Разработка мобильных приложений – область программирования, которая с каждым годом набирает огромную популярность. Для телефонов, планшетов и других устройств создаются разнообразные программы: игры, офисные приложения, онлайн-магазины и многое другое. Все это значительно упрощает жизнь современного человека, а также его работу.
Мобильная разработка – наиболее востребованная на рынке IT. Перед тем как погружаться в нее более подробно, нужно четко понять, в каком конкретно направлении двигаться. Это связано с тем, что мобильные устройства работают на разных операционных системах. Гаджеты от компании Apple находятся под управлением iOS, а остальные устройства – под Android.
Сегодня предстоит получше узнать особенности мобильного программирования, а также ознакомиться со всеми нюансами создания приложений для Android и iOS. Дополнительно предстоит выяснить, какие знания пригодятся программисту под iOS, а какие – тем, кто пишет для Андроида.
Опубликованная ниже информация рассчитана на широкий пользовательский круг. Она поможет не только понять ключевые особенности мобильного программирования приложений, но даст возможность выбрать платформу, для которой лучше всего писать свои проекты. Представленные сведения пригодятся и IT-специалистам, и обычным пользователям.
Мобильный разработчик – кто это
Перед тем как изучить разработку мобильного приложения, нужно сначала понять, кто такие мобильные программисты. Так называют людей, которые отвечают за все этапы создания программного обеспечения для гаджетов.
Мобильные разработчики:
- разрабатывают архитектуры приложений;
- создают интерфейсы;
- тестируют интерфейсы и сам проект;
- выкладывают готовые приложения в AppStore и Google Play Market;
- устраняют уязвимости;
- выпускают обновления того или иного программного обеспечения.
В мобильном программировании нет четкой градации на frontend и backend, как в веб-разработке. Mobile developer – это специалист, который должен уметь работать как с интерфейсом, так и с внутренней логикой приложения.
Виды разработки
Мобильная разработка может быть разной. В зависимости от ее типа будет выбираться спектр инструментов создания проектов, а также языки их реализации.
На данный момент можно выделить:
- Нативную разработку. Это программирование приложений, ориентированных на определенные операционные системы. В случае с мобильным программированием целесообразно говорить о написании программ под iOS или Android. Нативная разработка является более функциональной, но она требует изучения нативных языков.
- Кроссплатформенную разработку. Приложения в этом случае пишутся на «универсальных» языках, а работают на нескольких операционных системах одновременно. Такие продукты запускаются на Android и iOS, иногда – еще и на ПК. Только их функциональные возможности в сравнении с нативным программированием будут значительно меньшими.
Какой именно вариант программирования приложений для мобильных устройств выбрать, каждый решает сам. Если есть мысль о том, чтобы ориентироваться на одну конкретную ОС, лучше сразу остановиться на нативном варианте.
Инструменты для программирования
Разработка приложений для iOS или Android – задача, которая иногда бывает более простой в плане реализации, чем создание проекта на ПК. Чтобы она проходила без существенных затруднений, разработчику потребуется изучить некоторые инструменты и языки.
В mobile development чаще всего при создании приложений встречаются:
- Java. Язык, который является основным при программировании приложений под Android. Он выделяется своей многофункциональностью и простым, а также понятным синтаксисом. При помощи Java можно разрабатывать кроссплатформенные приложения под Windows и Android. В качестве примера стоит привести Minecraft. Он полностью написан на Java.
- Kotlin. Так называется современный язык разработки приложений под Андроид. Он был создан JetBrains. В отличие от Java, Kotlin служит нативным средством программирования. С его помощью получается значительно снизить итоговую стоимость создания приложений для смартфонов и планшетов.
- Objective-C. Данный язык является официальным инструментом создания программ для iOS. На нем написано пока что большинство проектов для мобильных устройств компании Apple. Он идеален для формирования простейших проектов. В крупных программах могут возникать проблемы, связанные с производительностью.
- Swift. Новый нативный язык программирования для iOS. Он пришел на смену Objective-C. Является безопасным и функциональным. На него переносят старые приложения, написанные на Objective-C.
- React Native – кроссплатформенный фреймворк на основе JavaScript. С его помощью программисты смогут создавать приложения с быстрым временем разработки и хорошей производительностью.
- Cordova. Еще один кроссплатформенный фреймворк. Он подойдет, как и предыдущий, для разработки приложений под несколько операционных систем. В большей степени Cordova ориентирован на выпуск мощного программного обеспечения при небольшом бюджете.
- Flutter. Это фреймворк от компании Google. Он используется для программирования под iOS и Android. Вместе с ним разработка программного обеспечения значительно ускоряется. Итоговые проекты, созданные при помощи Flutter, получаются высокопроизводительными.
Для кроссплатформенного программирования можно также использовать C++, C, Python и даже C#. Язык разработки и инструменты для создания новых проектов зависят от требований каждой конкретной компании-работодателя.
