Разработка – крайне важный процесс для любого проекта. Ее грамотная реализация поможет быстро и с минимальными затратами получить на выходе качественный контент. Существуют разнообразные технологии разработки. Каждая обладает своими особенностями и нюансами.

Довольно популярен подход типа «Аджайл». Соответствующая методология встречается на практике чаще остальных существующих. Это сложный и одновременно простой рабочий процесс.

Далее в статье будет рассмотрен agile, а также разобраны концепции Скрам и Канбан. Каждый разработчик в рабочей группе должен хорошо ориентироваться в них. А еще — знать сходства и различия. Лишь так можно обнаружить максимально эффективный подход реализации программного обеспечения.

О методологии

При продумывании концепций создания контента приходится выбирать одну из нескольких методологий. Наиболее популярный подход – это гибкая методология (agility software development).

Такое название носит термин, объединяющий целый ряд подходов, практик и методов, основанных на ценностях Манифеста гибкой разработки ПО.

Agile – не конкретная методика, которая выбирается командой. Это – технология, включающая в себя гибкие управленческие инструменты и принципы. Аджайл – универсальный вариант. Годится как для применения в программировании, так и для обыденной жизни.

Принцип работы

Любой проект должен быть четко спланирован. Иначе ни согласовать софт, ни провести его тестинг без неурядиц и критических ошибок не получится. Гибкая методология – это эффективное решение для IT-сферы. Изначально agile задумывался исключительно для объединений разработчиков, но со временем его концепции стали применяться в других проектах. И даже в обыденной жизни.

При реализации таким способом изначально составленное ТЗ может корректироваться. В основе работы приема лежат следующие особенности:

  • динамика условий внутренней и внешней среды;
  • обеспечение взаимодействия с заказчиком и целевой аудиторией – фидбэки;
  • анализирование полученной обратной связи.

Все это помогает команде при продумывании проекта находить новые, более эффективные решения для поставленных задач.

В данном случае целостный проект будет делиться на несколько составных частей. Каждая выполняется параллельно с другими. Все «блоки» проекта имеют собственные команды специалистов.

Преимущества

Обычно, обсуждая проект с заказчиком, разработчики стараются получить максимально четкое ТЗ. Но это не всегда оправданно. Особенно при ситуации, в которой заказчики не знали, чего конкретно они хотели: были общие представления о контенте.

У agile выделяют следующие преимущества:

  • значительная экономия времени, затрачиваемого на создание ПО – срок выпуска софта относительно быстрый;
  • удобное отслеживание текущих результатов;
  • грамотно расставленные приоритеты и нагрузка на всех участников команды;
  • повышенные полномочия у специалистов.

Если разобраться в гибкой «методике», можно сделать из команды настоящую «экосистему», единый организм, который гарантирует качество и скорость выполнения проекта.

Scrum

Возможность управления проектами разными способами – это путь к качественному выполнению поставленных изначально задач. Agile, Scrum и Kanban – то, что поможет разрабам выбрать технологию создания ПО и дальнейшей его поддержки.

Аджайл – база, которую должен изучить каждый программер. Является основоположником SAFe (Scaled Agile Framework), Канбана и не только.

SAFE – масштабированный гибкий фреймворк. Позволяет применять аджайл в больших группах людей. Особо эффективен в группах численностью более 50 человек. Основоположником стал Дин Леффингуэлл. Носит название Скрам. Чтобы хорошо понять принцип его работы, нужно просто хорошо разбираться в гибких методологиях.

Ключевой особенностью SAFE является сочетание традиционного последовательного подхода, а также принципов гибкого управления. За счет этого Скрам получает необходимые возможности для широкого применения на практике.

Принцип работы

Стоит говорить о принципах реализации Скрам. Здесь весь рабочий процесс здесь будет разбиваться на самостоятельные спринты. Так называют рабочие этапы, которые длятся 1-4 недели. Каждый шаг предусматривает собственные новые задачи, которые распределяются между всеми участниками команды.

