Java – известный язык программирования. Он пользуется спросом у большинства современных разработчиков, особенно у новичков. Данный инструмент программирования обладает строгой типизацией и относится к типу объектно-ориентированных средств разработки. Язык Java – это язык общего назначения. Он был выпущен компанией Sun Microsystems.

Далее предстоит рассмотреть особенности языка Java более детально. Необходимо выяснить его преимущества и недостатки, отличия от некоторых других известных языков. Также предстоит выяснить, для чего нужен Java. Отдельное внимание будет уделено так называемым аннотациям. Они помогут упростить разработку как новичку, так и более опытному программисту. Представленная ниже информация рассчитана на широкий круг публики. Она поможет ознакомиться с нюансами Java, чтобы понять, когда (и стоит ли вообще) приниматься за его изучение.

Определение

Java – это строго типизированный объектно-ориентированный язык разработки общего назначения. Сейчас его поддерживает сообщество, организованное при помощи Java Community Process.

Джава и его сопутствующие технологии распространяются по лицензии GPL. Торговая марка была выкуплена у Sun Microsystems компанией Oracle. Сейчас права на рассматриваемый инструмент разработки принадлежит соответствующей корпорации.

Изучаемый язык программирования используется большинством крупных организаций вроде Google, eBay, Intel, AliExpress и другими. В 1995 году Java начал набирать популярность, а к концу 2010-го он догнал по своей распространенности Python. Сейчас соответствующий инструмент программирования занимает 3 место в рейтинге наиболее применяемых на практике языков разработки.

Области применения

Задумываясь над тем, что делает Java, можно прийти к выводу, что однозначного ответа нет. Связано это с тем, что изучаемое средство программирования относится к языкам общего назначения. С его помощью удастся написать почти все что угодно:

  • программы для Android;
  • промышленные приложения;
  • компьютерные программы;
  • банковские приложения;
  • программы для работы с большими данными;
  • научные приложения;
  • корпоративное программное обеспечение;
  • серверы приложений;
  • веб-серверы;
  • веб-программы;
  • встроенные системы – от небольших чипов до специальных компьютеров.

Java – язык, который может использоваться для создания игр. Одним из самых известных продуктов, написанном на этом языке, является игра Minecraft.

Основные свойства

Java – это мультифункциональный язык программирования объектно-ориентированного типа со строгой типизацией. У него поддерживается ряд ключевых свойств. К ним относят:

  1. Мультифункциональность. Джава не имеет привязки ни к одной из популярных платформ. Он может использоваться одинаково хорошо на самых разных операционных системах: Windows, Linux, Android или iOS.
  2. Сильная (строгая) типизация. Java не дает возможности смешивать в выражениях разнообразные типы данных. Также здесь не выполняются в автоматическом режиме неявные преобразования.
  3. Объектно-ориентированность. Java был создан по модели объектно-ориентированного программирования. Он предусматривает наличие классов и объектов. Классы – это типы данных, объекты – это представители классов. Программист самостоятельно создает их, именует и присваивает им те или иные свойства/операции, доступные для выполнения с ними.

Соответствующие особенности наглядно объясняют ключевые параметры Джава. Зная их, разработчик сможет оценить целесообразность языка разработки для тех или иных целей.

Преимущества и недостатки

Java, как и любой другой язык программирования, имеет свои собственные преимущества и недостатки. Знать о них должен каждый разработчик. В противном случае в процессе создания того или иного проекта могут возникнуть некоторые проблемы.

К преимуществам Java относят:

  • мультифункциональность;
  • простой и понятный синтаксис;
  • независимость – программный код способен успешно функционировать на любой платформе с поддержкой Джавы;
  • высокий уровень надежности, достигаемый за счет строгой типизации;
  • возможность реализации параллельной разработки;
  • хорошую организацию кода;
  • универсальность применения разнообразных классов;
  • высокий уровень читаемости исходного кода.

Также к преимуществам Java можно отнести его универсальность в плане сфер применения. С помощью этого инструмента получится создать как серьезное приложение для работы с финансами, так и достаточно сложную игру.

Недостатки у изучаемого средства разработки тоже имеются. К их числу относят:

  • необходимость выделения под приложения большого количества памяти;
  • низкую скорость по сравнению с C++ и C;
  • отсутствие поддержки программирования низкого уровня;
  • для бизнеса и коммерческого использования с 2019 года выпускаются платные обновления.

