Раньше все устройства, включая компьютеры, работали на основе командной строки. В ней прописывались необходимые для выполнения команды. Это было единственным способом взаимодействия конечного пользователя и операционной системы оборудования. Пользоваться консолью с развитием информационных технологий становилось все сложнее. Обычному человеку командная строка и ее операции были непонятны. И запутаться в них обычному «домашнему» пользователю было плевым делом. Это приводило к тому, что управление устройствами производилось IT-специалистами.
Сейчас, в 21 веке, ситуация изменилась. Компьютеры и другие устройства, а также программы получили графические интерфейсы. С ними стало намного удобнее работать в приложениях и операционных системах (ОС). За счет данного компонента компьютеры и иное оборудование начало широко распространяться среди обычных людей.
Сегодня предстоит познакомиться с графическим интерфейсом получше. Необходимо выяснить, что это вообще такое, какие требования выдвигаются к этому компоненту, а также рассмотреть спектр его видов. Также нужно ознакомиться с преимуществами и недостатками графических интерфейсов и изучить несколько их наглядных примеров.
В статье приведены данные, которые пригодятся как обычному ПК-пользователю, так и дизайнерам/разработчикам. С помощью представленной информации удастся получше разобраться в особенностях графических интерфейсов систем и приложений.
Определение
Графический интерфейс или GUI – это пользовательский интерфейс. Его название происходит от английского «graphical user interface». Данный термин характеризует все то, что видит пользователь на экране устройства и то, с чем он может взаимодействовать в процессе работы.
К GUI можно отнести:
- окна;
- списки;
- кнопки и так далее.
Графическими интерфейсами оснащена основная масса современных программ, игр, сайтов и сервисов. С помощью них «общаться» с программным обеспечением конечному пользователю становится намного проще, чем писать скрипты или «раздавать команды» через консоль (терминал). Вся работа «человек–компьютер» становится понятной и наглядной.
Операционные системы тоже оснащены GUI. К ним можно отнести:
- панель задач;
- папки;
- курсор;
- окна;
- файлы и так далее.
Системному GUI выдвигаются определенные требования. Это необходимо для того, чтобы внешний вид исходного программного обеспечения был удобным и понятным для человека. Иногда рассматриваемый компонент в информатике называется как ГИП – графический интерфейс пользователя.
Зачем необходим
Graphics Interface – это очень важный элемент любой программы или приложения, а также системы. Им пользуется абсолютно каждый, у кого есть смарт-часы, смартфон, планшет или компьютер/ноутбук. GUI поддерживается почти всеми современными программами. Исключение составляют лишь продукты, которые работают в фоновом режиме и никак не взаимодействуют с конечным пользователем.
Графический интерфейс используют для того, чтобы людям было удобнее и проще взаимодействовать с различным оборудованием. В качестве его альтернативы можно задействовать консольный интерфейс. Он называется CLI. Представляет собой программу для командной строки. У нее отсутствуют окна, кнопки и иные пользовательские элементы для управления. Чтобы выполнять те или иные операции через CLI, придется писать в консоли необходимые команды. Такой вариант бывает удобен для программистов, но только при взаимодействии со специализированным программным обеспечением. Приложениями, играми и программами, ориентированными на «личные дела» человека, намного проще управлять через ГИП.
GUI пригодится для того, чтобы опыт пользователей при работе с программами оказался максимально комфортным. А еще – очевидным, ведь человек при изучении интерфейса должен сразу понимать, за что отвечает каждый его элемент.
Составляющие GUI
Существуют совершенно разные графические элементы. Каждый компонент graphical interfaces отвечает за определенные операции и подразумевает наличие некоторых ключевых особенностей. Зная все это, разработчик сможет сформировать ГИП, который будет максимально удобным для целевой аудитории. А еще – сделать это у него получится предельно быстро.
