Программирование – перспективное направление деятельности, которое активно развивается на рынке труда. Каждый разработчик может создавать утилиты и игры для широкой публики. Для этого необходимо знать языки программирования, а также разбираться в методологиях разработки. Это поможет оптимизировать весь процесс, достичь максимальных результатов с минимальными затратами.

В данной статье будет рассказано о том, какие методологии программирования существуют. Каждый вариант рассмотрен с его преимуществами и недостатками. Также предложена разница между разработкой и программированием программного продукта, раскрыто понятие жизненного цикла. С «базой» по терминологии тоже предстоит ознакомиться. Предложенная информация будет одинаково полезна как новичкам, так и опытным создателям приложений.

Программирование – это…

Программирование – процесс создания компьютерных, мобильных или консольных утилит. Базируется на применении так называемых языков программирования. На них получается исходных текст утилиты.

Сегодня существует более 300 ЯП, но знать их для успешного продвижения по карьерной лестнице вовсе не обязательно. Огромным спросом пользуются:

  • Java;
  • Си-семейство (C Sharp, C++, C);
  • Python;
  • JavaScript.

Перед тем, как заучивать тот или иной язык, необходимо разобраться с методологиями создания программного обеспечения. А еще – определиться с нишей, для которой будет осуществляться коддинг приложений. Все это поможет сделать максимально правильный и грамотный выбор.

Разработка или программирование

При рассмотрении темы, связанной с созданием программного обеспечения, часто встречаются два схожих между собой термина – «разработка» и «программирование». Отсюда произошли «разработчики» и «программисты».

Многие называют соответствующими терминами одни и те же «вещи». Это не совсем правильно. Такой подход является заведомо проигрышным, если человек хочет работать в выбранном направлении.

Программирование в узком смысле – это процедура написания решений для конкретной задачи. Программисты занимаются созданием кодов, которые необходимы при возникновении обозначенной проблемы. Код – это все, что их интересует.

Разработка – это тоже создание приложений и программных проектов, но в более широком понятии. Здесь предстоит разбираться в:

  • архитектуре контента;
  • методологиях создания ПО;
  • функциональных возможностях ЯП;
  • тестировании;
  • принципах релиза.

Разработчики – это своеобразные мастера-универсалы. Они создают программное обеспечение «с нуля», полностью продумывая его концепции. Также отвечают за взаимодействие внутри команды, сопровождение утилиты вплоть до релизов и обновлений.

Термины – что может пригодиться

Во время процесса разработки и написания исходного кода программеру потребуются хорошие знания в области терминологии. Стоит обратить внимание на то, что, в зависимости от выбранного ЯП, будут меняться ключевые понятия, связанные с коддингом.

Вот «база», которая потребуется при любой разработке:

  1. Алгоритм – набор инструкций, а также указаний и принципов, которые помогают решать конкретную задачу/проблему.
  2. API – интерфейс прикладного программирования. Правила, структуры и протоколы, помогающие софту взаимодействовать друг с другом. Позволяет улучшать код и обеспечивает контактирование ПО с разного рода службами.
  3. Переменная – именованная ячейка хранения в памяти. Может быть сохранена, изменена, а также считана или удалена.
  4. Аргумент – значение, передаваемое в команды, функции.
  5. ASCII – американский стандартный код для обмена информацией. Присваивает буквам, цифрам и иным символам слоты, доступные в 8-битном коде.
  6. Символ – элементарная единица информации. Выражается одной цифирной или буквенной записью.
  7. Объект – комбинация связанных между собой переменных, констант и иных структурных данных. Они могут быть выбраны и обработаны совместным образом
  8. Класс – набор связанных объектов с общими свойствами.
  9. Компиляция – процедура получения исполняемой утилиты при помощи кода, прописанного на скомпилированном ЯП.
  10. Константы – значения, которые ни при каких обстоятельствах не подлежат корректировке. Они сохраняют свое значение на протяжении всей работы ПО.
  11. Тип данных – классификация информации определенного типа.
  12. Массив – множество значений. Схожие типы данных, которые выбраны совместным образом.
  13. Фреймворк – готовый блок кода, необходимый для ускорения разработки. Программер может его корректировать для собственных утилит.
  14. Итерация – один проход через набор операций, работающих с программным кодом.
  15. Ключевое слово – в разработке это зарезервированные при помощи ЯП специальные слова. Они помогают обозначать функции, инструменты или команды.
  16. Операнд – объекты, которыми можно управлять через операторы.
  17. Оператор – элемент кодификации, управляющий операндами.
  18. Указатель – переменная, содержащая адрес места в памяти.
  19. Пакет – организованный модуль связанных интерфейсов и классов.

Для разработки программного обеспечения также требуется понимание термина «синтаксис». Это – принципы и правила передачи операторов в пределах выбранного ЯП. То, как будет выглядеть исходный код во время работы программера.

