Написать приложение под Android – желание многих разработчиков и программистов. Создание мобильных программ является перспективным направлением на рынке IT. За 2022 год более 53 % интернет-трафика пришлось на смартфоны и планшеты. Приложения для Андроида используются намного чаще другого контента – до 71 % гаджетов работают под управлением этой операционной системы. С каждым годом доля Android-устройств возрастает.
Далее будет рассказано о том, как можно создать приложение для соответствующей ОС. Предстоит выбрать оптимальный язык программирования, способ разработки, а также познакомиться с лучшими движками и конструкторами. Информация, представленная ниже, ориентирована в большей степени на новичков, но и опытным разработчикам она может оказаться очень полезной. Особенно это касается тех, кто раньше не пользовался конструкторами программного обеспечения.
Минимальный набор знаний
Поисковая система Google указывает на то, что создание приложений для Android – это перспективное направление на IT-рынке в 2023 году. Определить точный набор знаний и навыков, которыми должен обладать программист для создания контента, проблематично. Все зависит от конкретного проекта и его сложности.
В Google можно найти информацию и о том, какие существуют минимально необходимые навыки для будущего разработчика мобильного софта. К ним относят знание:
- языков программирования – Java или Kotlin, можно дополнительно изучить C++ или Python;
- платформы Android Studio;
- Git;
- ключевых библиотек разработчика – Retrofit (отвечает за получение данных из Интернета), а также Glide (загружает изображения);
- архитектурных компонентов Андроид.
Задумываясь, как самому создать приложение, нужно освоить навыки написания программных кодов в архитектурах MVVM или MVP. Это помогает обеспечить проекту надежную защиту, а также качественную поддержку.
Выбор языка
Решая, как сделать мобильное приложение, пользователь должен грамотно выбрать язык программирования. От него часто зависит стабильность, функциональность и качество итогового продукта для телефона или планшета.
В Google можно найти следующие рекомендации относительно языков, которые требуется использовать при создании mobile apps:
- Java. Язык для новичков. Google называет его кроссплатформенным ЯП. У Java простой и понятный синтаксис, множество фреймворков и библиотек. Он имеет огромное комьюнити, в котором получится в любой момент попросить помощи экспертов. Для Java в Google и других поисковых системах получится найти огромное число видеоуроков, бесплатных и платных материалов, курсов. Это универсальное средство разработки. Рекомендуется новичкам при программировании с нуля.
- Kotlin – официальный язык разработки на Android. На нем начали разрабатывать приложения еще в 2017 году. До этого программное обеспечение для Андроид ОС было написано на Java. Kotlin – более быстрый и совершенный язык, но его учить несколько сложнее, чем Джаву.
- Python – перспективное средство программирования, которое все чаще встречается среди разработчиков. Легко изучается и имеет компактный читабельный код на выходе. Для Python написаны различные инструменты, фреймворки и библиотеки. Он подойдет для программирования небольших проектов и даже игр. Может использоваться в качестве дополнительного инструмента при кроссплатформенной разработке. Часто встречается в конструкторах приложений.
Java стал первым языком разработки под операционные системы Андроид, но Google официально заявила, что с 2017 года программистам рекомендуется пользоваться Kotlin. Данный ЯП является нативным.
Некоторые разработчики учат C++ для написания программ для телефона или планшета. Неплохой вариант, но приложения для Android в этом случае будут значительно уступать по функциональным возможностям контенту, созданному при помощи Java или Kotlin.
Структура приложения
Андроид-программа состоит из нескольких блоков, о которых должен знать программист. Каждый «фрагмент» программного обеспечения живет свой жизнью (обладает независимым жизненным циклом). Это значит, что элементы создаются и удаляются по-разному.
Google выделяет следующую структуру приложения для телефона:
- Активности (activities). Фрагменты приложения, которые видит и с которыми будет взаимодействовать пользователь. Пример – отображение в мессенджере непрочитанных сообщений.
- Службы (services). Данный блок производит свои действия на фоне работы с активностями и другими приложениями. Разделяется на два типа: начатые (функционируют, пока не завершат определенное действие) и обязательные (запускаются по системной команде или указанию от другого приложения).
- Широковещательные приемники (Broadcast receivers). Элементы, которые все время сканируют указанную область (другие приложения, операционную систему, запущенную программу). Используются для доставки в контент сообщений об отслеживаемых изменениях. Google указывает на то, что широковещательные приемники могут запускаться системой или другими программами.
- Контент-провайдеры. Блоки, управляющие данными приложения. Другие программы могут запрашивать и изменять информацию в хранилищах контент-провайдеров при наличии соответствующих разрешений.
Google указывает на то, что каждое программное обеспечение в системе работает как отдельный процесс. Для активации элементов используются специальные объекты – намерения (intents). Они активируют сервисы, активности и широковещательные приемники.
Базовые инструменты
Выясняя, как сделать мобильное приложение, разработчикам необходимо освоить определенные инструменты. Программируя с нуля, рекомендуется обратить внимание на следующие сервисы и программы:
- Android Studio – интегрированная среда (IDE) для создания контента на телефон или планшет. Она включает в себя все необходимое – редактор кода, быстрый эмулятор, фреймворки и библиотеки, интеграцию с GitHub и многое другое.
- Java Development Kit – набор инструментов для того, чтобы создавать бесплатно программы для мобильных устройств. Используются для написания и запуска исходного кода на Java. Включает в себя компилятор и дебаггер.
