Беспристрастно изучите свою прокрастинацию

У прокрастинации всегда есть причины. Если это не банальная усталость, постарайтесь разобраться в себе и найти их. Посмотрите лекцию прокрастинатолога, специалиста по продуктивности Максима Дорофеева.

Остановите самосаботаж

Как ни странно, как правило, мы сами мешаем реализации наших целей и планов. Как это  происходит?

На сознательном уровне, желая чего-то достичь, в глубине души мы можем не хотеть этого.  Честно признаться себе в таком трудно, поэтому мы начинаем придумывать занятия на замену.

Что делать во время прохождения обучения: внутреннее состояние
  • Какие способы саботировать работу над собой и саморазвитие вам свойственны?

Вы можете применять их неосознанно или видеть, как они работают, но так или иначе это тормозит вас на пути реализации ваших желаний.

Саботаж может быть полезен!

При работе с саботажем важно помнить, что он не всегда вреден. Он может выполнять защитную функцию. Нам часто нужно время, чтобы перестроиться, переварить изменения, и остановка для этого необходима. Иначе ум рискует перенапрячься.

Поэтому важно уметь перенастроить, направить себя и свою активность на другие сферы жизни. Когда мы концентрируем внимание на саботаже, начинаем обвинять себя, тем самым мы только усиливаем его. А когда принимаем и наблюдаем, то он, как правило, постепенно сходит на нет.

И обязательно помните, что иногда саботаж – это совершенно нормальное состояние, которое не нужно «прогонять» и которое служит для нас сигналом – пора остановиться, поразмыслить и успокоиться, пересмотреть свои планы и приоритеты.

Отдохните перед занятием

Внимание сложно удерживать, когда мы истощены, болеем или перегружены. Не занимайтесь учебой на голодный желудок. Если вы чувствуете, что устали за день, выделите 15−20 минут для прогулки перед занятием или займитесь каким-нибудь приятным делом, которое поможет сменить декорации и переключиться.

К тому же, когда мы делаем то, что нам нравится, мозг выделяет серотонин и дофамин. Благодаря этим гормонам мы чувствуем себя хорошо и радостно.

  • Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете. Список идей нашей команды можно посмотреть здесь.

Составьте список дел, которые вас тревожат

Незаконченные дела и сиюминутные проблемы — один из главных возбудителей тревожности, которая мешает сосредоточиться во время занятий. Выгрузите все дела и заботы на лист бумаги списком, без разбора. Припаркуйте свои дела на странице блокнота, чтобы спокойно погрузиться в обучение. Сделайте это прямо сейчас. Наверняка даже сейчас, когда вы читаете этот урок, в голове роятся тысячи дел и мыслей. Выпишите их на бумагу, проверьте: подходит вам этот способ или нет.

Что делать во время прохождения обучения: внутреннее состояние

Замечайте негативные установки и меняйте их

Предыдущий опыт обучения может мешать нам принимать новый формат обучения. Это связано с тем же сопротивлением изменениями и переменам, которые так не любит наш мозг. Первые занятия могут не нравиться в том числе потому, что мы привыкли учиться по-другому.

Опыт с одной стороны помогает нам изучать новое, а с другой стороны с точки зрения способов обучения мешает нам быть открытыми новым событиям.

«Как-то не так я себе это представлял» — думаем мы про себя.

У нас есть прообраз и ожидания от курса и от преподавателей. Очаровываясь чем-то заранее, мы легко можем потом разочароваться. Мы приглашаем вас быть открытыми к новым процессам и стать частью большого комьюнити!

Что делать во время прохождения обучения: внутреннее состояние
  • Есть ли у вас какие-то ожидания от курса? Если есть, то какие?

Мотив избегания неудач и мотив достижения

С мотивом избегания неудач мы все знакомы в школе: это когда за каждую ошибку ставят минус. Удивительное в этом мотиве то, что если мы, например, что-то не делаем, то мы точно остаемся в плюсе: мы не получим двойку! Это мотив избегания неудач.

Задача не ошибиться, продумать каждый шаг, сделать его очень осторожно. Из-за этого мы делаем намного меньше шагов, чем могли бы, потому что критично, чтобы они были правильные, чтобы они были оценены.

Мотив достижения основан на обратном: поощряется каждая попытка, даже если она неправильная. Обе попытки, как правильная так и неправильная, оцениваются положительно. Это то, что нам хорошо известно по компьютерным играм. Все, что мы там делаем, поощряется. Это одна из причин, почему мы любим компьютерные игры.

  • Какой мотив вы используете при оценке своих действий не только в учебе, но и в жизни? Позволяете ли вы себе ошибаться и пробовать снова, постоянно оценивания каждую попытку со знаком плюс?

