Всем привет! Сегодня у нас в гостях Аня ПодображныхВедущий менеджер продукта в Авито и автор телеграм-канала Будни продакта (@product_weekdays). Поговорили с Аней про важность продуктового мышления.

***

С чего начинать, если хочешь стать продактом: с инструментов или мышления? Я верю, что с мышления. И чтобы объяснить, что это, зачем и, самое главное, как его развивать, я придумала  небольшую историю (прямо как школьное сочинение! Наслаждайтесь 🙂

Познакомимся с главной героиней нашей истории, Тоней. Тоня живёт в мире, где ценится профессия дворника. Ещё на первом курсе университета Тоня твёрдо решила стать дворником. И вот, наконец, у неё появилась возможность осуществить свою мечту. Тоню пригласили на стажировку.

Первый рабочий день — испытательный. Утром Тоня встретилась со своим руководителем, Андреем.

— Добро пожаловать в команду! Чтобы пройти испытательный день и попасть на стажировку, я дам тебе задание. Вчера был сильный ветер, всё вокруг замело листьями, тебе нужно их убрать. Справишься? — спросил Андрей.

— Конечно! — ответила Тоня, хотя ни разу в жизни не видела, как это делается.

— Отлично, встретимся вечером, посмотрим, что получилось. — сказал Андрей и ушёл подметать дорожки в соседнем дворе.

Немного подумав, Тоня решила пройти экспресс-курс для дворников, чтобы научиться основам и выполнить задание. Уж очень ей хотелось проявить себя. Сказано — сделано. Тоня записалась на курс и прослушала первую лекцию, на которой разбирали базовый инструмент — лопату. Теория — это, конечно, хорошо, но нужна практика, поэтому Тоня решила сразу применить полученные знания в работе. Взяла лопату и пошла копать. К обеду она выкопала отличную яму.

— Тоня! Как проходит первый рабочий день? Что успела сделать? — вернулся из  соседнего двора Андрей.

— Я выкопала яму… — задумчиво ответила Тоня. 

— Зачем? Мы ведь договорились, что ты уберёшь листья. Соберись, у тебя  есть ещё пол дня. Мы не сможем взять тебя на стажировку, если ты не справишься с заданием. — сказал Андрей и снова ушёл по своим делам.

Тоня понятия не имела, какой инструмент нужен для выполнения задания, и когда он будет разбираться на курсе. А осталось всего пол дня! «Придётся справляться самой, попробую просто собрать листья руками», — вздохнула Тоня и принялась складывать по одному листочку в мешок для мусора. Спустя час она оглянулась и поняла, что работа продвигается очень медленно. Так она точно не успеет выполнить задание к концу дня. Нужно было что-то придумать. Тоня решила, что быстрее будет сгрести листья в кучу, а потом разом засунуть их в мешок. Этот способ показал себя значительно лучше предыдущего, работа, действительно, пошла быстрее.

— Эй! Что ж ты мучаешься руками? Возьми грабли! — окликнул Тоню Карл, ещё один дворник из команды. Карл уже год работает на этом месте и успел многому научиться.

— Грабли? А что за грабли? — спросила Тоня, но Карл уже включил музыку в наушниках и продолжил работать, так что вопрос не услышал.

«Ладно, сама разберусь», — подумала Тоня и полезла гуглить — «Как же много этих граблей, и чем они отличаются?». Тоня никогда раньше не пользовалась граблями, поэтому просто взяла ближние к двери в инвентарной комнате. Сделала первое  движение и… листья, конечно, сгреблись в кучу, это было даже удобно, но и газон, на котором лежали листья, собрался в кучу. «Таааак, эти грабли мне явно не подходят. Почитаю ка я, какие грабли нужны для газона», — спустя 5 минут Тоня искала в инвентарной веерные грабли с круглыми зубьями. И о чудо! Они идеально подошли для сбора листьев с газона! Листья в куче — газон на месте. Не прошло и часа, как все листья были собраны в кучу, а спустя ещё 30 минут убраны в мешок для мусора.

— Тоня, я вижу, ты собралась и отлично справилась с заданием, молодец! Думаю, мы готовы взять тебя на стажировку. — Вернулся Андрей — На сегодня всё, можешь идти домой отдыхать. А завтра жду тебя в 9.

— Спасибо! — радостно ответила Тоня и побежала отмечать успешное прохождение испытательного дня с подружками.

Итак, в чём же мораль истории? В том, что курсы — зло и нужно всё делать самостоятельно? Нет. Но когда мы бездумно доверяемся «инструкции» и решаем просто плыть по течению (не важно, будет это курс, книга или слова другого человека), мы рискуем слепо применять предлагаемые инструменты на практике, не понимая, зачем и в какой ситуации они реально нужны. Такой подход помогает изучить и отработать сами инструменты, но не помогает разобраться в их сути. Я же предлагаю фокусироваться на цели (в нашей истории цель — убрать листья), пробовать сначала выполнить задание руками. Это позволит понять, с какой проблемой мы сталкиваемся, и уже для конкретной проблемы поискать решения, выбрать наиболее подходящее из альтернатив (на этом этапе и курс, и книга, и ментор вам смогут помочь, потому что у вас есть чёткий запрос, вы понимаете, что хотите получить в результате). Как прийти к  такому мышлению? Начните с того, чтобы почаще челленджить себя вопросами «Зачем?», «Что я получу в результате?» и «Как мне это поможет?». Именно эти вопросы заставят вас думать, а не слепо применять инструменты, не понимая, что потом делать с полученными результатами.