на C++ получены, можно написать первый проект «Hello world». Выглядит она так:

Как писать на C++

Здесь директива include iostream подключает стандартный библиотечный заголовочный файл для работы с потоками ввода-вывода.  Для печати используется std::cout. В теле функции int main в std::cout передается строка «Hello, World!». Она завершается переводом строки, за который отвечает \n. Все инструкции внутри тела проекта завершаются точкой с запятой.

Интересует профессиональный курс по C++? Добро пожаловать в Otus!