Работа команды – это то, от чего зависит итоговый результат ведения любой деятельности. Для IT сферы соответствующий фактор играет важную роль. Здесь огромное внимание уделяется выбору членов команды. Особенно тогда, когда речь заходит о разработке программного обеспечения. Такие проекты зависят преимущественно от грамотного подбора кадров.

Далеко не всегда результат работы организации дает желаемый результат. В такие моменты руководители предприятий должны задуматься о том, как повысить эффективность труда команды. Существуют различные концепции и методики подхода к решению соответствующего вопроса.

В данной статье будет рассказано о том, как в компании по разработке программного обеспечения и IT оценивать эффективность работы. Также вниманию представлены лучшие методики повышения трудоспособности у членов команды.

Понятие «эффективность»

Эффективность – термин, который не всем понятен. Из-за этого некоторые руководители делают ошибочные выводы.

Эффективность команды носит название групповой. Это – способность штата достигать целей и поставленных перед ними задач. Под командой здесь принято подразумевать совокупность людей, связанных между собой проектами.

Критерии определения

Стоит обратить внимание на то, что эффективность работы команды определяется за счет разного рода факторов. Они для каждого бизнеса будут отдельными. Пример: в разработке значимость имеют сроки и полнота выполнения ТЗ, удовлетворенность клиента и целевой аудитории, количество обнаруженных в ходе тестирования и релиза багов.

По Хэкману эффективность любой команды определяется по трем ключевым показателям:

  1. Результат. То, что получилось «на выходе» у всего штата. Требуется, чтобы результат либо соответствовал первоначальной цели, либо оказывался выше «заданной планки».
  2. Социальные процессы. Чем лучше налажен этот момент, тем эффективнее окажется работа команды программистов. Люди, находящие общий язык друг с другом, учатся понимать с полуслова.
  3. Образовательный вопрос. Особое внимание необходимо уделить опыту и образованию подчиненных. Эти факторы должны соответствовать изначально предложенным проектам. Поэтому не рекомендуется доверять новичкам сложные приложения, а настоящим профессионалам – элементарные задачки «для чайников».

На основании перечисленных факторов нужно провести анализ с подведением итогового результата. Эта информация поможет при разработке концепций повышения результативности труда на предприятии.

Конфликты

При изучении вопроса относительно качества работы организации, нужно обращать внимание на «мелочи» — то, что обычно пропускается руководителями. Огромную роль в штате и грамотном выполнении проектов играют конфликты.

Они бывают:

  1. В отношениях сотрудников. Представляют межличностную несовместимость между конкретными членами команды. Пример – кто-то из разработчиков настроен враждебно по отношению к одному или нескольким коллегам.
  2. В задачах. Особо актуальная проблема в разработке, когда клиент не предоставил четкое ТЗ. Каждый участник команды высказывает свое мнение и продвигает его. Единая концепция не вырабатывается, вследствие чего проект откладывается.

Если конфликты того или иного типа отсутствуют, команда будет работать достаточно хорошо. Особенно при грамотном руководителе и четко выработанной стратегии поведения.

Причины неэффективности

Существуют различные причины неэффективности работы штата разработчиков. В зависимости от них руководство должно начинать создание концепции повышения результатов.

Наиболее частыми проблемами, с которыми сталкиваются в IT и написании контента выступают следующие моменты:

  1. Отсутствие достаточно опыта у нанятого штата сотрудников.
  2. Наличие тех или иных конфликтов в команде.
  3. Техническое задание и общение с заказчиками. Не всегда удается понять, чего именно хочет клиент. Иногда заказчики вовсе не дают себе отчет в том, что им требуется «на выходе».
  4. Затраты. В IT деятельности расходы постоянно растут. А эффективность трат не всегда удается грамотно оценить. Предсказать исход событий крайне трудно.
  5. Разрозненность мониторинга. Особо важная проблема у инженеров и аналитиков. Им приходится все время следить за разными сферами и технологиями в IT, что приводит к негативным последствиям. Не всегда инженер может выловить среди огромного количества информации только самые важные моменты.
  6. Отсутствие мотивации и сплоченности у работников.
  7. Неправильная организация труда в штате.

Возможно снижение результативности работы у программистов и разработчиков и тогда, когда работодатель не предоставляет достаточные технологии. О человеческом факторе тоже нельзя забывать – никто не застрахован от выгорания, болезней, усталости и забывчивости. Все это негативно отражается на релизе проектов.

Метрики оценки

От грамотности поведения сотрудников зависит успех всего бизнеса. Поэтому при решении вопроса относительно работоспособности штата нужно обращать внимание не только на перечисленные ранее особенности. Важно определить метрики, которые помогут сделать правильный вывод о проделанной работе.

Соотношение «планы-итоги»

Проекты могут не доводиться до самого конца по разным причинам. Пример – разработчики попытались пойти «новым путем», что несколько затормозило релиз, но улучшило итоговый результат. Если такая «смена планов» не пошла на пользу, требуется оценить, насколько целесообразно работала команда над предыдущими проектами.

Важно провести анализ соотношения «намеченные планы/достигнутые результаты». Этот прием позволит понять, на что способен штат подчиненных. Не исключено, что перед разработчиками стоят задачи повышенной сложности, сроки на выполнение которых не всегда адекватны. Или у кадров отсутствует должный уровень образования/опыта.

Рабочий цикл

Любой бизнес и работа в нем – это цикл. Метрику Agile можно использовать не только в разработке программного обеспечения и IT, а в совершенно разных видах деятельности. Она помогает:

  • делить проект на небольшие задачи;
  • рационально распределять нагрузку на штат;
  • быстрее достигать желаемого результата.