Принято выделять следующие графические элементы:
- Окно. Это один из базовых элементов GUI. Классическим примером может служить окно «Проводника» или браузера в операционной системе. Окна могут быть свернуты и развернуты, увеличены или уменьшены в размерах, открыты или закрыты. Обычно в них поддерживаются остальные графические компоненты.
- Меню. Представляет собой панель, которая предоставляет доступ к основным возможностям приложения, сайта или сервиса. Здесь можно выполнять разные операции: открывать и закрывать документы, настраивать параметры, создавать и редактировать что-либо, а также вставлять контент и выполнять иные манипуляции – их спектр зависит от того, с каким приложением имеет дело пользователь. Так, меню сайта – это ссылки на полезные страницы веб-проекта, а игровое меню – это сохранение, загрузка, параметризация графики, настройка управления и так далее.
- Указатели. В информатике указатель определен как часть графического интерфейса. Он представляет собой курсор мышки или текстовый курсор. Человек управляет этим компонентом мышкой, тачпадом, трекболом, нажимает на кнопки и взаимодействует с различными интерактивными элементами. Указатель – это часть операционной системы. Обычно приложения пользуются им, не предоставляя своих собственных указательных элементов. То же самое касается сайтов.
- Кнопки и интерактивные компоненты. В качестве кнопок принято подразумевать участки, на которые можно нажимать мышью для выполнения той или иной операции. Также есть пиктограммы. Это аналоги кнопок, на которых изображены картинки. Существуют интерактивные области – когда пользователь нажимает на них или подводит к ним курсор, что-нибудь происходит. К интерактивным компонентам относятся поля ввода текста, окна для отображения данных.
- Манипуляции. Это действия, которые допустимо совершать с графическим интерфейсом. В качестве примера можно привести открытие меню или нажатие на кнопку. Существуют технологии вроде drag-n-drop для взаимодействия с интерактивными составляющими. Все это выполняется через мышь и клавиатуру. Реже – при помощи иных устройств ввода-вывода.
Создавая GUI, разработчик должен точно понимать, как компоненты проекта будут реагировать на то или иное пользовательское действие. А сама возможность выполнения тех или иных операций предоставляется операционной системой и устройствами ввода-вывода.
Разновидности
Классификация ГИП предусматривает следующие его разновидности:
- Стандартный графический интерфейс. К нему относят окно, в котором размещаются пиктограммы, кнопки, поля и так далее. В качестве примера можно привести окно «Проводника» в операционных системах. Такие GUI являются понятными, наглядными и функциональными. Обычно стандартным ГИПом называют интерфейсы, реализованные средствами самой ОС.
- Трехмерные. Они в основном встречаются в играх и других проектах, подразумевающих взаимодействие с 3D-моделями. В качестве примера можно привести область 3D-редактора. У нее будет трехмерный интерфейс с тенями, а также сеткой и отображением объекта, с которым специалист имеет дело прямо сейчас.
- Истинно графические. Такое название получили interfaces, которые выглядят очень красиво. Они обычно реализованы при помощи различных сторонних инструментов. В них поддерживаются нестандартные компоненты вроде кнопок разных форм и цветов, анимации и не только. Примером служат сайты. Там интерфейсы никак не зависят от операционной системы клиента. Они отрисовываются непосредственно в браузерах. Придумывают такие interfaces команды разработчиков и дизайнеров с нуля. Средства операционных систем используются в них очень редко и ограниченно.
Других видов GUI пока что нет. Теперь можно посмотреть, какие сильные и слабые стороны имеют эти графические составляющие для взаимодействия техники с конечным пользователем.
Плюсы и минусы GUI
ГИП имеет как плюсы, так и минусы. К его сильным сторонам принято относить:
- Высокий уровень удобства для конечного пользователя. Пользоваться графическими составляющими намного проще, чем консолью и прописываемыми в ней командами. ГИП сделаны так, чтобы в них мог разобраться достаточно быстро совершенно каждый. И даже тот, кто раньше вообще не имел дел ни с какими устройствами.
