При программировании разработчики используют не только свои знания, но и определенный набор инструментов выбранного языка. За счет них удается намного быстрее справиться с поставленными задачами. Некоторые инструменты помогают преимущественно новичкам, а какие-то задействуются опытными разрабами.
В JavaScript, как и в любом другом языке программирования, есть такие два понятия, как «фреймворки» и «библиотеки». Используя их в коддинге, становятся доступными решения большинства задач. Далее будут представлены все нужные фреймворки в JS, а также библиотеки, которые пригодятся каждому программисту.
Понятие фреймворка
«Framework» переводится с английского языка как «каркас» или «остов». Может выступать в качестве понятия «структура». Представляет собой некую заготовку или шаблон программного кода, который задействуется при коддинге.
Фреймворки – это платформы, применяемые при создании сайтов и программного обеспечения. Значительно упрощают процесс разработки. Включают в себя разнообразные функции и инструменты.
Говоря простым языком, frameworks – готовые решения тех или иных задач. Позволяют быстро не только коддить, но и осуществлять надстройку проекта. Знания, необходимые для применения данного функционала, минимальные.
Библиотека – расшифровка
Библиотека в простом, общепринятом обыденном понятии – это некое место, где хранится информация в том или ином виде. Преимущественно в материальном представлении:
- книги;
- журналы;
- выписки;
- документы.
В программировании библиотека выполняет аналогичную функцию. Это – своеобразный сборник классов, а также функций Java Script.
Библиотека – сборник подпрограмм и/или объектов, которые применяются при разработке программного обеспечения. Короткие, заранее подготовленные утилиты, применяется для решения конкретных (часто встречающихся на практике) задач.
Разница между библиотекой и framework
Framework и Library, согласно данным из Google – инструменты для коддинга. Готовые инструменты, которые помогают при решении многих задач в программировании и разработке. Но возникает вопрос – это одинаковые объекты или нет.
Исходя из определений, данных в Google, оба варианта схожи между собой. Но библиотека имеет функции для вызова родительским кодом. Тем, что присутствует в языке изначально.
Если же говорить о том, как работают все фреймворки в JS, можно сделать вывод о том, что данный набор шаблонов опирается непосредственно на структуру приложения. Здесь не разработчик вызывает код фреймворка, а framework отвечает за вызов кода разраба и его последующее использование.
Основные Frameworks для программиста – с чем знакомиться в первую очередь
Для создания новых программ, игр и сложных приложений вовсе не обязательно самостоятельно прописывать весь программный код. За счет фреймворков удается справиться с подобными задачками в несколько раз быстрее. Даже новичок сможет добиться колоссальных результатов.
Frameworks в JS очень много. Они, как и libraries, постоянно пополняются. Поэтому, если хотите создавать интересные утилиты, обязательно изучить «базовые» фреймворки. Они будут представлены далее. В Google по соответствующей теме удастся найти немало полезной информации.
Angular
Первый вариант, достойный внимания – это Angular. Технология JS для создания пользовательского интерфейса. Раньше поддерживался Google и частными компаниями. В 2016 году вышла новая версия фреймворка, которая значительно превосходила свою первоначальную разработку.
Angular 2 предусматривает:
- улучшенную производительность для создания интерфейсов не только на веб-платформе, но и на мобильных устройствах;
- компонентную архитектуру;
- TypeScript на JS по умолчанию;
- кроссплатформенность;
- мощный функционал для создания пользовательского интерфейса.
Сейчас этот вариант используется многими разработчиками не только при написании одностраничных приложений, но и в сложных утилитах/играх.
Vue
Второй фреймворк, который в Google выводится как один из основных – это Vue.js. Относительно новый, так как стремительное развитие получил в 2021 году. Стал популярным на GitHub.
Он чем-то похож на React. Имеет виртуальный DOM, компоненты повторного использования (полезно при создании виджетов и полноценных веб-программ). Предусматривает задействование синтаксиса JSX для того, чтобы заниматься написаний функций рендеринга.
Vue.js оснащен поддержкой интеграции libraries и frameworks «в себя» без каких-то существенных трудностей. Легко осваивается на первоначальных порах изучения языка программирования.
Ember
Все фреймворки для JS можно отыскать в Google с подробными описаниями. Но изучать их предстоит поочередно, чтобы не запутаться.
Еще один интересный вариант – Ember.js. Это – front-end фреймворк, в основе которого лежит шаблон Model View ViewModel. Применяет во время работы стандартный конфигурационный подход, пользующийся спросом в серверных фреймворках типа Ruby.
Этот franmework включает в себя:
- CLI – шаблоны каркасов утилит с поддержкой большого количества настраиваемых параметров;
- Data — библиотека, необходимая для сохранения информации, поддерживающая настройку для функционирования с сервером любого типа;
- Inspector – расширение для Google Chrome и FireFox;
- Fire – утилита, необходимая для осуществления настроек переходов, а также анимации.
Ember.js – шаблоны для серверной разработки. С их помощью создаются игры и виджеты.
