Резервное копирование данных – операция, которая может пригодиться каждому пользователю, а не только IT-специалистам. Ее необходимо грамотно реализовывать. Тогда в успехе бэкапа не придется сомневаться.

Сегодня предстоит познакомиться с принципами резервного копирования получше. Необходимо разобраться в том, что собой представляет бэкап, для чего он необходим, какими особенностями обладает. А еще – познакомиться со способами создания резервной копии данных в том или ином случае.

Опубликованная информация рассчитана на широкий круг читателей. Она пригодится не только IT-специалистам, но и обычным пользователям. С помощью предложенных данных получится сохранять свою информацию в цифровом виде в целости и сохранности.

Определение

Бэкап (backup) – это резервная копия данных. Она будет храниться обособленно от другой информации на устройстве. Такие резервные копии могут быть использованы для восстановления данных или системы в случае необходимости.

Бэкап сайта – это резервное копирование данных, в которых частично или полностью содержится информация о сайте. Такая операция нужна для организации хранилища, которое было бы хорошо защищено от сбоев и других факторов, оказывающих влияние на работоспособность оборудования/сервисов.

От чего защищает

Перед тем как делать бэкап данных, нужно понимать, для чего необходимо резервное копирование. Оно может пригодиться в самых разных ситуациях.

Резервное копирование пригодится тогда, когда:

  1. Происходят системные сбои. В качестве примера стоит привести выход жесткого диска из строя. При наличии резервной копии восстановить то, что было на нем записано, не составит никакого труда. Это помогает не только сохранять пользовательские данные в целости, но и дает возможность оперативного восстановления утерянной информации на сайте.
  2. Имеет место утрата доступа к ресурсу или информационному источнику. В 2024 году это достаточно актуальная проблема. Нередко сервисы ограничивают для некоторых стран доступ к загруженным файлам. Бэкап поможет не потерять соответствующую информацию.
  3. Возникает необходимость защиты данных от злоумышленников. Полноценно обеспечить защиту информации нельзя – если хакеры взламывают сайты или иные информационные источники, они могут уничтожить их. Ну, или заразить вирусами. От утери данных, связанных с хакерскими атаками backup действительно может защитить. В случае необходимости пользователи смогут оперативно восстановить информацию из «виртуального хранилища».
  4. Пользователи сами допустили ошибки при работе с данными. Человеческий фактор способен сыграть злую шутку. В качестве примера стоит привести непреднамеренное удаление проекта или каких-либо документов. Backup придет на помощь для восстановления файлов и иных цифровых материалов.
  5. Проект переезжает на другое место. Этот вариант актуален для веб-сервисов. В качестве примера можно привести перенос ресурса с локального компьютера на хостинг или к другому провайдеру. Информацию с помощью созданной ранее копии удастся очень быстро и безопасно восстановить.

Рассматриваемая операция помогает взаимодействовать не только с сайтами и компьютером, но и с мобильными устройствами. Backups могут создаваться на устройствах или в отдельных приложениях автоматически. Такое явление замечено у Viber и WhatsApp. Но и ручное формирование резервных копий тоже имеет место. Далее предстоит выяснить, как его реализовать.

Какие данные нужно копировать

Перед тем как сделать бэкап, необходимо уяснить, какая именно информация подлежит резервному копированию. Соответствующие сведения помогут понять, за какие цифровые материалы не стоит переживать, если пользователь решит сделать резервную копию.

