Бэкап файлов – процесс, с которым сталкивается почти каждый современный пользователь гаджетов и компьютеров. Особенно часто эта операция встречается на смартфонах и планшетах. Там она обычно настраивается на автоматический запуск и реализацию. Ежедневно бэкапы мало кто делает. Некоторые вообще забывают об этой операции или организовывают ее крайне редко, что может привести к утрате данных при сбое в работе оборудования.

Далее предстоит изучить резервное копирование данных более подробно. Предстоит познакомиться с определением бэкапа, его особенностями, а также спектром данных, которые нуждаются в «сохранении». Дополнительно удастся выяснить, как организовать соответствующий процесс на смартфоне/планшете и ПК. Ниже опубликована информация о резервном копировании веб-сайтов и видах бэкапов. Предложенные сведения пригодятся как IT-специалистам, так и обычным пользователям.

Определение

Backup (бэкап) – это в переводе с английского языка «поддержка» или «резерв». В мире гаджетов и компьютерной техники так называется копия данных, созданная для сохранения информации в случае ее непосредственной утраты с устройства, повреждения или удаления. Из него получится «достать» все необходимые данные.

Создать резервную копию можно практически из всего: баз данных, веб-страниц, презентаций, файлов и документов. Копии данных необходимо хранить на различных носителях: жестких дисках, съемных накопителях, в облачных хранилищах. Системные администраторы иногда создают отдельные серверы, которые выступают только в качестве информационных хранилищ.

Типов резервных копий существует несколько:

  • полный;
  • инкрементальный;
  • дифференциальный.

С рассматриваемым процессом обычно не так тяжело справиться, как кажется. Занимает создание резервных копий около 5-10 минут (для обычного пользователя).

От чего защищает копирование

Рассматриваемый процесс может относиться к сайтам, компьютерам и ноутбукам, смартфонам. Он защищает от разных угроз и рисков, с которыми сталкиваются данные время от времени. Вот несколько примеров:

  1. Аппаратный сбой. Жесткий диск – устройство не вечное, как и серверы, смартфоны и другое оборудование, на котором хранится информация. Аппаратные сбои могут быть вызваны физическими повреждениями, сбоями питания, ошибками чтения/записи.
  2. Случайное удаление. Распространенная ситуация, от которой никто не застрахован. Ошибки пользователей и даже намеренное удаление данных может привести к потере достаточно важной информации.
  3. Вирусы и вредоносное программное обеспечение. Вирусные атаки, трояны и шифровальщики – все это может нанести серьезный ущерб операционной системе устройства. В основном из-за повреждения информации.
  4. Стихийные бедствия, кражи, пожары.

Резервное копирование создаст на том или ином носителе/хранилище копию отмеченных пользователем данных, которую можно будет использовать в будущем для восстановления.

Какие файлы и документы нуждаются в копировании

Копирование может осуществляться относительно любой информации, которая только может пригодиться пользователю или IT-специалисту. Существует ряд файлов и элементов, которые чаще всего подвергаются резервному копированию:

  1. Документы и файлы. Сюда относят самые разные форматы – электронные таблицы, текстовые документы, презентации, видео и фото, которые представляют для человека ценность.
  2. Веб-страницы и блоги. Их содержимое требуется копировать, включая конфигурации, базы данных и другие компоненты. Это поможет оперативно восстановить работу, если сервер выйдет из строя.
  3. Базы данных. Они включают в себя структурированную информацию. Примерами могут послужить финансовые отчеты, инвентарные списки и иные критические сведения.
  4. Настройки и конфигурации. Резервные копии таких элементов помогут быстро восстановить систему в случае неисправностей или сбоев, настроив ее «под себя» с минимальными усилиями.
  5. Контакты и почтовые ящики. Имеет смысл копировать значимые сообщения, а также сведения из почтового клиента и записной книжки смартфона, чтобы ничего не потерялось.
  6. Пользовательские профили и данные. Если человек работает в компании или на компьютере, который используется несколькими людьми, рекомендуется регулярно проводить резервное копирование профилей, включая закладки, документы, настройки и иные персональные файлы.

Остальные документы тоже могут быть скопированы. Все зависит от личных предпочтений пользователя и его потребностей.

Как часто организовывается процесс

Резервное копирование документов должно проводиться регулярно. Многие задумываются над тем, насколько часто его реализовывать. Здесь необходимо обратить внимание на несколько факторов:

  1. Частота изменений информации. Если сведения в системе меняются очень часто, копирование производится чаще. Пример – при работе с активной базой данных резервные копии могут создаваться каждый час или раз в день.
  2. Инкрементное или дифференциальное копирование. Не всегда необходимо производить бэкап всей системы. Инкрементальные копии сохраняют исключительно измененные с последнего резервного копирования документы. Дифференциальные – измененные файлы с момента относительно последнего полного копирования.
  3. Значимость данных. Чем важнее те или иные сведения, тем чаще они нуждаются в резервном сохранении.

Необходимо помнить, что рассматриваемый процесс может быть реализован автоматически. Пример – Viber. Там можно настроить резервное сохранение с определенным интервалом. В этом случае копироваться будет вся переписка или только та, что выставлена в настройках приложения.

Разновидности

Теперь можно изучить некоторые разновидности бэкапов данных. Необходимо рассмотреть характеристики каждого типа резервного сохранения и его особенности. Эта информация поможет определиться с тем, какому приему отдавать предпочтение в первую очередь.

FTP

Создание копий при помощи протокола передачи файлов (FTP). Так называется стандартный протокол для передачи документов между компьютерами в сети. Обычно такой вариант подразумевает копирование файлов с локальной системы на удаленный FTP-сервер, который выступает целевым хранилищем. Часто используется системными администраторами.

