В процессе разработки программного обеспечения программистам приходится иметь дело с самыми разными языками и их инструментами. Обычно написание исходных кодов осуществляется при помощи фреймворков и библиотек. Эти компоненты делают разработку более быстрой, качественной и эффективной.

Сегодня предстоит выяснить, что такое фреймворк, и чем он отличается от библиотеки. Также предстоит рассмотреть ключевые особенности и виды первого упомянутого компонента. А еще – выяснить, для чего нужны изучаемые составляющие в разработке.

Предложенная информация рассчитана на широкий круг лиц. Она пригодится как начинающим разработчикам, так и тем, кто просто интересуется информационными технологиями и программированием.

Фреймворк – это…

Фреймворк произошел от английского framework – «каркас», «структура». Так называют некоторую заготовку, готовую модель в написании исходных кодов. Соответствующий компонент позволяет более быстро и эффективно писать коды для приложений и сайтов.

Фреймворк:

  • задает структуру;
  • определяет правила создания проекта;
  • предоставляет необходимые для написания кода или функции инструменты.

Данный компонент обычно используется в веб-программировании. В создании мобильных и десктопных приложений frameworks тоже встречаются, причем достаточно часто.

Фреймворки отвечают за стабильность программы: работы с базами данных и файловыми системами, обработку ошибок, организацию системы защиты и так далее. Без соответствующего элемента писать коды можно, но делать это нелогично, долго и ресурсозатратно.

Разновидности

Чтобы понять, что такое библиотека и фреймворк, нужно получше разобраться с каждым компонентом. Что собой представляет framework, понятно. Теперь стоит посмотреть, какими они бывают типов:

  1. Бэкенд-фреймворки. Они работают на серверной стороне клиент-серверных моделей. Отвечают за работоспособность программного обеспечения или сайта. Правила и архитектура позволяют создавать простые формы и страницы, а также формировать выходные данные и обеспечивать надежную защиту от различных атак.
  2. Фронтенд-фреймворк. Они никак не связаны с логикой приложения. Отвечают только за внешний вид разработки. Дают возможность добавлять новые пользовательские интерфейсы, формировать одностраничники, а также анимацию и другие элементы.
  3. Фулстек-фреймворки. Представляют собой некоторое сочетание предыдущих двух вариаций. С помощью соответствующих инструментов удается одновременно разрешать задачи и на клиентской стороне, и на серверной. Обычно такие frameworks менее функциональны, чем узкоспециализированные.

Можно рассмотреть иную классификацию – по размеру инструмента. Отличие таких фреймворков заключается в том, что есть многофункциональные инструменты с универсальными решениями, а есть – узкоспециализированные. Последние предназначаются для решения строго определенных задач. Они называются микрофреймворками. Их функциональность расширяется сторонними приложениями. На основе микрофреймворков можно создавать небольшие проекты, а также сочетать их с полноценными многофункциональными фреймворками.

Библиотека – что это такое

Чтобы понимать разницу между фреймворком и библиотекой, необходимо сначала ознакомиться с определениями данных компонентов программирования. С frameworks разобраться удалось. Следует выяснить, что такое библиотека в программировании.

Библиотека – это готовый набор функций и объектов для того или иного языка программирования. Такие наборы объединяются назначением или областью применения. В качестве примера можно выделить математические библиотеки или веб-библиотеки. Такие элементы используются для более быстрой и простой разработки программного обеспечения или сайтов.

Чтобы лучше понимать, что такое библиотека, можно сказать, что это облегченный вариант фреймворка. Он не выдвигает никаких серьезных требований к архитектуре проекта. С помощью библиотек программисты смогут более быстро писать исходные коды на том или ином языке.

Классификация

Библиотеки отличает элементарный состав, но они тоже бывают разными. Сегодня разработчики используют такие библиотеки как:

  1. Сторонние и встроенные. Основная масса упомянутых компонентов являются сторонними. Их создавали не сами разработчики языка, а другие пользователи. Встроенные библиотеки формируются вместе с языком программирования. Сторонние libraries чаще всего хранятся в репозиториях на специальных порталах. Они, в отличие от встроенных, требуют скачивания и установки.
  2. Системные. Такие компоненты изначально встроены в операционную систему. Они нужны для разнообразного системного программирования и работы с консолью.
  3. Открытые и коммерческие. Первые являются бесплатными – их можно скачать и установить беспрепятственно, а также посмотреть их исходные коды. Иногда их можно корректировать Вторые выступают платными и работают по лицензии.
  4. Статические. Это библиотеки, которые описывают те или иные сущности. Они подключаются к приложению при помощи специальной команды. При запуске библиотечный код «вставляется» в ПО и становиться его частью.
  5. Динамические. Так называются исполняемые файлы на машинных кодах. Они тоже подключаются к проекту, но во время его запуска. Libraries такого плана не встраиваются в код – они остаются отдельными модулями.

Также можно классифицировать рассматриваемый объект по назначению: математические, для фронтенда или бэкенда, для шифрования данных, работы с графикой и так далее. Этот список можно повторять бесконечно долго.

Отличия элементов разработки

Теперь стоит более наглядно и подробно изучить отличие фреймворка от библиотеки. Это не так сложно. Фреймворк – более крупный компонент. Он обладает той или иной архитектурой, которая задает связи между программными компонентами.

Фреймворки обычно состоят из огромного количества библиотек. Как ранее было сказано, library – это «небольшой фреймворк».

Тип объектаОписаниеПример
ФреймворкОбширная структура, предоставляющая некоторый набор инструментов и правил для разработки. Чаще всего включает в себя готовую архитектуру и набор функций, который может быть использован для создания проекта. Фреймворки устанавливают общую структуру и порядок функционирования приложений, определяя, как организуется код.TensorFlow для машинного обучения или Django для веб-программирования.
БиблиотекаНабор функций, классов и методов, ориентированных на решение тех или иных задач. Этот элемент предоставляет готовые инструменты для использования в программных кодах. Навязывания структуры тут нет. Порядок работы проекта с помощью библиотек не определяется.NumPy для взаимодействия с массивами в Python, jQuery – для упрощения веб-программирования в JavaScript.

Теперь понятно, что такое library и framework в программировании. В чем разница между этими компонентами – тоже. Научиться работать с соответствующими инструментами помогут дистанционные компьютерные курсы.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!