React
Среди всех фрейморков React быстро набрал популярность и не потерял ее. Представлен декларативной и гибкой библиотекой, используемой для пользовательских интерфейсов. Создателем выступает компания FaceBook. В их контенте данный framework задействуется чаще всего.
React выделяется:
- скоростью работы;
- быстро увеличивающимся количеством библиотек в своем составе;
- простую интеграцию в любую архитектуру;
- обеспечивает неплохую производительность контента.
React –мощный набор инструментов для программиста. Интерфейс создать с его помощью будет проще простого. Подойдет и новичкам, и тем, кто долгое время занимается разработкой web-утилит.
Polymer
Polymer можно использовать в виде стандартных HTML-элементов. Это – инструментарий, нацеленный преимущественно на веб-приложения. Для того, чтобы грамотно использовать функции фреймворка, рекомендуется изучить стандарт Web Components. Отыскать его можно непосредственно в Google.
У Polymer 8 групп элементов:
- App – компоненты, которые, согласно Google, активно применяются во всех разработках веб-утилит (маршрутизация, хранение информации и так далее);
- Iron – базовые шаблоны разработчика;
- Paper – UI-компоненты;
- Google Web – компоненты для работы с Google API, а также соответствующих сервисов;
- Gold – электронная коммерция;
- Neon – работа с анимацией;
- Platinum – компоненты, помогающие превращать веб-сайт в приложение.
Также здесь есть Molecules. Это способ простого взаимодействия с другими фреймворками и имеющимися библиотеками JS.
Основные библиотеки
Изучение фреймворков и библиотек – занятие интересное, но оно может длиться до бесконечности. Чтобы составлять утилиты и писать уникальные сайты, достаточно знать «базовые» шаблоны. По мере наработке опыта в разработке – изучать остальные существующие компоненты.
Все фреймворки в JS, найденные через Google – это то, что есть в JavaScript изначально. Главное знать, как ими пользоваться. То же самое обстоит и с libraries. Вот несколько самых важных и набравших популярность «хранилищ» шаблонов/классов для программистов на Джаве.
Ramda
Ramda – не фреймворк, а library, предназначенная для функционального программирования. Сейчас на GitHub у нее более 18 000 звездочек. Это «хранилище» стало популярным, потому что дает делать выбор между функциональным программированием и объектно-ориентированным.
Здесь масса полезных функций и преимуществ:
- отсутствие побочных эффектов в функциях;
- автокаррирование;
- упорядоченность параметров по функциям.
Ramda больше подходит для тех, кто планирует меньше использовать ООП.
Lodash
Lodash – согласно информации из Google является одним из «хранилищ», долгое время остающихся популярным. Позволяет работать с массивами, объектами, строчками и иными элементами кода.
Предусматривает следующие функции и возможности:
- интеграцию по строчкам, массивам и объектам;
- право на создание функций композитного типа;
- тестирование значений и управление оными.
В отличие от фреймворков, эта library работает быстро, осваивается даже новичками в считанные минуты.
Highlight
Highlight.js – «хранилище», предоставляющее классы и массивы, задействованные при выделении синтаксиса. Работает не только в браузерах, но и на серверах. Позволяет распознавать практически все коды. Обладает функциями автоопределения языка.
Google говорят, что это – отличный инструмент для тех, кто работает с сайтами и блогами, у которых предусматривается немалый код.
D3
Google говорит, что D3 может применяться при создании игр. Это – средство визуализации информации. Популярность – почти 90 000 звезд. Обладает следующими возможностями:
- поддержка HTML;
- работа с SVG;
- наличие CSS.
Отлично функционирует во всех существующих браузерах, включая Google Chrome. На первых порах кажется запутанной, но на самом деле это не так. Посредством D3 удается создавать невероятные графические объекты с информацией.
JQuery – что такое и с чем едят
Стараясь изучить все фреймворки в JS, а также имеющиеся libraries, программеры сталкиваются с JQuery. Это – очень полезный компонент. Его фокус – взаимодействие JS и HTML. Данный инструмент облегчил работу с DOM-операциями.
Многие интересуются, что такое JQuery на самом деле – фреймворк или же библиотека. В Google дана информация о том, что это – library. Представлена набором функций JavaScript.
Обладает разнообразными возможностями. Среди них выделяют:
- наличие движка кросс-браузерных CSS-селекторов Sizzle;
- поддержку XPath в виде плагина;
- переходы по дереву DOM;
- наличие событий и визуальных эффектов;
- дополнения типа AJAX;
- JS-плагины.
Раньше JQuery применялась для того, чтобы быстро создавать скрипты. Несмотря на популярность соответствующего хранилища, использование оного на практике при коддинге становится все менее необходимым. Вместо подобного варианта приходят более функциональные, совершенные и быстрые libraries на Джаве.
Для более быстрой работы с фреймворком или library, стоит пройти специальные обучающие https://otus.ru/catalog/courses?categories=programming. Есть предложения как для новичков, так и для опытных разработчиков. В конце учебы будет выдан сертификат, подтверждающий наличие умений и навыков в выбранном направлении. Срок обучения – от нескольких месяцев до года. Это – лучший способ узнать все фреймворки в JS и других языках программирования без Google и иных поисковых систем.