Жизненный цикл

Несколько ключевых терминов и понятий изучить получилось. Перед тем, как рассматривать основные методики и модели разработки, необходимо разобраться с жизненным циклом утилиты.

Это – этапы, через которые проходит ПО от начала создания до конца разработки, а также релиза. Обычно сюда включены следующие шаги:

  • подготовка;
  • проектирование;
  • создание;
  • поддержка.

Этапы могут дробиться на более мелкие и важные основные части, а также иметь различные названия.

Особенности ЖЦ

У всех программ есть жизненный цикл. Чтобы лучше понимать каждый из ключевых его этапов, стоит обратить внимание на наглядные примеры. В основе заложен интернет-магазин:

  1. Подготовка. Заказчик решает собственный интернет-магазин по продаже книг. Он проводит анализ того, какие подобные сервисы уже представлены потенциальной целевой аудитории. Далее происходит сбор данных о трафике и функциональности.
  2. Проектирование. Потенциальный заказчик обращается к подрядчикам и обсуждает будущий софт со специалистами. В этот момент ведется разработка архитектуры и дизайна.
  3. Создание. Происходит заключение договора с программерами. Сотрудники начали писать итоговую кодификацию, заниматься отрисовкой дизайна, составлять документацию, необходимую юзерам в будущем.
  4. Поддержка. Подписан акт приемки-передачи. Подрядчики разместили магазин на «боевых» серверах. Пользователи стали его посещать и говорить об обнаруженных багах и неполадках, направляя обращения в службу поддержки. Программеры оперативно и быстро все исправляют.

Модель написания ПО – это описание того, какие стадии жизненного цикла проходит утилита. А еще – что происходит на каждом шаге.

Методология – набор методов по управлению разработкой. Это – принципы, техники, а также правила, которые делают процедуру коддинга наиболее эффективной.

Типы методологий

Каждую идею будущего проекта необходимо тщательно продумывать. От организации коддинга зависит не только скорость релиза, но и его успех. Перед выбором методологии стоит обратить внимание на их типы. От данного момента будет зависеть, какой ЯП использовать.

Процедурное

Проблема (задача) разбивается на отдельные блоки кода или процедуры. Каждая «часть» отвечает за выполнение конкретной операции. Все процедуры, взятые вместе – это итоговый контент. Подход годится для небольших проектов с низким уровнем сложности.

Пример – это калькуляторы. Сложение, вычитание и другие математические операции – это самостоятельные задачи.

Объектно-ориентированное

Решение будет вращаться около сущностей и объектов. Они – часть поставленной            задачи. Решение будет иметь дело с тем, как осуществлять хранение информации, связанной с объектами. А еще – как соответствующие элементы ведут себя, взаимодействуют друг с другом для выдачи оптимальных решений.

Пример – создание системы управления зарплатой. Там должны быть пункты «Сотрудники», «Структура выплат», «Правила отпуска» и так далее. Вокруг них строятся непосредственные решения.

Функциональное

Проблема или желаемое решение делится на функциональные единицы. Каждый юнит – самостоятелен. Он отвечает за выполнение конкретной задачи. Единицы смешиваются вместе для формирования полного решения.

Пример – разработка платежной ведомости. Обработка этой «документации» может иметь функциональные единицы: ведение данных о подчиненных, расчет базы з/п, брутто-зарплата, обработка отпусков, погашение займов и так далее.

Логическое

Возможно применение логической разработки. Первоначальная задача разбивается на логические единицы. Программеры могут выбрать одну или комбинацию представленных методологий для получения на выходе качественного ПО.

Каждый вариант предусматривает разбиение задачи на более мелкие составляющие. Для этого применяется:

  • нисходящий подход;
  • «снизу-вверх».

Все это важно понимать при реализации желаемого проекта. Если используется не самая лучшая «метода», разработка доставит немало хлопот. Программерам предстоит вносить множество изменений, а также снова продумывать концепции оптимизации проекта.

Нисходящий подход

Модульный подход предусматривает ситуацию, когда проблема разбита на более мелкие составляющие. Они тоже могут дробиться в будущем. Каждый блок – это модуль. Он выступает в качестве самодостаточного. В таких «блоках» есть все необходимое для выполнения обозначенной функции.

Снизу-вверх

Можно писать c использованием подхода «снизу-вверх». Тут проектирование систему осуществляется с самого низкого уровня компонентов. Они будут группироваться и формировать компоненты более высокого значения.

Процесс продолжается до тех пор, пока в не получите сгенерированную иерархию всех элементов системы. В реальном сценарии их достаточно трудно распознать. Модель пригодится, если речь идет о программировании элементарных задач.