Ключевые особенности mobile development
Чтобы понять, для какой операционной системы разрабатывать проекты, нужно изучить преимущества и недостатки, а также ключевые особенности каждой из них. Разработчикам необходимо помнить следующее:
- Android – это лидирующая операционная система в мире. В России на базе этой системы работают около 74 % всех устройств.
- Разработка мобильных приложений под Android не требует от программиста специального программного обеспечения. В случае с iOS необходимо «запастись» техникой от компании Apple. В противном случае протестировать продукт не представится возможным.
- Несмотря на то, что Андроид пользуется наибольшим спросом у населения, адаптация под эту ОС программ может оказаться очень долгой. Это связано с тем, что программистам придется учитывать параметры огромного количества устройств и разрешений экранов.
- У iOS все обновления являются прозрачными.
- Android – это платформа с открытым исходным кодом, а также огромным сообществом. Там начинающие программисты смогут получить помощь при разработке мобильных приложений. iOS – это более закрытая экосистема. У нее есть официальное сообщество, но оно преимущественно англоязычное.
- В Google Play разовая плата за лицензию разработчика составляет около 25 долларов США. Публикуются программы быстро и обычно без участия модераторов. В случае с AppStore каждый год придется продлевать доступ к лицензии разработчика. Обойдется это примерно в 100 долларов.
- В Google Play после разработки мобильных приложений аккаунт и программу могут заблокировать без разъяснения причин. Техническая поддержка там отвечает долго и редко. В случае с AppStore публикация программного обеспечения занимает некоторое время, но техническая поддержка тут работает лучше. И без причин приложения не блокируют.
Все это нужно помнить, решая, какой операционной системе отдать предпочтение при разработке – Android или iOS. Команде новичков точно будет удобнее и проще работать с Андроидом. iOS – это более закрытая ОС, ориентированная на опытных программистов.
Что должны знать программисты в mobile development
Чтобы сделать хороший проект для смартфона или планшета, независимо от операционной системы, под управлением которой работает устройство, каждый программист должен познакомиться с некоторыми инструментами. Они будут полезны и разработке десктопных проектов.
Программистам необходимо уметь работать с Git – распределенной системой контроля версий, а также с GitHub. Не лишним будет изучить основные фреймворки и библиотеки выбранного языка, разобраться с принципами передачи данных через HTTP и REST, а также научиться работать с базами данных.
Создание интерфейсов приложений на основе макетов тоже пригодится. Разработчику предстоит выяснить, как создавать запросы и обрабатывать данные, рассмотреть JSON-формат и обучиться азам применения протоколов, подключения баз данных к приложениям, освоить архитектурные подходы и методы хранения данных.
Далее все зависит от того, для какой ОС пишется проект. В случае с Android предстоит знать:
- XML;
- Android SDK;
- Java или Kotlin;
- основы объектно-ориентированного программирования;
- файловую структуру и принципы работы Андроида.
В случае с разработкой приложений под iOS потребуется выучить Swift или Objective-C. Первый язык является более востребованным, поэтому лучше всего остановиться на нем. Он имеет большую функциональность.
Чтобы создать проект для iOS, нужно обеспечить себе доступ к компьютеру с MacOS. Если такой возможности нет, на Swift все равно можно программировать. Для этого рекомендуется скачать на официальном сайте языка GNU/Linux с установленным Swift или загрузить на GitHub Windows с неофициальным пакетом Swift под Виндовс. А вот для непосредственной сборки итогового продукта придется покупать технику Apple.
С чего лучше начать погружение в mobile development
Освоить разработку мобильных приложений под Android/iOS не очень сложно, если подойти к решению соответствующего вопроса грамотно. Примерный план реализации поставленной задачи выглядит так:
- Выбрать, для какой платформы хочется писать проекты.
- Выучить один из языков, подходящий для той или иной разработки. При кроссплатформенном программировании стоит обратить внимание на C++.
- Разобраться с основными фреймворками и библиотеками выбранного языка, связанными с mobile development. Они у каждого средства разработки разные.
- Изучить Android Developer Guides и Apple Development Guidelines. После этого можно попробовать написать первый простой проект.
- Сделать несколько прототипов в онлайн-сервисе для разработки интерфейсов и прототипов. В качестве примеров выступают Figma или Sketch.
- Опубликовать готовую разработку в AppStore или Google Play.
Освоить программирование для гаджетов помогут дистанционные компьютерные курсы. Они полностью проводятся в режиме онлайн и позволяют обучаться тогда, когда человеку это действительно удобно. Можно выбрать курсы по обучению Android-разработке или написанию программного обеспечения только для продукции Apple, а можно остановиться на кроссплатформенных решениях. Длительность такого обучения составляет до 12 месяцев. В конце каждый программист получит электронный сертификат, подтверждающий приобретенные навыки и знания.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!