- Широкую аудиторию. Приложения с ГИП привлекают множество пользователей. Это позволяет сделать программные продукты популярными и известными.
- Понятность. Функции, внедренные в ГИП, наглядно видны. Человеку не нужно будет долго изучать документацию к приложению или игре, чтобы понять, как оно работает.
- Скорость работы. Нажать на одну кнопку GUI намного быстрее и проще, чем прописывать консольный код. Данная особенность положительно сказывается на скорости выполнения разнообразных задач.
Недостатки у ГИП тоже есть. Основной их минус – это производительность. GUI менее производительны, чем командная строка или текстовый интерфейс. Это связано с тем, что приложению придется связать графику с определенными операциями. А в некоторых ситуациях пользоваться терминалом становится проще. В качестве примера таких обстоятельств можно привести копирование огромного количества файлов или запуск поиска по той или иной фразе во всех текстовых документах.
Также стоит отметить, что профессиональное программное обеспечение для IT-специалистов часто не поддерживает ГИП. Он выступает излишним. Красивая картинка в специализированных программах – это лишь дополнительная нагрузка на систему. Наиболее популярные утилиты для работы с кодом поддерживают только текстовые интерфейсы. Программисты взаимодействуют с ними через командную строку.
Наглядные примеры
Вот несколько наглядных примеров ГИП, с помощью которых удастся лучше понять, что это такое:
- GUI операционной системы. Сюда относится «рабочий стол», трей, окна, иконки, панель задач, меню «Пуск» и так далее.
- Интерфейс браузера. В него включены: окна, списки открытых вкладок, панель закладок в верхней части окна, адресная строка, кнопки «Вперед» и «Назад», меню, аккаунт, расширения.
- GUI среды разработки. К нему относят: окно программы, рабочая область для печати кода, меню управления проектом и приложением, меню запуска и отладки, дополнительные расширения, контроль версий и так далее. У масштабных сред разработки может быть очень внушительное количество различных функций.
- Интерфейс сайта. Он включает в себя шапку и подвал, меню, основной контент на странице, кнопки, формы, виджеты и так далее.
Это всего лишь несколько наиболее распространенных ГИП. Перед их созданием программисту предстоит соблюдать некоторые правила и условия формирования графических интерфейсов.
Требования к ГИП
GUI в приложении нацелен на упрощение взаимодействия пользователя и компьютера. Поэтому предстоит соблюдать при их создании некоторые принципы:
- Наглядность. Здесь работает принцип «Делай то, что я имею в виду». Он указывает на то, что interface должен быть интуитивно понятным. Таким, чтобы пользователь смог быстро разобраться в нем.
- Понятность. Это еще один важный принцип разработки. GUI должен быть ясен для тех, кто вообще впервые работает с программой. Необходимо, чтобы человек с легкостью понял, как пользоваться самими интерфейсными элементами.
- Удобство. ГИП должен быть удобен. Это вообще основной смысл его создания. Важные функции (или наиболее популярные) размещаются под рукой, а менее значимые – подальше. Хорошие ГИП поддерживают возможность настройки отображения инструментов и элементов. В случае с сайтами компоненты должны адаптироваться под устройство и экран пользователя.
- Эффективность. Эффективный ГИП – это такой, который помогает как можно быстрее добиться желаемого результата. Он не должен зависать или «тормозить». Эффективный ГИП должен представлять быстрый и точный доступ к необходимым функциям.
- Обратная связь. ГИП должен быть отзывчивым и показывать клиенту, что происходит в тот или иной момент.
- Последовательность. Это значит, что компоненты в GUI должны размещаться в порядке, удобном пользователю.
Еще один момент – это красота. Рассматриваемый компонент должен привлекать пользовательское внимание. Он обычно поддерживает приятную цветовую гамму и грамотно продуманные очертания.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!