Кластер – это форма представления информации в виде некоторого изображения, предполагающая отбор смысловых компонентов. Обозначается своеобразной схемой с обязательным отображением связей между элементами всей системы. В конечном итоге получается объект, помогающий систематизировать и обобщать новые и ранее известные данные по задаваемым вопросам.

В данной статье будет рассказано о том, в чем заключается суть метода кластеров. Предстоит изучить, как происходит его создание, а также работа в той или иной мере. Также интересно будет рассмотреть кластерный анализ и его принципы.

Принципы и правила формирования

Разбираясь, в чем суть метода кластеров, сначала нужно определить сферу, в которой он применяется. В качестве примера рассмотрим работу в классе.

Кластер нужно оформлять в виде модели планеты со спутниками или своеобразной грозди. Здесь требуется запомнить следующие особенности:

  • в центре размещается ключевая задача, мысль или понятие;
  • ответвлениям представляют собой смысловые единицы, связанные с главным «термином»;
  • область вокруг выстроенной модели – менее значительные элементы и факты.

Последние нужны для того, чтобы расширить логическую цепочку в кластере. Они позволяют более полно раскрыть ту или иную тему. Главная мысль и ее смысловые единицы соединяются при помощи прямых отрезков.

На уроке

Составлять кластеры на самом деле не так трудно, если грамотно подойти к этому вопросу. Во время работы на уроке место, на котором будет располагаться «мысль», зависит от способа организации занятия.

Он может быть размещен на:

  • доске;
  • листе бумаги;
  • непосредственно в тетрадке.

Чтобы нагляднее выделить составляющие, а также главную мысль, во время оформления рекомендуется пользоваться карандашами, фломастерами, а также мелками разных цветов. Этот прием поможет лучше и быстрее понять, что написано на том или ином пространстве.

Рекомендации

Составить кластер и воспользоваться им сможет любой из учащихся. Данная затея является основой критического мышления. Она в наглядном виде позволит проанализировать ту или иную мысль, после чего можно сделать логический вывод. Подобные принципы используются в маркетинге, а также информационных технологиях, но на примере их работы на уроке рассматривать соответствующий компонент проще всего.

Вот рекомендации, которые помогут составлению кластера на занятии:

  1. Если детей много, привлечь к работе нужно каждого. Это позволит записать больше мыслей, идей, фактов и выводов.
  2. Нужно делать конспект всего, что приходит в голову. Ошибиться в соответствующем вопросе нельзя. Ненужные записи в ходе анализа той или иной темы возможно удалить или стереть.
  3. Большое количество смысловых единиц – не проблема для дальнейшей работы. Чем больше гипотез, тем лучше. Такая концепция создает более полную картину происходящего.
  4. Оформите кластер на ту или иную тему так, чтобы он выглядел понятно: схемой или графиком. Стоит использовать различные формы и цвета для выделения составляющих модели.

Эти советы помогут сформировать кластер во время работы на уроке с любым количеством учеников, но они могут использоваться и в других сферах жизни человека. Пример – в аналитике.

Применение

Изучаемый прием часто встречается в начальной и старшей школе. Он актуален для всех предметов и позволяет лучше усвоить учебный материал. Форма организации зависит от того, что предполагает сделать учитель – работать с одним человеком или несколькими. Один вариант может плавно переходить в другой.

Сначала ученикам предлагается структурировать багаж имеющихся знаний, затем – поработать в небольших группах с предоставленной информацией, составить конспект и дополнить кластерные составляющие. Завершается процедура организацией общей деятельности всего класса. Она направлена на систематизацию полученных знаний и составление общей схемы.

Когда дети освоили принцип кластеризации, оформите им в соответствующей форме домашнее задание. Это также отличный вариант для проверки знаний данной темы: в соответствующей ситуации типом кластера на уроке выступит самостоятельная/проверочная работа.

