Для разработки мобильного программного обеспечения используются разные языки программирования и среды. Некоторые из них универсальны и подойдут для всех видов проектов, а какие-то можно считать узкоспециализированными. Огромную популярность в 21 веке набрала мобильная разработка. Особенно для устройств, работающих на базе Android. Это одна из самых популярных мобильных платформ, под управлением которой выпускается огромное количество современных смартфонов и планшетов.

Сегодня предстоит выяснить, что собой представляет инструмент мобильной разработки – Android Studio. Необходимо не только рассмотреть определение соответствующего элемента, но и его функции, предназначение, возможности. Дополнительно нужно ознакомиться с преимуществами и недостатками инструмента. А еще – ознакомиться со структурой документа, создаваемой при помощи него.

Предложенная далее информация будет полезна не только обычным пользователям, но и разработчикам мобильного программного обеспечения. Она поможет понять, стоит ли пользоваться Android Studio, а также когда именно этот инструмент пригодится специалистам.

Определение

Программировать мобильные игры и программы лучше всего в специализированных средах – IDE. Они выделяются своими функциональными возможностями. Android Studio – это IDE или «интегрированная среда разработки». Используется для разработки программного обеспечения и развлекательного софта для смартфонов, планшетов, телевизоров, а также иных устройств, работающих на базе Android OS.

Рассматриваемая платформа – это целый набор инструментов разработчика, с помощью которого специалист сможет создавать программную логику, а также добавлять в нее визуальные элементы, делать их интерактивными и превращать первоначальные задумки в реально существующие проекты. Получившиеся программы допустимо выставлять на продажу в Google Play или выкладывать для свободного (бесплатного) скачивания пользователями.

Android Studio поддерживает такие языки программирования как Kotlin и Java. Именно поэтому перед началом работы с соответствующей платформой рекомендуется изучить упомянутые языки хотя бы на уровне начинающего программиста. Можно выбрать только Java или Kotlin – что разработчику кажется наиболее оптимальным.

Функции и возможности

Android Studio (AS) – интегрированная среда, используемая для разработки мобильного программного обеспечения. Она входит в ТОП-10 известных IDE в области IT. В ее стабильной версии представлено множество возможностей и функций.

К ним относят:

  • рефакторинг и быстрые исправления;
  • поддержку сборки проекта на основе Gradle;
  • инструменты для определения производительности, совместимости версий и удобства использования;
  • поддержку интеграции с ProGuard;
  • возможность подписи приложений;
  • готовые шаблоны для создания общих шаблонов и компонентов Android;
  • продуманный и детализированный редактор макетов, с помощью которого компоненты перетаскиваются через пользовательский интерфейс;
  • возможность предварительного просмотра макетов на нескольких конфигурациях экрана;
  • поддержку создания проектов для Android Wear;
  • наличие горячих клавиш для быстрого обращения к тем или иным функциям;
  • встроенную поддержку Google Cloud Platform.

Рассматриваемый инструмент поддерживает не только Kotlin и Java, но и другие языки программирования, включенные в IntelliJ.

Преимущества и недостатки

Android Studio – платформа программирования, которая имеет как преимущества, так и недостатки. Знать о них необходимо еще на этапе выбора IDE для дальнейшего создания своих проектов.

К преимуществам AS можно отнести следующие моменты:

  1. Поддержку нескольких языков программирования. Учить их все необязательно. Достаточно освоить хотя бы один.
  2. Возможность работы с C++. За счет этой особенности проекты для мобильных устройств удастся сделать детализированными и качественными, быстрыми и функциональными.
  3. Наличие встроенного редактора кода, с которым удобно взаимодействовать. Он предусматривает интуитивно понятный интерфейс, а также горячие клавиши для более быстрого и эффективного управления.
  4. Возможность разработки программного обеспечения не только для смартфонов и планшетов, но и для других устройств, функционирующих на базе Андроида. Сюда же включены гаджеты с необычным/нестандартным соотношением сторон экрана.
  5. Наличие инструментов для тестирования корректности работы получающихся проектов, их функциональных возможностей и производительности. Android Studio не требует от разработчика/тестировщика наличия «родной» операционной системы. Проверка проектов осуществляется через эмулятор Андроида.
  6. Рефакторинг готового кода.
  7. Обширную библиотеку с готовыми элементами и шаблонами. За счет нее разработка новых проектов будет осуществляться на порядок быстрее.
  8. Возможность создания программ для Android N – самой последней версии упомянутой операционной системы.
  9. Предварительную проверку уже сформированного проекта на наличие ошибок. Данный прием значительно упрощает отладку программы через Android Studio.
  10. Наличие обширной документации и руководств для разработчиков-новичков.

Недостатки и спорные моменты у рассматриваемой IDE тоже есть. К ним относят возможные проблемы с тестированием программного обеспечения. Сбои и неполадки возникают, несмотря на наличие встроенного Андроид-эмулятора. Для его запуска требуются значительные компьютерные ресурсы. Это делает тестирование в Android Studio проблематичным, а иногда – вовсе невозможным, если программист пользуется старым или маломощным компьютером.