Чем короче рабочий цикл, тем лучше получается справляться с намеченными целями. Данный прием приходит на выручку, когда дедлайн близок, а сил и иных ресурсов на результативную работу не хватает.

Вопрос посещаемости

В небольшой команде обычно сильно заметно отсутствие одного или нескольких работников. Это может негативно сказаться на всем проекте – даже самом мелком.

Несмотря на то, что ИТ предусматривает возможность удаленной работы, руководители все равно могут оценить, кто отлынивает от своих обязанностей, перекладывая их на других. Больничные, прогулы и пропущенные собрания – все это указывает на качество труда члена команды.

Иногда отсутствие программиста – это результат профессионального выгорания или проблем со здоровьем. Не обязательно сразу исключать такого работника из штата. Можно просто поручить ему мелкие задачи, не требующие оперативного выполнения. Особенно это касается ситуаций, при которых программист ранее проявлял себя как добросовестного и ответственного.

Важно отметить, что только «проведенные на работе часы» не могут полноценно говорить о результативности труда над проектом. Идеальный вариант – когда сотрудники за короткий срок выполняют с колоссальным успехом множество задач. Именно к нему рекомендуется стремиться всем руководителям.

Доработки и ошибки

Эта метрика применяется в разработке особо часто. Она помогает понять, сколько ошибок было допущено в процессе выполнения работы.

Для получения фидбэка рекомендуется составить форму обратной связи с клиентами и целевой аудиторией. А еще – вести мониторинг и составлять отчеты о проделанной во время разработки работе.

Чем быстрее удастся выявить неполадки, тем более оперативно они будут устранены. Как следствие – ошибки (а в программировании без сбоев практически не обходится) не наносят критических ударов по релизам.

Подходы к повышению эффективности

IT и разработка – это сферы, в которых повысить результативность труда штата программистов бывает не так просто. Многое зависит от того, по каким причинам вызвано снижение работоспособности и ухудшение результатов.

Существуют некоторые универсальные концепции, способные помочь исправить положение в компании. Далее они рассмотрены более подробно. На них можно опираться в совершенно любом бизнесе.

Совещания

Совещания и летучки играют важную роль при обсуждении очередного проекта, а также во время подведения итогов происходящего в компании. Но тут главное не переборщить.

Рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • совещания должны быть регулярными, но не слишком частыми – они утомляют, могут запутать даже самого грамотного программиста;
  • краткость – сестра таланта;
  • во время летучек стоит обсуждать только важные аспекты разработки.

Время, затраченное на очередное совещание, подчиненные могут потратить на непосредственную работу. Особенно тогда, когда есть четко составленное ТЗ, а нагрузка распределена максимально рационально.

Приоритеты

Каждый сотрудник может иметь в день по десятку (а то и несколько) задач и проектов. Здесь требуется расставить приоритеты. Некоторые задачи и релизы можно «отложить на потом», а что-то придется делать «здесь и сейчас».

Приоритет выставляется с учетом:

  • важности работы;
  • сложности;
  • масштабов проекта.

Такая схема позволит сконцентрироваться на том, что «сейчас» действительно важно, не распыляясь на мелкие и не особо серьезные цели.

Автоматизация

Разработка – это сфера, в которой некоторые задачи можно автоматизировать. Соответствующими технологиями лучше не пренебрегать: если нагрузить программистов мелкими заданиями, на крупные у них может не остаться сил и времени.

Рекомендуется заранее позаботиться о том, чтобы обеспечить штату средства по оптимизации и автоматизации разработки. Можно свести к минимуму вмешательство пользователя в тестирование и составление отчетов. А еще – пользоваться фреймворками и библиотеками.

Возможности каждого

Эффективность команды разработки зависит не только от внешних факторов, но и от навыков каждого члена в штате. Лидер должен уделить данному вопросу должное внимание.

Некоторые программисты лучше создают сайты, кому-то проще дается тестирование и отладка кода, а кто-то с легкостью справляется с дизайном и интерфейсом. Каждый человек в команде должен делать то, что у него получается на высшем уровне.

Планирование

До старта работы над проектом нужно обсудить с разработчиками и составить четкий план действий. Он может включать в себя как крупные, так и мелкие задачи.

Когда люди видят, что и в каком порядке им нужно делать, он способны рационально использовать время и имеющиеся ресурсы. При планировании все задачи и цели рекомендуется дробить на более мелкие составные части.

Поощрение и мотивация

Мотивация – двигатель прогресса в любой компании. Сотрудники должны понимать, что они будут вознаграждены за старания. Тогда работа выполняется быстрее и эффективнее. Не рекомендуется скупиться на поощрения. Особенно тех, кто смог продемонстрировать колоссальные результаты.

В качестве мотивации могут выступать следующие пункты:

  • зарплата;
  • надбавки и премии;
  • карьерные и профессиональный рост;
  • личностное развитие;
  • обучение и повышение квалификации;
  • иные «бонусы» для команды и конкретного сотрудника.

Некоторые крупные компании за успехи при релизе проектов предлагают дополнительный отпуск или устраивают корпоративные вечера.

Опасность выгорания

Еще один важный аспект при оценке и повышении эффективности работы команды программистов – это отслеживание выгорания. С ним сталкивается большинство сотрудников, которые долгое время трудятся, не покладая рук.

Грамотный руководитель не только составляет грамотный план работы, но и позволяет своим подчиненным отдыхать. Иногда можно пойти на уступки и позволить удаленный труд, если это положительно скажется на продвижении проекта.

Хотите научиться современным методикам управления командой? Обратите внимание на следующий курс в Otus:

Все о повышении эффективности команды в IT