Основные модели разработки ПО

Программеры разрабатывают софт различными подходами. Вот основные:

  • code and fix – устранение ошибок и кодирование;
  • waterfall – «водопад» или каскадная модель;
  • V-model – разработка через тестирование;
  • spiral – спиральная;
  • chaos – модель так называемого хаоса;
  • prototype – прототипирование;
  • incremental – инкрементная модель;
  • iterative – итерационная.

В случаях «эффективного программирования» принято использовать пять ключевых вариантов: «каскад», V-образ, инкремент, итерационный вариант, спиральный. Четко понимая их до последнего, разраб сможет осуществить анализ требований заказчика и получить на выходе максимально эффективное приложение.

«Водопад»

Разбираясь в методологиях программирования, стоит обратить внимание на «водопад». Здесь написание ПО происходит поэтапно: каждая следующая стадия начинается лишь после того, как предыдущая подошла к концу.

Методологии разработки: как можно создавать контент

Если все реализовывать правильно, «каскад» позволит быстро и просто писать софт любой сложности. Этот вариант применяется на практике с 1970-х годов.

Преимущества и недостатки

К сильным сторонам относят:

  • возможность быстрой и простой разработки с тщательным контролем;
  • стоимость проекта будет определяться на начальном этапе;
  • не нужно нанимать тестировщиков с хорошей технической подготовкой.

К слабым сторонам водопада относят:

  • тестирование ПО, которое создали, осуществляется достаточно поздно;
  • обратную связь от заказчика можно получить только в самом конце;
  • разработчикам приходится создавать объемную документацию.

Основная задача, если хочется использовать модель «водопад» — это создание подробного технического задания.

V-образ

Следующая «версия» к быстрой разработке ПО – это V model. Усовершенствованный каскадный вариант, в которой требования к системе и описание составляется заказчиком вместе с программерами. Здесь фиксируется, как происходит тестинг на каждом шаге.

Подход, который позволяет к минимуму свести ошибки и рассмотреть сразу требования к системе. Но такой прием обойдется дорого при обнаружении неполадок.

Методологии разработки: как можно создавать контент

Инкрементный вариант

Чтобы давать максимальную эффективность в коддинге, можно составлять ПО частями – инкрементно. Вот пример с социальной сетью:

  1. Появилась идея, заказчик составляет ТЗ. Программеры предлагают реализовывать основные функции – страницы с анкетами и чат. Далее – провести тестинг на ЦА.
  2. Разработчики показали продукт заказчику, выпустили его на рынок. Если клиент и ЦА довольны результатом разработанных утилит, можно продолжать их поддержку и реализацию. Происходит это по частям.
  3. Программеры создают и внедряют новые функции вроде сервисов для загрузки мультимедиа, обмена документацией, прослушивания музыки. Инкремент за инкрементом они совершенствуют софт.
Методологии разработки: как можно создавать контент

На первоначальном этапе здесь не нужно тратить много денег. Прием обеспечивает качественный фидбек в короткий срок. А еще – ошибки обходятся дешевле.

Возможны конфликты между командами разрабов, так как каждая из них видит ПО «собственными глазами». В больших проектах это – настоящая проблема. Программеры также часто откладывают релиз» и «допиливают мелочевку».

Итератив

Модель, где заказчик не должен понимать, какой продукт он хочет получить в итоге. Оценка происходит через техническое задание, которое обсуждается с разрабами.

Методологии разработки: как можно создавать контент

Подход славится быстрой реализацией продукта, а также оперативностью обратной связи от заказчика и пользователей. Также выделяется постоянным тестированием. Но на первых порах возникают сложности с базами данных и серверами. Расходы и сроки не имеют четких границ.

Спираль

С ее помощью заказчики и разрабы будут анализировать риски проекта. Далее – выполнять его итерациями. Последующие стадии опираются на предыдущие. В конце каждого «витка» — цикла итераций – принимается решение относительно продолжения идеи.

Методологии разработки: как можно создавать контент

Здесь огромное значение уделяется проработке возможных рисков. Если они обнаруживаются на первоначальных этапах, можно бесконечно долго заниматься «началом», не переходя к новым версиям. Подход дорогой и долгий.

RAD

Но есть и еще один интересный вариант. Это – модель быстрой разработки приложений. Носит названием RAD. Представлена концепцией организации технологического процесса разработки ПО, ориентированной на максимально быстрое получение итога в условиях сильных ограничений по срокам и бюджету. Требования к контенту будут размыты. Ускорение происходит за счет использования специального инструментария и постоянного, параллельного с написанием контента, уточнения пожеланий.

Здесь стоит учитывать следующее:

  1. Программер должен уметь работать с CASE-инструментами. Это – ПО для проектирования приложений.
  2. Подходит тем, кто пишет софт с независимыми или слабосвязанными модулями.
  3. Обеспечивает качественный уровень для пользователей.
  4. Можно оперативно корректировать проект.

RAD необходимо использовать только в больших командах. Результат зависит от вовлеченности заказчика в работу.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!