В процессе разработки программного обеспечения программистам приходится иметь дело с самыми разными языками и их инструментами. Обычно написание исходных кодов осуществляется при помощи фреймворков и библиотек. Эти компоненты делают разработку более быстрой, качественной и эффективной.
Сегодня предстоит выяснить, что такое фреймворк, и чем он отличается от библиотеки. Также предстоит рассмотреть ключевые особенности и виды первого упомянутого компонента. А еще – выяснить, для чего нужны изучаемые составляющие в разработке.
Предложенная информация рассчитана на широкий круг лиц. Она пригодится как начинающим разработчикам, так и тем, кто просто интересуется информационными технологиями и программированием.
Фреймворк – это…
Фреймворк произошел от английского framework – «каркас», «структура». Так называют некоторую заготовку, готовую модель в написании исходных кодов. Соответствующий компонент позволяет более быстро и эффективно писать коды для приложений и сайтов.
Фреймворк:
- задает структуру;
- определяет правила создания проекта;
- предоставляет необходимые для написания кода или функции инструменты.
Данный компонент обычно используется в веб-программировании. В создании мобильных и десктопных приложений frameworks тоже встречаются, причем достаточно часто.
Фреймворки отвечают за стабильность программы: работы с базами данных и файловыми системами, обработку ошибок, организацию системы защиты и так далее. Без соответствующего элемента писать коды можно, но делать это нелогично, долго и ресурсозатратно.
Разновидности
Чтобы понять, что такое библиотека и фреймворк, нужно получше разобраться с каждым компонентом. Что собой представляет framework, понятно. Теперь стоит посмотреть, какими они бывают типов:
- Бэкенд-фреймворки. Они работают на серверной стороне клиент-серверных моделей. Отвечают за работоспособность программного обеспечения или сайта. Правила и архитектура позволяют создавать простые формы и страницы, а также формировать выходные данные и обеспечивать надежную защиту от различных атак.
- Фронтенд-фреймворк. Они никак не связаны с логикой приложения. Отвечают только за внешний вид разработки. Дают возможность добавлять новые пользовательские интерфейсы, формировать одностраничники, а также анимацию и другие элементы.
- Фулстек-фреймворки. Представляют собой некоторое сочетание предыдущих двух вариаций. С помощью соответствующих инструментов удается одновременно разрешать задачи и на клиентской стороне, и на серверной. Обычно такие frameworks менее функциональны, чем узкоспециализированные.
Можно рассмотреть иную классификацию – по размеру инструмента. Отличие таких фреймворков заключается в том, что есть многофункциональные инструменты с универсальными решениями, а есть – узкоспециализированные. Последние предназначаются для решения строго определенных задач. Они называются микрофреймворками. Их функциональность расширяется сторонними приложениями. На основе микрофреймворков можно создавать небольшие проекты, а также сочетать их с полноценными многофункциональными фреймворками.
Библиотека – что это такое
Чтобы понимать разницу между фреймворком и библиотекой, необходимо сначала ознакомиться с определениями данных компонентов программирования. С frameworks разобраться удалось. Следует выяснить, что такое библиотека в программировании.
Библиотека – это готовый набор функций и объектов для того или иного языка программирования. Такие наборы объединяются назначением или областью применения. В качестве примера можно выделить математические библиотеки или веб-библиотеки. Такие элементы используются для более быстрой и простой разработки программного обеспечения или сайтов.
Чтобы лучше понимать, что такое библиотека, можно сказать, что это облегченный вариант фреймворка. Он не выдвигает никаких серьезных требований к архитектуре проекта. С помощью библиотек программисты смогут более быстро писать исходные коды на том или ином языке.
Классификация
Библиотеки отличает элементарный состав, но они тоже бывают разными. Сегодня разработчики используют такие библиотеки как:
- Сторонние и встроенные. Основная масса упомянутых компонентов являются сторонними. Их создавали не сами разработчики языка, а другие пользователи. Встроенные библиотеки формируются вместе с языком программирования. Сторонние libraries чаще всего хранятся в репозиториях на специальных порталах. Они, в отличие от встроенных, требуют скачивания и установки.
- Системные. Такие компоненты изначально встроены в операционную систему. Они нужны для разнообразного системного программирования и работы с консолью.
- Открытые и коммерческие. Первые являются бесплатными – их можно скачать и установить беспрепятственно, а также посмотреть их исходные коды. Иногда их можно корректировать Вторые выступают платными и работают по лицензии.
- Статические. Это библиотеки, которые описывают те или иные сущности. Они подключаются к приложению при помощи специальной команды. При запуске библиотечный код «вставляется» в ПО и становиться его частью.
- Динамические. Так называются исполняемые файлы на машинных кодах. Они тоже подключаются к проекту, но во время его запуска. Libraries такого плана не встраиваются в код – они остаются отдельными модулями.
Также можно классифицировать рассматриваемый объект по назначению: математические, для фронтенда или бэкенда, для шифрования данных, работы с графикой и так далее. Этот список можно повторять бесконечно долго.
Отличия элементов разработки
Теперь стоит более наглядно и подробно изучить отличие фреймворка от библиотеки. Это не так сложно. Фреймворк – более крупный компонент. Он обладает той или иной архитектурой, которая задает связи между программными компонентами.
Фреймворки обычно состоят из огромного количества библиотек. Как ранее было сказано, library – это «небольшой фреймворк».
Тип объекта | Описание | Пример |
Фреймворк | Обширная структура, предоставляющая некоторый набор инструментов и правил для разработки. Чаще всего включает в себя готовую архитектуру и набор функций, который может быть использован для создания проекта. Фреймворки устанавливают общую структуру и порядок функционирования приложений, определяя, как организуется код. | TensorFlow для машинного обучения или Django для веб-программирования. |
Библиотека | Набор функций, классов и методов, ориентированных на решение тех или иных задач. Этот элемент предоставляет готовые инструменты для использования в программных кодах. Навязывания структуры тут нет. Порядок работы проекта с помощью библиотек не определяется. | NumPy для взаимодействия с массивами в Python, jQuery – для упрощения веб-программирования в JavaScript. |
Теперь понятно, что такое library и framework в программировании. В чем разница между этими компонентами – тоже. Научиться работать с соответствующими инструментами помогут дистанционные компьютерные курсы.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!