Еще одним недостатком интегрированной среды является невозможность создания серверных проектов на Java для компьютеров и мобильных устройств.

Начало работы с IDE

Теперь, когда понятно, что собой представляет Android Studio, можно начать рассматривать эту среду более подробно. Работа с ней начинается со скачивания и установки упомянутого инструмента.

Скачать его можно с официального сайта платформы. Там есть вкладка «Download», в которой можно обнаружить разные установщики IDE. Нужно согласиться с условиями пользования проектом и нажать на «Download Android Studio».

Также рекомендуется установить себе на устройство Java SDK. Этот пакет пригодится независимо от того, на каком языке планируется писать программы – Java или Kotlin. Загрузить его получится с официального сайта Oracle. Там, в разделе «Downloads» нужно выбрать подходящую версию SDK и инициализировать ее на устройство.

Первый запуск

При первом запуске Android Studio система потребует настройки. Сначала система спросит, что требуется импортировать, если на устройстве уже была установлена ранее используемая платформа. Если раньше с AS иметь дело не приходилось, нужно в предложенном окне запуска пометить второй пункт и нажать на кнопку «Ок».

При помощи Setup Wizard рекомендуется скачать и установить необходимые разработчику компоненты платформы. Это окно открывается автоматически после реализации предыдущего этапа. Нужно кликнуть тут по кнопке «Next» и выбрать тип установки платформы: «Стандартная» или «Частичная». Первый вариант является наиболее предпочтительным. Он пригодится, если программисту не требуется кастомная настройка компонентов.

Как только Android Studio будет настроена и установлена, ее можно запустить. Первый запуск сопряжен с созданием нового проекта. Для этого потребуется:

  1. Нажать на «Create New Project».
  2. Выбрать на экране с шаблонами и Activity «Phone and Tablet», а также «No Activity» или «Empty Activity». В первом случае нужно будет реализовывать первую Activity «с нуля», во втором – платформа самостоятельно сформирует готовый редактируемый шаблон.
  3. Нажать на «Next».
  4. Указать имя проекта. Оно в Android Studio может быть любым. В имени проекта допускаются пробелы.
  5. Придумать имя пакета. Оно должно быть уникальным, если планируется в будущем выкладывать проект в Google Play.
  6. Указать язык для программирования, расположение проекта и минимальную поддерживаемую SDK. Это самая ранняя версия операционной системы Андроид, в которой будет работать создаваемый проект.

Остается кликнуть по кнопке «Finish» и немного подождать. Система сформирует проект и выведет его на дисплей устройства.

Структура проекта

Если программист выбрал при настройке проекта «Empty Activity», при его создании платформа сгенерирует структуру файлов будущего приложения. У него поддерживаются две корневые папки: app и Gradle Scripts. В первой содержатся три подпапки:

  • manifests – включает в себя конфигурационные документы;
  • java – исходный код проекта;
  • res – включает в себя файлы ресурсов вроде картинок, стилей, размерностей и так далее.

AndroidManifest.xml в manifests – это документ, в котором хранятся данные о пакетах и компонентах приложения, создаваемого через Android Studio. В нем прописаны всевозможные разрешения на использование элементов системы Андроид. Здесь же определяется, как будут запускаться те или иные составляющие исходного проекта.

Папка java включает в себя исходные файлы приложения. Они могут храниться в разных подпапках. Обычно в Android-программе в java уже есть определенная файловая структура. Для новичков эта информация не нужна, она не включена в общую структуру проекта, поэтому более подробно рассматриваться не будет.

В папке res поддерживают разные подпапки. Они появляются даже при создании тестового базового проекта. В процессе разработки программы res может разрастись очень сильно. Ее файлы способны занимать очень много места на жестком диске устройства. При создании базового проекта в res появляются такие папки как:

  • Drawable. Используется для сохранения файлов с изображениями;
  • Layout. Тут располагаются XML-файлы. Они применяются для непосредственного создания интерфейса программного обеспечения;
  • Mipmap. Включает в себя значки программы;
  • Values. Хранит в себе XML-файлы со значениями стилей, строк, цветов и тем.

В Android Studio папка Gradle Scripts сохраняет в себе скрипты, используемые разработчиками для автоматизированной сборки итогового проекта. А .idea не видна по умолчанию. Она отображается, если изменить конфигурацию Android на Project. Необходима данная папка для настройки метаданных.

Структура интерфейса

Android Studio предусматривает интуитивно понятный и простой интерфейс. Основная рабочая область состоит из 4-х блоков:

  1. Palette. Сюда относятся все окна, которые уже есть в программе. По мере разработки проекта в Android Studio их количество будет значительно возрастать.
  2. Component Tree – место, где отображаются все элементы. Они появятся в соответствующем блоке, даже если не имеют никакого отношения к конкретному окну.
  3. Design Editor – окно Android Studio, которое отображает главное окно с выбранным окном приложения или редактором кода.
  4. Attributes Panel – набор настроек, которые относятся к элементу, используемым разработчиком прямо сейчас.

В правом верхнем углу Android Studio можно увидеть специальную кнопку деления рабочего пространства на части. С ее помощью получится оптимизировать отображение платформы под себя.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!