Наглядный пример

Использование cluster method на конкретном примере поможет лучше освоить соответствующий принцип. В качестве основы возьмем урок биологии и работу с темой «Клетка». Здесь:

  1. Центральная смысловая единица – слово, одноименное с тематикой.
  2. На первом этапе дети должны вспомнить все, что знают по соответствующему направлению.
  3. После того, как соответствующие записи внесены в схему (на график), учитель просит учеников прочесть тот или иной текст, сделать конспект и внести новые единицы.
  4. Как только дети справились с задачей, учитель дописывает «недостающие элементы».

Заключение (выводы) в конце работы на уроке предполагает анализ кластера на соответствующую тему. Вместе с учениками нужно обсудить изученный материал и выдвинутые теории, а затем обговорить достоверность изначально приведенных данных.

Преимущества

Прием Кластер – это метод критического мышления, который:

  • вовлекает в работу всех учеников/участников процесса;
  • позволяет охватить и прийти к сути достаточно большого объема информации;
  • создает ассоциации через образы.

Данная концепция оказывает благоприятное влияние на развитие учеников. Они не боятся выдвигать свои теории, ошибаться, анализироваться информацию.

Кластерный анализ

Составить cluster не так трудно, особенно если делать это постепенно. Соответствующая концепция мышления применяется почти во всех сферах жизни человека. Есть такое понятие как «кластерный анализ» или «кластеризация».

Все о кластерах

Это – разделение большой группы объектов на несколько мелких компонентов. Каждая группа – это и есть кластер. Он формируется на основе тех или иных критериев. Внутри объекты могут различаться, но хотя бы «одно общее» у них должно быть.

Сферы применения

После того как стало понятно, как составить кластер, можно применить его на практике. Соответствующая концепция встречается везде, где что-то подлежит классификации/разделению. Главное – наличие хотя бы одного общего признака у всех элементов. В противном случае составление кластера не будет иметь места.

На соответствующие «блоки» можно разделить:

  • клиентов;
  • конкурентов бизнеса для рыночного исследования;
  • заболевания;
  • респондентов опросов;
  • ключи для формирования тематик веб-страниц;
  • файлы различных форматов.

Это – только начало. Делать кластеры можно практически везде, где элементы структурируются и систематизируются.

Цели

Разбираясь, в чем суть метода кластеров, нужно усвоить цели кластеризации:

  1. Понимание. Деление информации на группы позволяет понять ее суть. Пока информация не систематизирована, она практически не подлежит обработке.
  2. Выявление аномалий. После кластеризации возможно появление данных, которые не относятся ни к одному из «блоков». Их рекомендуется изучить, чтобы понять – это следствие ошибки или интересный феномен.
  3. Расширение.
  4. Сжатие. Если информации очень много, ее можно разделить на кластеры, а затем усреднить и оставить на каждый «смысловой блок» всего один объект. На выходе получаем меньшие требования для дальнейшего анализа имеющихся сведений.

Часто это – предварительная работа перед масштабным анализом. Она упрощает использование иных методик изучения информации.

Алгоритмы и методы

Создать кластер в виде схемы или иной формы представления – не самая трудная задача, если выбрана концепция систематизации информации. Кластеризация проводится при помощи различных алгоритмов и инструментов. Они напрямую зависят от того, с какими материалами предстоит работать, а также от цели итогового результата.

При кластеризации данных используют:

  1. Нисходящие алгоритмы. Сначала объекты объединяются в один «блок», затем дробятся на более мелкие составляющие.
  2. Восходящие алгоритмы. Каждый объект – это отдельный cluster. Постепенно они объединяются до достижения желаемой степени разделения.
  3. Метод квадратичной ошибки. В основе заложена формула среднеквадратичной ошибки. Самый распространенный вариант – это метод k-средних. Он создает нужное количество «блоков», которые максимально удалены друг от друга.
  4. Системы искусственного интеллекта. Здесь используются нейронные сети. Применяется прием тогда, когда количество кластеров неизвестно.

Есть еще логический подход. Данные тут делятся по смыслу. Оформите соответствующую схему в виде дерева решений. Это лучший вариант для небольшого объема информации.

Соответствующей темой должны владеть системные администраторы, DevOps-специалисты, Data-инженеры, специалисты по машинному обучению, системные аналитики. Подобрать курс по интересующему IT-направлению вы всегда сможете в Otus.