Классы и объекты – два ключевых компонента, с которыми предстоит работать, если программист пользуется ООП. Они тесно связаны между собой и представляют собой термины, с которыми должен познакомиться каждый разработчик.

В данной статье будет рассказано о том, как работать с классами и объектами. Это поможет при создании собственного приложения на базе объектно-ориентированного программирования на C++ и не только.

ООП – особенности

ООП – это парадигма разработки. Здесь приложения представляют собой объекты (экземпляры класса в ООП). Функционирование утилиты осуществляется за счет взаимодействия элементов.

Объекты – сущности, у которых имеется свойство и поведение. Они выступают экземплярами класса. Пример – персонаж (Class Character). Его экземплярами будут выступать hero и npc.

Свойства – это информация, которая связана с тем или иным объектом. Если рассмотреть пример с Character и игрой, можно отнести сюда:

  • силу;
  • меткость;
  • ловкость;
  • собранные деньги;
  • интеллект;
  • здоровье.

Поведение объекта будет определяться при помощи методов. Это – специальные блоки кода, которые могут вызываться из различных частей программы. Примеры у игрового персонажа:

  • атака;
  • использование;
  • подбор предмета;
  • разговор.

При помощи свойств и методов можно ускорить процесс программирования. Код получится более совершенным и читаемым.

Объектно-ориентированную парадигму используют в C#, JavaScript, PHP, C++, Python, Java и других языках. Именно поэтому важно разобраться с азами работы с объектами и классами. Это – база, без которой дальнейшая разработка бесполезна.

Объект – это…

Чтобы понимать, чем класс отличается от объекта (экземпляра класса в ООП) при разработке, нужно запомнить несколько ключевых терминов.

Объект – это своеобразная сущность в цифровом пространстве. Она обладает определенным состоянием. Имеет в своем составе поля и методы.

Соответствующий компонент может принадлежать к одному или нескольким классам, определяющих его поведение. Экземпляр класса – это и есть object.

Если провести аналогию в реальной жизни для лучшего понимания того, чем отличается рассматриваемый компонент, можно сказать так: object – это то, что сделано по чертежу. А класс – сама «схема действий».

Среди свойств выделяют:

  • полиморфизм;
  • инкапсуляцию;
  • наследование.

Теперь должно быть ясно, в чем отличие рассматриваемых компонентов. Далее предстоит изучить азы работы с ними.

Класс – определение

Объект – это экземпляр класса. А Class представляет собой структурный тип данных. Он включает в себя: описание:

  • полей данных;
  • процедур;
  • функций.

Понятие класса в ООП – это модель создания objects определенного типа. Она описывает их структуру и определяет алгоритмы для дальнейшей работы с соответствующим компонентом.

Понятие класса служит средством для введения абстрактных типов данных в исходный код проекта. Суть отличия рассматриваемого элемента заключается в том, что при задании типа данных класс будет определять одновременно не только интерфейс, но и реализацию всех своих имеющихся экземпляров.

Непосредственная работа

Рассматривая классы и объекты, рекомендуется действовать на наглядном примере. Это поможет не запутаться в соответствующих понятиях.

Реальный мир состоит из экземпляров класса в ООП (objects): города – из районов, в каждом – свои улицы и дома. Все это – objects. Практически любой материальный предмет можно выразить совокупностью objects.

В качестве примера напишем программы учета успеваемости учеников на базе C++. Этот код поможет лучше рассмотреть отличие изучаемых элементов:

Работа с классами в программировании в С++

Выше – пример класса, который носит название Students. Он будет использован далее в качестве «базы».

Ключевые понятия

Объекты – это экземпляры класса. Последние состоят из свойств и методов:

  1. Свойство – любые данные, которыми можно описать компонент. В случае со студентами – имя, фамилия, средние баллы и оценки. Простыми словами – переменные.
  2. Методы – это функции, способные выполнять те или иные операции над данными (свойствами) класса.