У Java также поддерживается автоматически сборка мусора. Эта функциональная возможность неоднозначна. С одной стороны, она является преимуществом, с другой – недостатком из-за невозможности программиста контролировать процесс очистки исходного кода.

Отличия от Python

Наряду с Java наиболее известными языками разработки являются Python и C#. Чтобы грамотно выбрать средство программирования, необходимо понимать разницу между упомянутыми инструментами. Стоит начать с Python. Он – основной конкурент Java. Отличается от рассматриваемого языка следующими особенностями:

  1. Типизацией. У Джава она является статической – при вводе переменной в исходный код требуется прописывать тип данных. В Python она является динамической. Это значит, что типы данных будут определяться автоматически. Здесь также можно смешивать разнообразные типы переменных.
  2. Читаемостью. Java имеет более простой синтаксис по сравнению с другими средствами разработки. Python в этом смысле еще проще. Его код окажется более читаемым.
  3. Синтаксисом. Python предусматривает более простую структуру. Этот язык программирования может называться интуитивно понятым. Он больше подходит для изучения новичками. Java является более комплексным, со множеством слов и знаков. Он читается чуть сложнее, хотя многие разработчики чувствуют себя более комфортно при работе со строгим синтаксисом.

Стоит обратить внимание на то, что Python подойдет для разработки небольших приложений. Крупные проекты только с его помощью сформировать проблематично из-за относительно ограниченной функциональности по сравнению с Джава.

А еще Python уступает Java в плане производительности и скорости. В обоих инструментах исходный код переводится в байт-код. Только у Джава компиляция осуществляется при помощи JIT-компиляции, заранее, а у Python – непосредственно при выполнении приложения. Из-за этого Джава-программы работают более быстро.

Отличие от C#

Java конкурирует не только с Python, но и с C#. Эти два инструмента оба относятся к объектно-ориентированным языкам со строгой типизацией. У них также схожи синтаксисы. Отличия будут следующими:

  1. Безопасность. Это – один из ключевых параметров языков программирования. Ни C#, ни Джава не относятся к инструментам с высоким уровнем безопасности. Только Java выступает более надежным. Он создавался так, чтобы ошибки при разработке программного обеспечения оказались минимальными. C# предусматривает наличие указателей, которые делают доступ к памяти менее безопасным.
  2. Указатели и управление памятью. Если требуется работа с указателями, рекомендуется выбрать C или C++ для разработки. В C# тоже есть указатели, хоть и ограниченные. А вот в Джава они отсутствуют.
  3. Поддержка платформ. C# – инструмент для разработки проектов на платформах от компании Microsoft. С его помощью удается создавать программное обеспечение непосредственно для Windows. Java является более универсальным. Он поддерживает разработку для самых разных платформ, включая Windows.

Java и C# отлично подойдут для разработки игр. Второй инструмент программирования также используется для проектов виртуальной реальности.

Аннотации Java

Изучая статьи по Java, можно столкнуться с таким понятием как «аннотации». Они имеют немаловажную роль для разработки программного обеспечения. Далее этот элемент будет изучен более подробно. С ним должен быть знаком каждый Джава-программист.

Аннотации – это специальная форма синтаксических метаданных, которая может быть внедрена в исходный код. Записи, используемые для анализа проекта, компиляции или выполнения.

С помощью аннотаций разработчик указывает компилятору и другим средствам программирования, что делать с участками кода помимо выполнения программы. Это – что-то напоминающее комментарии, но не для человека, а для компьютера.

Аннотации можно присваивать:

  • пакетам;
  • классам;
  • методам;
  • переменным;
  • параметрам.

Существуют два типа аннотаций – встроенные и собственные. Оба варианта предусматривают один и тот же синтаксис. Чтобы написать аннотацию, нужно в начале имени поставить символ «@» («собака», без кавычек). Далее – указать, что делать компилятору с тем или иным блоком кода.

Для чего необходимы

Аннотации – это полезная функция, которая помогает:

  • автоматически формировать конфигурационные XML-документы и дополнительные Java-коды на основе исходного аннотируемого проекта;
  • документировать приложения и базы данных параллельно с процессом их непосредственной разработки;
  • создавать классы, минуя применения маркерных интерфейсов;
  • быстрее осуществлять подключение зависимостей к программным элементам;
  • выявлять ошибки, которые изначально не заметны компиляторам;
  • решать иные задачи по усмотрению разработчика.

