Концепция создания приложений довольно проста – программист пишет исходный код, который выполняется. Так работает каждая утилита, виджет или игра. Но для того, чтобы создавать уникальный софт, нужно знать немало особенностей. Пример – какой язык программирования выбрать, какие конкретно инструменты задействовать для решения поставленных перед разработчиком задач.

Есть отдельный вид контента, требующий особого внимания, особенно в 21 веке. Это – веб-утилиты. Такое программное обеспечение лучше всего пишется на веб languages (скриптовых). Отличным решением станет JavaScript. Он специализируется преимущественно на веб-разработке, легко запоминается и работает относительно быстро.

Для web-софта, особенно сложного, важна серверная работа. О ней пойдет речь в данной статье. Информация по JS, а также лучшим платформам (среди них есть Node) для программирования на этом языке окажется полезной не только новичкам, но и опытным программистам.

Основные термины – что знать о веб-разработке

Несмотря на то, что с помощью JS можно довольно легко и быстро создавать приложения, работающие в Сети, каждый должен хорошо разбираться в терминологии. Без этого нюанса невозможно освоить ни серверную, ни клиентскую части контента.

Запомнить рекомендуется следующие понятия:

  • веб-утилита – client-серверная программа, в котором client (web interface) осуществляет запуск посредством браузера, а серверная часть работает на специальном веб-сервере;
  • клиент – локальное устройство, находящееся на стороне юзера, которое отправляет запросы к серверам для дальнейшей работы;
  • сетевой протокол – сборник принципов и правил, которые задают принципы выполнения взаимодействия между устройствами в пределах виртуальной сети;
  • архитектура – элемент, отвечающий за формулирование принципов «общения» между локальными устройствами, а также за правила взаимодействий непосредственно в пределах протокола.

Все эти понятия относятся к языку программирования JS, а также к другим веб-языкам. Чтобы в процессе разработки не возникло никаких проблем, рекомендуется дополнительно изучить и запомнить основные термины в программировании. Это поможет при составлении даже самых сложных программных кодов.

Сервер – определение понятия

Введение в веб-разработку осуществляется путем изучения не только подходящего языка программирования, но и с терминов, связанных с servers. Все это относится и к JS тоже.

Сервер – программный компонент вычислительной системы (устройства), который отвечает за выполнение сервисных (обслуживающих) функций по запросу client. Он предоставляет доступ к тем или иным ресурсам, возможностям, услугам.

Сервером в JS и других языках также могут называть мощное устройство, которое используется для решения задач, связанных с программными кодами. Осуществляет сервисное обслуживание по запросам. Отвечает за сохранение данных и БД.

Серверная часть представляет собой программу, которая обеспечивает работу сайта. Разработка подобной утилиты подразумевает непосредственное создание веб-странички. Серверная часть находится на server. Пользователи в сети не могут получить к ней доступ. Работой с оной занимаются веб-программеры.

Особенности клиент-серверной модели

Стоит обратить внимание на то, что в JS и других программных языках концепция клиент-серверов обладает собственными ключевыми особенностями. Работает следующим образом:

  1. Client формирует запрос и отправляет его на сервер.
  2. Последний принимает «сигнал».
  3. Осуществляется системная обработка поданного запроса и выполнение соответствующих операций.
  4. Клиенту выводится тот или иной результат.

Важно: данная схема предусматривает одновременную работу с несколькими clients.

Если происходит одновременная отправка нескольких запросов, согласно установленным принципам производится обработка оных в порядке очереди. У посылаемых на server команд может быть совершенно разный приоритет. Некоторые обладают высоким показателем – они будут обрабатываться системой/устройством/утилитой в первую очередь.

За что отвечают клиенты и серверы

В JS и не только на стороне сервера реализовываются следующие задачи:

  • обеспечение защиты информации;
  • хранение разнообразных электронных материалов;
  • предоставление доступа к данным;
  • непосредственная обработка клиентских запросов;
  • отправка ответов на ту или иную команду, посланную от clients.

А вот параметры, проходящие реализацию со стороны клиента:

  • предоставление доступа к пользовательскому графическому интерфейсу;
  • формирование запроса для дальнейшей обработки и выполнения той или иной команды;
  • отправка запросов на server;
  • получение результатов;
  • направление дополнительных групп команд (добавление, обновление, удаление сведений).

Все это – лишь введение в клиент-серверную часть программирования в JS. Не зная соответствующие основы, составить веб-утилиту будет крайне проблематично.

Концепции постройки системы

Перед тем, как создавать код на JS, стоит хорошо усвоить принципы работы клиент-серверной части контента. Существуют следующие концепции постройки оной:

  1. Слабый клиент-мощный сервер. База данных и другая информация обрабатывается за счет серверной мощности. Пользователи здесь обладают сильно ограниченными правами. Сервер отправляет ответ, не требующий дополнительной обработки. Client будет взаимодействовать с пользователем: создаст и направит необходимую команду, примет входящие сигналы, осуществит результирующую часть.
  2. Сильный клиент. Тут некоторая часть обработки информации отдается clients. Server здесь будет простым местом хранения информации (база данных, таблица и так далее). Основная деятельность ведется на пользовательском устройстве. Часть электронных материалов переносится на девайс клиента.

Есть еще один вариант – когда система или софт, который обрабатывает информацию, предоставляется юзеру. Здесь server – это особое хранилище данных. Все манипуляции по обработке и предоставлению сведений переносится на клиентский компьютер.