К преимуществам FTP относят:

  1. Удаленное хранение. Резервные копии, хранящиеся на удаленном FTP-сервере, имеют дополнительный уровень защиты.
  2. Доступность. За счет FTP резервные копии легко использовать для восстановления с любого компьютера. Главное – наличие подключения к интернету.
  3. Наличие синхронизации. При создании бэкапа FTP допустима настройка синхронизации данных между локальной системой и удаленным сервером.

К плюсам FTP можно отнести масштабируемость. Хранилище может быть увеличено в случае необходимости.

Облачный

Резервное копирование, а также дальнейшее хранение копий производится в удаленном облачном хранилище. Вместо локальных физических устройств для сохранения информации (диски, флеш-карты), данные размещаются на специальных хостингах и серверах. Примеры облачных хранилищ – «Яндекс.Диск», «Mail Облако».

К сильным сторонам облачных хранилищ для копирования относят:

  • удобство и доступность;
  • возможность автоматизации;
  • масштабируемость;
  • безопасность.

Создать резервную копию и восстановить ее в случае необходимости через облако – обычно легко. Интерфейс соответствующих сервисов понятен на уровне интуиции. Также пользователи могут работать с различными опциями и настройками – выбрать конкретные документы для восстановления или отдать предпочтение работе сразу со всей системой.

HDD

Такой бэкап предусматривает создание резервной копии, которая будет храниться на жестком диске. Сюда же можно отнести SSD – твердотельный накопитель, который заменяет HDD в современных компьютерах.

Такой вариант часто используется на серверах. Сохраняется на HDD/SDD абсолютно вся информация – от файлов и папок до параметров и настроек. Все это легко будет восстановлено в случае потери, повреждения или сбоя.

Такой вариант резервного копирования данных имеет следующие преимущества:

  1. Доступность. HDD/SDD легко купить в компьютерном магазине и использовать в качестве хранилища.
  2. Возможность сэкономить. HDD – это более бюджетный вариант, чем SDD.
  3. Совместимость. HDD/SSD совместимы с большинством современных компьютеров и ноутбуков.
  4. Простота. Создание копии будет элементарным. Речь идет о ручном переносе необходимых данных с компьютера в меню HDD/SSD.

Пользоваться таким приемом рекомендуется каждому. Он может дополнять копирование другими методами.

Как сделать копию данных

Теперь понятно, что такое резервное копирование. Можно рассмотреть способы его организации. Далее будут представлены инструкции для смартфонов, компьютеров и веб-сайтов.

Android-устройства

Некоторые производители устройств предоставляют встроенные инструменты для создания копий данных. Пример – Samsung и Samsung Cloud. Аналоги есть у Huawei, Xiaomi и других производителей. Обычно подобные службы находятся в настройках.

Также на Android можно воспользоваться службой Google Drive. В ней активируется функция автоматического копирования данных в настройках устройства. Обычно поддерживается копирование:

  • календаря;
  • контактов;
  • фото;
  • видео;
  • приложений;
  • иных данных.

Для восстановления информации нужно войти в учетную запись Google на устройстве и выбрать команду «Восстановление из резервной копии».

Вручную на Android информацию тоже можно скопировать. Перенести ее можно на компьютер или ноутбук, HDD или переместить в облачное хранилище. Такой подход тоже рассматривается как резервное копирование.

iOS

В iOS можно справиться с задачей через сторонние приложения или iCloud. Во втором случае предстоит перейти в «Настройки»–«Имя пользователя»–«iCloud» и выбрать команду «Резервное копирование». В соответствующем разделе предварительно можно выбрать данные, которые будут сохранены. Сохранение данных будет производиться автоматически при подключении устройства к Wi-Fi и зарядному устройству.

Еще один подход – использование iTunes (для версии iOS до 14) или приложения Finder (для MacOS). Устройство подключается к компьютеру через кабель Lightning, затем запускается iTunes или Finder, выбирается необходимое оборудование. Остается лишь выбрать команду «Сделать копию сейчас» или «Автоматический режим резервного копирования».

Windows

В Windows для копирования можно использовать как специальные программы (их очень много, выбирается на вкус пользователя), а можно обойтись встроенными средствами. Чтобы сделать копию, некоторые формируют точку восстановления системы. Она сохраняет настройки, но не документы.

Можно сделать непосредственное резервное копирование. Для этого предстоит перейти в «Панель управления»–«Система и безопасность»–«Копирование и восстановление». Далее предстоит кликнуть по кнопке «Настроить», выставить желаемые параметры и активировать процедуру.

Сайты

Чтобы провести резервное копирование сайта, потребуется:

  1. Вручную скопировать все файлы в какое-нибудь хранилище. Не нужно забывать об HTML-страницах, таблице стилей и иных ресурсах. В этом поможет приложение FTP. С его помощью происходит подключение к серверу и дальнейшее сохранение данных на компьютер.
  2. Сохранение баз данных. Это имеет смысл, если сайт пользуется MySQL или PostgreSQL. Обычно хостинг-провайдеры предоставляют средства администрирования БД. Там есть необходимые инструменты для резервных копий.

Для платформ управления контентом (WordPress, Drupal, Joomla) созданы специальные плагины и инструменты. Обычно они поддерживают автоматизированные функции сохранения информации – с ними удается сохранить файлы сайта и базы данных. Плагин будет меняться в зависимости от CMS.

Облачные сервисы тоже помогут сохранить сайт. Они используются точно так же, как и при сохранении обычных документов.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!