Маркерный интерфейс – это когда у интерфейсов нет никаких методов. Они будут действовать подобно маркерам – сообщать компилятору о том, что объекты классов, которые имплементируют соответствующие интерфейсы, должны иметь отличительные черты и восприниматься иначе.

Аннотации появились в Java EE 5. Тогда они использовались в качестве инструментов, значительно ускоряющих разработку крупных веб-сервисов и клиентских приложений. Сейчас основные функции и области применения аннотаций изменились. Они представлены ниже.

Обработка аннотаций

Опираясь на аннотации, компиляторы могут с помощью специальных обработчиков генерировать новые коды и конфигурационные файлы.

В качестве обработчиков чаще всего выступают библиотеки и утилиты, которые можно позаимствовать у сторонних программистов или создать их самостоятельно, а также встраивать их в проект непосредственно в среде разработки. Способ подключения зависит от системы сборки или IDE. В Maven используется подключение обработчиков через модуль annotation-user или плагин maven-compiler-plugin.

Парсинг аннотаций цикличен. Компилятор будет искать их в пользовательском коде, а затем он выберет подходящие обработчики. Если обработчик на основе аннотации создает новые документы с кодом, система переходит к следующему этапу – на нем в качестве исходного материала выступает сгенерированный код. Подобные операции осуществляются до тех пор, пока не будут созданы все необходимые файлы.

Встроенные аннотации

Рассматриваемый инструмент разработки предусматривает встроенные аннотации. К исходному коду применяются следующие из них:

  1. Override – маркер. Применяется только к методам. Данная аннотация указывает, что метод должен переопределять метод суперкласса. Override используется для проверки переопределения метода. Если в родительском классе или интерфейсе ничего не найдено, возникает ошибка компиляции.
  2. Deprecates – аннотация, которая указывает, что метод устарел и не рекомендуется для применения в исходном коде. Обычно используется, когда предполагается, что метод в будущем будет удален. При его использовании появляется сообщение-предупреждение.
  3. SuppressWarnings – аннотация, помогающая компилятору подавить предупреждения компиляции, определенные в параметрах.
  4. SafeVarargs – указывает на то, что никакие небезопасные действия, связанные с параметром переменного количества аргументов, не могут быть использованы. Аннотация применяется только к методам и конструкторам с переменным количеством параметров, объявленных как final или static.

Также язык предусматривает аннотации, применяемые к другим аннотациям. К ним можно отнести:

  1. Retention – указывает на то, как отмеченная аннотация может храниться: в коде, в скомпилированном классе или во время работы исходного кода. позволяет задать жизненный цикл аннотации.
  2. Documented – отметка аннотации как включаемой в документацию.
  3. Target – отмечает аннотацию как ограничивающую, какие элементы аннотации могут быть к ней применимы.
  4. Inherited – указывает на возможность расширения той или иной аннотации за счет подклассов ее классов. Указывает аннотацию, которая будет унаследована потомком класса, отмеченного соответствующим «маркером».

Все это – встроенные аннотации. Разработчики также могут создавать в Java собственные аннотации.

Первая аннотация в Java – пример

Чтобы лучше понимать работу рассматриваемого инструмента, стоит создать собственную аннотацию. Пусть будет дан веб-сервис с поддержкой нескольких версий одного функционала для соблюдения политики совместимости. А еще – предусмотрен обработчик аннотаций, позволяющий компилятору выбирать нужные версии.

Нужно создать место хранения данных о версии и авторе функционала. Для этого будет создана новая аннотация – @interface:

Java: описание языка и его аннотации

Здесь добавлены два атрибута, которые выглядят, как методы. Параметры отличаются от методов тем, что они никогда не используют throws и не назначают никаких характеристик. Их значениями могут быть:

  • примитивные типы;
  • классы или обращения к ним;
  • перечисления;
  • массивы;
  • другие аннотации.

Допустимо указание значения по умолчанию – как в случае с полем author. При формировании аннотации атрибуты с дефолтными значениями можно пропускать. А вот как будет выглядеть блок кода, благодаря которому приложение поймет, как пользоваться аннотацией:

Java: описание языка и его аннотации

Теперь остается ассоциировать аннотацию с тем или иным классом и запустить приложение. Лучше изучить Java и основы работы с этим языком помогут дистанционные компьютерные курсы.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!