Важно: при программировании на JS стоит заранее определиться с концепцией. В противном случае создать качественный софт не получится. Код JavaScript придется переписывать.

Архитектура

При желании код на JS можно написать в самом обычном «Блокноте» с расширением .js. Утилита заработает, но лучше всего пользоваться для реализации поставленной задачи специальными утилитами. Они называются платформами (один вариант – Node). Помогают довольно быстро создать даже сложный проект, задействовав удобный интерфейс и функциональные возможности.

Но перед этим необходимо хорошо разобраться в принципах работы клиент-сервера. Существуют следующие виды архитектур:

  1. Двухуровневая. Здесь есть server, который отвечает за получение входящих запросов, а также отправку ответов юзерам. Для реализации поставленной задачи задействуются собственные системные ресурсы.
  2. Трехуровневая. Включает в себя предоставление информации через графический пользовательский прикладной объект, представленный сервером приложений. Здесь присутствует менеджер ресурсов. Это – база данных (ее server), который предоставляет информацию.

Второй вариант может переходить во многоуровневую. В данном случае при работе с программой JS получится установить группы дополнительных servers. Такая архитектура – лучшее решение для повышения производительности.

О платформах для JS

Введение в принципы работы рассматриваемого типа приложений и игр закончено. Теперь можно остановиться на таком моменте как платформа (пример – VIM, Node). С ее помощью удается создавать веб-контент с максимальным комфортом. Это – специальный софт, предназначенный для разработки.

В случае с JS вариантов платформ очень много. Каждая имеет собственные преимущества и недостатки. Далее будут представлены самые успешные из них. Также получится определить лучший редактор для программера, решившего использовать programming language из Java семейства.

Notepad++

Первый вариант – это Notepad. Редактор, который имеет открытый исходный код. С ним разберется даже новичок.

Обладает следующими особенностями:

  • синтаксис можно подсветить на нескольких языках (включая JS);
  • автоформатирование;
  • автодополнение;
  • навигация посредством вкладок;
  • файловые менеджеры;
  • карты кода;
  • работа с кодировками различных типов;
  • возможность подключения компиляторов и плагинов.

Единственный существенный недостаток – это работа исключительно на Windows. Для других операционных систем предстоит искать иной редактор JS.

Vim – непревзойденная классика

Классическая среда программирования, поддерживающая множество languages of programming. Иногда кажется, что разобраться с Vim достаточно трудно (синтаксис остается понятным), но это не так. Новичкам в разработке нередко этот софт доставляет хлопоты, но в будущем менять его не захочется.

При помощи Vim можно:

  • работать с плагинами;
  • осуществлять замену тем;
  • назначать горячие клавиши.

Работает на всех операционных системах, включая MS DOS и OS/2.

Visual Studio

Детище компании Microsoft. IDE, который предусматривает все необходимое для работы с JS и веб-разработки. Здесь имеется дебагер и возможность создания Unit-тестов.

Недостатков несколько:

  • большой вес;
  • наличие подписки до 250 долларов в месяц для полноценной разработки;
  • установка на Linux через Wine.

Для новичков имеется бесплатная версия, позволяющая составлять контент с открытым исходным кодом.

Nodejs

Еще один редактор, на который можно найти специальные уроки в Сети – это Node. Представляет собой программную платформу, которая базируется на движке V8 (транслирует Javascript в машинную кодификацию). Превращает JS в язык общего назначения.

Node – кроссплатформенная среда, имеющая открытый исходный код. С ее помощью удастся создать проект серверного или сетевого типа. Node – отличное решение и для новичков, и для опытных разработчиков.

Преимущества и возможности платформы

Многие разрабы, решившие создавать уникальные сложные утилиты web-характера, отдают предпочтение именно Node. Поэтому данную платформу рекомендуется рассмотреть более детально.

Node обладает следующими особенностями:

  • синтаксис подсвечивается;
  • есть асинхронные скрипты, основанные на событиях;
  • высокая производительность;
  • работа однопоточного типа, только среда поддерживает масштабируемость;
  • разнообразные библиотеки и фреймворки (express, nest и другие);
  • отсутствие буферизации – информация будет выводить сведения на дисплей по частям.

Node – среда, имеющая лицензию MIT. Ей пользуются разнообразные популярные крупные компании. Пример – eBay, PayPal, Microsoft.

Для чего нужна

Среда Node отлично зарекомендовала себя. По ней есть разнообразные уроки. Они учат грамотно применять фреймворк express для веб-утилит и другим возможностям редактора. Чаще всего Node используют для создания приложений:

  • где нужен ввод-вывод информации;
  • с потоковой передачей электронных сведений;
  • поддерживающих активное применение данных в реальном времени (поможет фреймворк express);
  • базирующихся на API JSON.

Node Editor имеет относительно простой syntax и понятный interface. Легко устанавливается – достаточно скачать Node с официального сайта.

Редактор для работы с Node JS выглядит просто. При помощи этой платформы можно запрограммировать микроконтроллер. В основе заложен принцип событийно-ориентированного и асинхронного программирования с неблокирующим вводом-выводом.

А для того, чтобы не искать уроки по Node JS и серверной-части утилит стоит посетить специализированные дистанционные курсы. Длятся до года, по выпуску выдается сертификат, подтверждающий знания в соответствующей области. Есть предложения и для новичков, и для опытных разработчиков. С таким решением осваивание Node и программирования не доставит никаких хлопот.

Все о серверной части в JS: терминология, принципы работы, платформы