Схематично процесс работы выглядит так:

  1. Владелец продукта дает ТЗ предприятию.
  2. Разрабы изучают документацию и делят весь жизненный цикл софта на блоки.
  3. Каждый этап (спринт) получает определенную длительность – до месяца.
  4. Все имеющиеся задачи делятся и затрагивают членов команды программеров.
  5. В конце каждого этапа проводится собрание, на котором ведется обсуждение результатов, а также предоставляется отчетность по целям, ошибкам и будущим планам.
  6. Каждый раз, когда заканчивается определенный шаг создания контента, результат предоставляется заказчику. Он сможет дать фидбек или свои рекомендации по дальнейшей реализации проекта.

Преимущество – это возможность приглашения в команду универсального коллектива специалистов. Не нужно для каждой идеи набирать новых разработчиков.

Дополнительно в процессе принимают участие два новых членов:

  1. Собственник продукта. Это – тот, кто играет роль связующего звена между исполнителями и непосредственным заказчиком. Специалист, которого назначили на соответствующую должность, будет исполнять роль куратора для всей команды.
  2. Скрам-мастер. Работающий на соответствующей должности человек отвечает за организацию бизнес-процессов. Он проводит собрания членов команды, а также занимается решением общих вопросов. Этот мастер будет контролировать соблюдение принципов Скрама.

Особенность приема – дробление задачи по отдельным блокам и проведение собраний. В конце каждого на выходе будет набор результатов, который можно протестировать и предоставить заказчику.

Канбан

Agile, Scrum и Kanban – то, что должен знать каждый разработчик в компании. Особенно если речь идет о крупной организации, создающей масштабные проекты.

Канбан предусматривает такие нюансы:

  1. Относится к гибким методологиям. В основе тоже заложен аджайл.
  2. Основоположники – специалисты компании Tyota.
  3. Основной принцип – сохранение баланса между специалистами разных профилей, включенных в ряды компании.
  4. Разделение команды по статусу здесь отсутствует.
  5. Универсальные спринты не проводятся.
  6. Все члены команды находятся на равных.

Если использовать соответствующий подход, то весь рабочий процесс будет поделен на этапы по задачам. Пример: «Планируется», «В ходе выполнения», «Проверка», «Завершено» и так далее. Фиксация производится в наглядном виде – на специальной доске. Она представляет систему продвижения прогресса. Доступна всем в компании.

Несколько слов о нюансах

Эффективность применения Kanban осуществляется за счет времени, затраченного на реализацию той или иной задачи. Рассмотрение производится как отдельными блоками, так и относительного всего проекта.

Если время соответствует установленным нормам или меньше – значит, подход оправдан. Разработчики действовали слаженно, выдали хорошую продуктивность.

Когда хотя бы один этап создания программного обеспечения не укладывается в сроки, нужно выявить причины неурядицы. Дальше – провести тщательный анализ на предмет оптимизации работы: одного члена в команде или нескольких кадров.

Скрам и Канбан – отличия

Scrum и Kanban – это фреймворки. По их описанию бывает трудно понять, в чем заключается разница. Оба основываются на аджайл. А еще трудно понять, какой подход к написанию программного кода будет обладать лучшей эффективностью и результативностью. Далее будут рассмотрены ключевые отличия этих методик с разных точек зрения.

По смыслу

Scrum – это:

  • готовое руководство, в котором говорится о том, как организовывать итеративно-инкрементальную разработку нового продукта;
  • наличие подробной инструкции – Scrum Guide;
  • взаимосвязь всех элементов системы друг с другом;
  • при реализации нельзя избавиться ни от одного указанного в «гайде» элемента.

Kanban – это:

  • схожесть с ящиком с инструментами – оттуда можно брать все сразу или что-то одно;
  • каждый инструмент обладает собственной пользой для будущего релиза;
  • спектр выбора зависит от готовности разрабов применять разного рода функции и инструментарий.