- Устройство на базе Android. Им может выступать не только смартфон или планшет, но и смарт-часы, холодильник и иные умные гаджеты. Соответствующее оборудование требуется для запуска приложений и их отладки/тестирования. Если смартфона или планшета нет, можно воспользоваться виртуальными эмуляторами Android. Это приложение, которое запускается на компьютере, но выглядит и ведет себя как мобильное устройство. В Google полно разнообразных эмуляторов – они отличаются по мощности, быстродействию и настройкам. Основная их масса распространяется бесплатно.
Выше перечислены только самые нужные инструменты программиста. Можно сделать приложение без AndroidStudio или JDK. Для этого предлагается создавать проекты через конструкторы. Это отдельный способ разработки. В соответствующем случае программисту достаточно выбрать конструктор и изучить его. Для большинства шаблонизаторов знать языки программирования не обязательно.
Способы программирования
Задумываясь, как сделать свое приложение для Android, пользователь должен предварительно изучить возможные варианты программирования. От выбранного алгоритма будет зависеть дальнейший план разработки.
Google называет следующие способы программирования (не только для Android ОС, но и для других платформ):
- С нуля. Это – самый долгий и сложный подход. Программист будет самостоятельно прописывать исходный код на выбранном языке разработки. Над особо крупными проектами можно трудиться целой командой. Отличный вариант для небольших программ, а также для тех, кто уже уметь создавать приложения.
- С помощью движков. Разработать собственное простое программное обеспечение можно при помощи специальных инструментов. Они называются движками. Это программы разработки, в которых есть все необходимое для формирования исходного кода. Если начать писать игру, то в соответствующей платформе программист найдет прописанную заранее механику, физику и прочие особенности. Этот вариант разработки используется опытными специалистами чаще всего. Некоторые крупные компании контента пишут собственные движки. Пример – Capcom и их RE Engine. Знание азов программирования при работе с движками является обязательным.
- Разработка мобильных приложений для Android может осуществляться даже людьми, не разбирающимися в программировании. Для этого используются конструкторы программ. Они представляют собой готовые решения, позволяющие делать самостоятельно mobile apps. Выпускаются как отдельные программы или в виде веб сайта с необходимыми инструментами. В шаблонизатор необходимо загрузить свои файлы и выбрать подходящий макет. Такой вариант идеален для новичков.
В Google можно найти немало информации о том, как создать свое приложение для Android с нуля. Далее акцент будет сделан на основах первого и последнего вариантов программирования.
Создание проекта в Android Studio
Разработка приложения для Андроид у опытных программистов осуществляется через Android Studio. Данный вариант рассматривается как «программирование с нуля». Чтобы самостоятельно сделать проект для телефона или смартфона в Windows, необходимо:
- Установить среду разработки Android Studio. Google рекомендует загрузить этот инструмент с официального сайта разработчика. Во время инициализации в «System Settings» необходимо выбрать «Android SDK».
- Запустить программное обеспечение.
- Выбрать «Start a new Android Studio Project».
- Указать тип устройства, для которого создается приложение. На данном этапе рекомендуется выбрать «Empty Activity».
- Указать название проекта, язык и место сохранения исходного кода и его файлов. Рекомендуется воспользоваться Java под Android.
- Дождаться завершения формирования проекта.
Проект создан. Теперь осталось запрограммировать его. На экране появится редактор кода с несколькими папками:
- Manifests – включает в себя манифесты. Это – файлы Android.Manifest.xml.
- Java – папка с файлами исходного кода. Здесь необходимо писать приложение.
- Res – ресурсы. В соответствующей папке сохраняются все некодовые документы.
В проект можно самостоятельно добавить модули:
- Future – дает возможность настройки функций, появляющихся при определенных условиях.
- Library – архив для повторно используемого кода.
- Google Cloud – контейнер. В нем используются документы для бэкенда в Google Cloud.
Для запуска готового проекта на эмуляторе необходимо перейти в «AVD Manager» и выбрать «Create virtual device». Теперь указывается вид устройства и модель. Далее разработчик должен скачать любой Android и нажать на кнопку «Finish».
Для запуска первого проекта остается нажать на «Run».
Лучшие конструкторы
Конструктор мобильных приложений – готовые решения и шаблоны, позволяющие решить вопрос, как разработать приложение на смартфон или планшет без знаний языков разработки. в Google их можно найти огромное множество. Одни сервисы не требуют вообще знания языков программирования, а для работы с другими достаточно изучить азы разработки.
Инструкция о том, как создать простое приложение через конструктор, будет выглядеть так:
- Продумать проект и изучить целевую аудиторию.
- Зайти в шаблонизатор.
- Выбрать вариант макета или тему будущего проекта.
- Создать описание программы.
- Загрузить элементы в готовый шаблон и разместить их на экране.
- Собрать готовый проект и протестировать.
Некоторые конструкторы позволяют выкладывать готовые приложения в Google Play.
Вот лучшие конструкторы для создания приложений для гаджетов:
- Apps Global. Российский проект для разработчиков. Позволяет писать программы для iOS и Android. Подойдет для малого и среднего бизнеса.
- Appy Pie. Известный американский конструктор no-code. С его помощью пишутся программы, сайты и чат-боты.
- iBuildApp. Проект, помогающий быстро разобраться с тем, как делать приложения. Один из первых американских конструкторов для Андроида и iOS. Позволяет тестировать проекты в процессе разработки, имитировать экран телефона; обладает множеством готовых макетов.
В Google можно найти множество других конструкторов. Если пользователю интересно, как написать приложение для смартфона или планшета с нуля и самостоятельно, рекомендуется сначала закончить дистанционные компьютерные курсы. На них научат азам программирования, а также углубленно рассмотрят некоторые важные инструменты Андроид-разработчика. В конце курса каждый сможет делать достаточно сложные программные продукты для гаджетов. Приобретенные знания и навыки будут подтверждены электронным сертификатом установленного образца.