В статье рассматривается создание графических интерфейсов с помощью библиотеки Tkinter. Отдельное внимание уделяется виджету Canvas, предназначенному для рисования (draw) в Python.
Tkinter представляет собой графическую кроссплатформенную библиотеку на основе средств Tk. Это свободное ПО, которое включено в стандартную библиотеку языка программирования Python.
В состав Tkinter входит много компонентов. Один из них — Canvas, он же «Холст». Canvas применяется в Python для вывода следующих графических примитивов:
- линий,
- прямоугольников,
- эллипсов,
- текста,
- окон,
- изображений.
Но прежде чем продолжить, следует вкратце рассказать о существующих методах позиционирования элементов.
Позиционирование элементов в Python. Python grid
Для позиционирования элементов, во время работы с Tkinter используют разные методы:
- pack();
- place();
- grid.
Метод grid позволяет поместить элемент в конкретную ячейку условной сетки либо грида. Используется ряд параметров:
- column — это номер столбца, отсчитывается с нуля;
- row — это номер строки, отсчитывается с нуля;
- columnspan — указывает число столбцов, занимаемых элементом;
- rowspan — указывает число строк;
- ipadx и ipady — подразумеваются отступы по горизонтали и вертикали от границ компонента до текста компонента;
- padx и pady — аналогичные отступы, но от границ ячейки грида до границ компонента;
- sticky — определяет выравнивание элемента в ячейке в случае, когда ячейка больше компонента.
Для начала работы с Tkinter библиотеку сначала надо импортировать:
from tkinter import *
Ниже определен грид из девяти кнопок:

Canvas: рисуем линии в Python
Виджет Canvas предоставляет функциональность, с помощью которой разработчик может нарисовать (drawn) графику в Tkinter. Для чего может понадобиться эта графика? К примеру, для получения статистики, создания своих виджетов, отрисовки небольших игр.
Начинать освоение Canvas лучше всего с линий — примитивных геометрических элементов. В Canvas линию с нужным размером можно создать через метод create_line()
. Метод mainloop
используется для вызова окна виджета.

У create_line()
есть параметры — это координаты x
и y
. Именно они обозначают начальные и конечные точки будущего линейного отрезка. Вот как этот метод рисует (draws) обычную вертикальную линию:

Можно создавать и пунктирную линию — для этого существует опция dash
. У этой опции есть собственные значения, помещенные в скобки. В примере это (4, 2).

Что это значит:
- цифра 4 обозначает длину тире (точки) в пикселях;
- цифра 2 отвечает за ширину (width) пустого промежутка, существующего между тире (точками).
Если прописать dash=(1, 1)
, на выходе получится линия из точек.
Когда рисуешь обычную линию, можно указать в качестве координат несколько конечных точек. Кусочек кода ниже отвечает за отрисовку треугольника — он ведь тоже состоит из простых линий.
В результате весь код отработает следующим образом:

Canvas: рисуем цветные прямоугольники в Python
Цвет — это объект, отображающий комбинацию трех цветов (красного, зеленого, синего — RGB). С помощью кода ниже были нарисованы прямоугольники. Также они были закрашены различными цветами.

Так создается виджет Canvas:

Далее создается прямоугольник, для чего используется create_rectangle()
. Здесь надо прописать 4 параметра:
— x
;
— y
;
— координатное положение верхней левой ограничительной точки (левого верхнего угла);
— координатное положение нижней правой ограничительной точки (нижнего правого угла).
Если есть необходимость, то посредством параметра outline
у прямоугольника задается цвет контура. Окрасить всю внутреннюю область можно с помощью параметра fill
:

А вот и итоговый результат:

Рисуем сложные формы
Можно без проблем нарисовать круг, овал и прочие фигуры, включая криволинейные. Именно для этой цели и предназначен код ниже:

Благодаря этому коду будут созданы такие геометрические фигуры, как круг, прямоугольник, овал, дуга, многоугольник. Также следует обратить внимание на контур — он окрасится в красный цвет, а заливка будет зеленой. Ширина контура (width) — 2 px.
Сначала создается круг. Для его получения в Python задействуется метод create_oval()
. Первые 4 параметра в нем нужны для указания ограничивающих координат. Здесь x
и y
являются координатами правой нижней и верхней левой точек квадрата, где помещен круг:

Аналогично создается и овал — меняются лишь первые 4 параметра.
Следующий этап — прямоугольник. Нарисованный restangle тоже имеет координатные значения x
и y
, играющие роль ограничительных точек.

Далее создается дуга. Так как она — это часть круга, то надо указать ограничительные координаты дуги. Ее угол устанавливается посредством параметра start
, а размер угла — с помощью параметра extent
:

Последнее — это многоугольник. Так как присутствует много углов, надо задействовать специальный метод create_polygon()
, позволяющий задать нужное число координатных значений:

Остается посмотреть результат:

Также с помощью Canvas можно без проблем вставлять изображения и рисовать текст (text), используя шрифты разной высоты (height) и стиля (style).
Другие GUI-библиотеки для Python
Кроме библиотеки Tkinter и виджета Canvas, существует и масса других графических библиотек, применяемых для создания рисунков (drawings). Среди них:
- Flexx,
- wxPython,
- PyQt5,
- PyGUI,
- PyGTK и многие другие.
При рисовании обычно применяется каскадный способ: компоненты добавляются поверх друг друга.
Drawing with Turtle
Отдельного упоминания заслуживает модуль Turtle (по аналогии с черепашками Turtles). Этот модуль позволяет создавать на Питоне рисунки и другие графические объекты, включая игры в специальном окне. Для того чтобы приступить к рисованию (drawing), надо сначала присоединить его (импортировать). Делается это одним из 3-х способов:
1) import turtle
;
2) from turtle import open as t
;
3) from turtle import*
.
Drawing with Pygame
Pygame — набор модулей, используемый в тех случаях, когда нужно нарисовать 2D-игру. Также Pygame нередко называют библиотекой/фреймворком. С его помощью создают как компьютерные игры, так и мультимедийные приложения.

Pygame сравнивают с Tkinter, который с помощью своих функций и классов предоставляет языку программирования Python доступ к графической библиотеке Tk.
Если нужны дополнительные детали по теме, смотрите источники ниже:
- https://metanit.com/python/tutorial/9.4.php;
- https://python-scripts.com/tkinter-introduction;
- https://techrocks.ru/2018/04/26/13-python-gui-frameworks/;
- http://www.239.ru/sites/default/files/userdata/urok_4._cherepashya_grafika_v_python.pdf;
- https://docs.python.org/3/library/turtle.html;
- https://python-scripts.com/tkinter-canvas-example.