В первом случае к изменениям контент будет «нетерпим». Во втором реализовывать оные намного проще.

Цели

Скрам – был создан для того чтобы быстро разрабатывать «то, не знаю что». Пример – инновационные продукты, которых еще нет в мире. Это – основное предназначение метода.

Scrum:

  • может быть реализован отдельными продуктовыми подразделениями;
  • не требует обязательной корректировки рабочих процессов;
  • менее эффективен в объединениях, где отсутствует гибкость бюджета и процессов.

У Канбана итоговая цель – это дать возможность организациям быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке. Достигается результат за счет грамотного построения рабочих процессов. В случае необходимости их часть можно быстро «переквалифицировать».

Чтобы достичь успехов с Kanban, нужно целостно смотреть на организацию. При помощи этого – выявлять моменты, мешающие быстрой и оперативной реакции/работе.

Kanban нацелен на изменения во всех компании для обеспечения устойчивости на рынке. Скрам – отвечает за создание инновационного ПО.

Предусловия

Для того, чтобы Скрам был полезен, нужно сделать многое. Можно выделить следующие этапы:

  • выделение владельца ПО – представителя бизнеса;
  • найти всех 100% необходимых специалистов;
  • договориться с руководителями;
  • выделить Скрам-мастера;
  • скорректировать регламенты при необходимости;
  • выделить контент инфраструктуры Скрам-команде;
  • обучить всех участников команды Scrum-особенностям.

Kanban предусматривает такие шаги:

  • визуализация процесса;
  • создание Канбан-доску;
  • размещение на специальной интерактивной доске текущий план работ;
  • провести анализ положения вещей, на основе которого будут строиться дальнейшие управленческие решения.

Иногда компании при Канбан-подходе достаточно простой визуализации процесса разработки. Она позволяет увидеть целостную картину происходящего.

Принятие решений

Делать контент по любой из методик – это значит разбираться в принципах принятия тех или иных решений. Канбан – инструмент менеджмента. Он больше нацелен на руководство. При нем решения относительно корректировок будет принимать руководитель разработки. Сначала он должен собрать статистику о работе, а затем, опираясь на оную, подвести итоги.

 Разница со Скрамом здесь колоссальная. Scrum – это не инструмент менеджмента. Представляет он собой способ организации рабочих процессов для выпуска инноваций.

Чтобы решения по Скраму принимались быстрее, нужно привлекать к анализу и активному участию всю команду из года в год. Сюда будут вовлечены и владельцы ПО, и Scrum-мастера, и разработчики.

Встречи и проведение

Рассматривая Agile, Scrum и Kanban, нужно понимать, что эти подходы отличаются по встречам и формату их организации.

Scrum в проекте:

  • делает ставку на командный подход;
  • все встречи рассчитаны на вовлечение всех участников группы;
  • в основе – коллективное принятие решений;
  • цель – координирование движений команды и групповое взаимодействие.

Компетенция здесь – фасилитация встреч. Разница с Канбаном заключается в том, что второй прием – это данные и статистика. Здесь целью является анализ имеющейся информации, выделение системных проблем и принятие решений по устранению обнаруженных ошибок.

Во время встреч при Kanban используется специальная доска. На ней отображается вся необходимая информация.

Скрам и Аджаил – разница

В основе Scrum заложена философия Agile. Но вот в чем заключаются ключевые различия приемов:

  1. Аджаил – набор принципов и методологий, отдельный вид философии для разных видов деятельности. Скрам – конкретный фреймворк для определения принципов выполнения работ.
  2. Скрам предоставляет некую свободу действий при реализации поставленных задач. В его основе заложены спринты.

Agile, Scrum и Kanban иногда могут применяться совместно, параллельно друг другу в пределах одного и того же проекта.

Хотите знать про Agile больше? Добро пожаловать на курс «Agile Project Manager» в Otus!