Каждый студент имеет имя – name, а также фамилию – last_name. У него есть определенные промежуточные оценки за семестр. Они будут записываться в целочисленный массив из 5 составляющих. Все пять оценок проставляются, а затем происходит определение балла успеваемости. В качестве свойства выступит average_ball.

Для того, чтобы рассчитать «средний балл», нужно добавить в класс функцию calculate_average_ball:

Работа с классами в программировании в С++

Она поделит сумму всех промежуточных оценок на их количество.

Модификаторы доступа

Рассматривая классы и объекты, нельзя обойти вниманием модификаторы доступа. Они являются крайне важными компонентами при работе с кодом.

Все свойства и варианты методов классов имеют те или иные права доступа. По умолчанию все содержимое класса – доступно для чтения и записи только в пределах «самого себя». Чтобы разрешить доступ к информации извне, нужно задействовать модификатор доступа public.

Он позволяет создать «зону видимости» для функций и переменных. Все, что написано после модификатора – это доступные материалы из любой части программы.

Закрытые электронные материалы размещаются после модификатора private. Он отличается тем, что получить доступ к информации уже не получится. Если в приложении отсутствует модификатор public, то все переменные и функции будут по умолчанию закрытыми.

Работая с классами и объектами, стоит запомнить такие рекомендации:

  1. Свойства class создается приватным. Это общепринятый стандарт.
  2. Методы class имеют значение публичных.
  3. Все действия с закрытыми свойствами будут реализовываться через методы.
Работа с классами в программировании в С++

Пример выше объясняет, что нельзя напрямую обращаться к закрытым данным. С ними удается работать через методы. Функция get_average_ball помогает получить среднюю оценку, а set_average_ball – выставить ее. Она в виде параметра примет средний балл. Далее – присвоит его значение закрытой переменной average_ball. Далее за счет get_average_ball происходит возврат значения этой переменной.

Полноценный пример

Разница между классами и объектами понятна. Основные принципы работы с ними – тоже. Это не так сложно. Ниже – наглядный пример кода учета успеваемости:

Работа с классами в программировании в С++
Работа с классами в программировании в С++

Здесь:

  1. Удалось добавить в class новые методы. Его свойства стали приватными.
  2. Set_name позволяет сохранить имя студента в name, а get_name – отвечает за возврат значения соответствующей переменной.
  3. Аналогичным образом работают set_last_name и get_last_name.
  4. Функция set_scores отвечает за принятие массива с промежуточными оценками. Она сохранит их в приватную переменную.

Теперь, зная, как написать экземпляр объекта и работать с ним, нужно создать файл main.cpp. Он содержит такой код:

Работа с классами в программировании в С++
Работа с классами в программировании в С++

Здесь:

  1. В самом начале создается Students. Он описывает любого студента.
  2. Для того, чтобы охарактеризовать оценки всех учеников, требуется создание нового object (конкретного) для каждого человека.
  3. После создания student система предлагает ввести фамилию с клавиатуры, а также имя и оценки. По каждому человеку отдельно.
  4. Данные передаются set-функциям. Они присваивают их закрытым переменным.
  5. После ввода информации осуществляется расчет среднего балла.

Чтобы увидеть, как наглядно работает приложение, базирующееся на классах и объектах, остается скомпилировать его.

Быстрое вливание

Каждый программист пишет на конкретном языке разработки. Чтобы надписи типа string name, class, objects и другие не вызывали вопросов, рекомендуется закончить специализированные онлайн курсы. На них в кратчайшие сроки научат создавать разнообразные приложения с нуля.

Работа с классами и объектами будет упрощена по максимуму. На курсах пользователь познакомится с ключевыми понятиями разработки, сформирует первое портфолио и получит неплохую практику. Образовательный процесс рассчитан на срок до года. Можно выбрать одно или несколько направлений.

По завершении курсов объект класса, циклы и иные элементы кодов не будут вызывать вопросы. Подтвердить полученные навыки можно за счет электронного онлайн сертификата. Он выдается всем ученикам по завершении образовательной программы. А еще в процессе учебы клиента ждет постоянное кураторство опытными разработчиками.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus! Ниже – один из них:

Работа с классами в программировании в С++