Не сравнивайте себя с другими

Заведомо провальная тактика — оглядываться на других, чтобы сравнить и усомниться в себе. Ваше начало может быть чьей-то серединой пути. И наоборот. У всех разные стартовые вводные, возможности и тд.

Не забывайте о большой цели

Более предметно относиться к преподавателям и содержанию помогает целеполагание. Поэтому в начале курса мы просим заполнить опрос о целях.

При удержании в голове большой цели нам становится легче справляться с трудностями. Процесс обучения можно сравнить с ездой на велосипеде — если смотреть себе под ноги, то будет виден каждый камушек. Если поднять голову вверх и устремиться вперед, то можно будет увидеть красивые поля и луга. Если вы когда-нибудь катались на мотоцикле, то знаете, что при повороте рекомендуют голову повернуть в сторону поворота, а не смотреть под ноги, так поворот проходит плавнее и безопаснее.

Приглашаем вас смотреть в сторону поворота и не обращать внимание на камушки под ногами, извлекая из вашего процесса путешествия по знаниями и курсу только приятные впечатления, такие же приятные, как виды на поля и луга. В этом вам поможет возвращение себя к цели. Именно цель помогает нам пережить неудобные и неудачные ситуации.

Научитесь делать святое ничего

Чтобы раскрыть творческий потенциал мозга — эту сложную нелинейную систему, — нужно разрешать себе долгие полноценные периоды праздности. Отдых так же важен, как и направленная умственная деятельность. Если вы чувствуете, что устали, не делайте ничего и вернитесь к уроку чуть позже. Помните, что социальные сети, разбор почты и онлайн-игры не считаются отдыхом.

В «Книге ленивого гуру» консультант по вопросам лидерства и стендап-комик Лоуренс Шортер рассказывает о том, что лень — это идея, близкая философии Восточной Азии, где такое состояние называли «неделание». Это состояние текучести, когда тело расслаблено, а внимание сосредоточено на самом важном. Шортер доказывает, что находиться в потоке не так уж и сложно: все мы рождаемся со способностью жить творчески и беззаботно, но в какой-то момент теряем ее.

Есть шаблон в заметках, который удобно копипастить, со всеми привычками и рутинными делами, типа попить кофе. Эти дела помогают избавиться от прокрастинации. Просто следуешь плану и выделяешь время на побездельничать.

Будьте однозадачными

Многозадачность — опасный миф, в который многие продолжают верить. Переключение между задачами требует времени и мысленных усилий, от этого страдает и скорость, и качество работы. В обучении, да и в жизни лучше работает однозадачность.

Когда вы читаете книгу, смотрите обучающий ролик, слушаете подкаст, задайте себе вопросы: «Как я буду использовать это знание? Какой результат получу?». Так из пассивного слушателя вы превращаетесь в активного соавтора своего обучения, сокращая количество задач до одной.

Что делать во время прохождения обучения: внутреннее состояние

Тренируйте силу внимания

Существуют специальные упражнения и сервисы, которые помогают нам стать внимательнее.

  • Электронные тренажеры для развития мозга Викиум
  • Техника “Pomodoro”. Уникальная техника, которую уже очень давно применяют люди для успешного ведения дел. Суть техники: деление времени на отрезки, «помидоры», по 30 минут. Один помидор состоит из 25 минут сфокусированной работы и 5 минут отдыха. После 4 помидоров сделайте перерыв в 15 минут. Главное правило: в течение 25 рабочих минут помидора вы должны быть сконцентрированы на одной задаче и не отвлекаться ни на что другое.
  • Техника «Сигнальное слово». Как только вы поймали себя на том, что ваши мысли витают где-то в облаках или отвлечены от темы, на которой надо сосредоточиться, мысленно скажите «Внимание!» и сконцентрируйтесь на нужной теме. Поначалу это может казаться глупым, но смысл упражнения в том, чтобы выработать привычку концентрироваться при произнесении сигнального слова. Это слово будет своеобразной кнопкой ускорения нейронных связей.
  • Техника «Центр Вселенной». Мы часто ездим в общественном транспорте или стоим в очередях, расточая свою концентрацию и внимание. Вместо этого выполните следующее упражнение. Выберите какой-нибудь объект: дерево, автомобиль, человека, пятно. В течение 3-5 минут концентрируйте на нем свое внимание так, будто это Центр Вселенной. Нет ничего важнее этого объекта. Не позволяйте себе переключаться на что-нибудь другое.

Вернуться: Что делать во время прохождения обучения

Читать далее: Окружение