Сохранять необходимо:

  1. Информационные базы. В них очень часто хранятся сведения, необходимые для работы человека или компании: контакты контрагентов и сотрудников, счета, накладные, договоры и так далее. Их утрата может привести к разнообразным санкциям в виде штрафов и других неприятностей. А еще – к разнообразным задержкам. В случае с программным обеспечением – к выводу его из строя.
  2. Файлы и документы. Без резервного копирования можно потерять множество информации. Некоторую из них не получится восстановить вовсе без backups, а на воссоздание какой-то требуется очень много времени.
  3. Пользовательские и системные настройки. Они имеют огромное значение при смене оборудования. В этом случае всю информацию придется загружать «с нуля». И это лишь половина проблемы, ведь систему необходимо еще и настроить. Наличие backup поможет быстро перенести параметры на оборудование или новую ОС в кратчайшие сроки.
  4. Сайты. Наличие бэкапов веб-проектов – это забота преимущественно хостинг-провайдеров. С помощью резервного копирования получится с легкостью восстанавливать сервисы и страницы при ошибках, сбоях и попытках взлома.
  5. Виртуальные машины. Backup такой системы необходим для того, чтобы сохранять важную информацию. Такую, которая способна потеряться при системном сбое устройства.

Данные также включают в себя сообщения. Истории переписок, особенно в мессенджерах, сохраняются, если пользователь решает создать резервную копию. Это очень удобно, ведь ничего не потеряется при переходе с одного устройства на другое или ввиду разнообразных сбоев и ошибок.

Смежные понятия

Резервное копирование данных нередко путают с архивированием и синхронизацией. Все это схожие между собой понятия, но они имеют множество отличий.

Необходимо запомнить следующее:

  1. Бэкап – процедура сохранения данных, которая может быть выполнена автоматически или вручную. Зарезервированная информация используется преимущественно при повреждении цифровых материалов.
  2. Архивирование – операция, которая помогает хранить данные, актуальные на момент создания копии. Такой метод применяется для того, чтобы хранить исторические сведения. Они добавляются в архив всего один раз. Обновления при архивировании не предусматриваются – нужно создавать для реализации соответствующей операции новый файл.
  3. Синхронизация – процедура, которая предназначается для актуализации. Она дает возможность сформировать полную копию данных и системы.

Далее упор будет сделан преимущественно на формирование резервных копий данных. Соответствующую процедуру рекомендуется выполнять, отталкиваясь от области деятельности человека и значимости имеющихся материалов. Личные данные копируются в среднем раз в 2-3 месяца, а финансовую документацию лучше всего сохранять ежедневно. На серверах бэкап нередко проводится ежедневно или ежечасно.

Создание копий

Существует множество ответов на вопрос о том, как сделать бэкап в том или ином случае. Иногда пользователи могут обойтись встроенными системными инструментами, а когда-то приходится загружать дополнительное программное обеспечение на устройство.

Далее предстоит выяснить, как правильно делать backups в Windows, iOS, Android и macOS. Эти сведения пригодятся не только IT-специалистам, но и обычным пользователям, задумывающимся над обеспечением целостности и сохранности личной информации.

В Windows

Чтобы настроить резервное копирование в Windows 10, необходимо перейти в «Пуск»–«Служебные»–«Панель управления». Далее в пункте «Система и безопасность» найти ссылку «Сохранение резервных копий и файлов с помощью истории файлов». Нужно кликнуть по ней и следовать инструкциям на экране.

Можно также в меню «Пуск» воспользоваться поисковой строкой. Там пользователь должен написать «Резервное…» и выбрать «Параметры создания резервных копий».

MacOS

MacOS имеет отдельную службу, позволяющую формировать бэкапы. Она называется Time Machine. Располагается служба в системных настройках.

Time Machine отличается от системного средства копирования Windows. У Виндовс бэкап будет включать в себя все состояние системы и программ. В MacOS ситуация обстоит иначе. Time Machine копирует пользовательские файлы и создает копии фотографий, видео, аудио и других созданных человеком документов. Саму операционную систему, а также имеющееся программное обеспечение в случае повреждений или сбоев придется переустанавливать с нуля.

iOS

Правильно делать копии систем и документов – это не так сложно, как кажется изначально. У iOS есть встроенные средства для бэкапов. Резервные копии формируются через iCloud или локально – на пользовательском компьютере.

В первом случае предстоит:

  1. Открыть в телефоне или планшете с iOS «Настройки».
  2. Перейти в профиль пользователя. Для этого нужно кликнуть по его имени в параметрах оборудования.
  3. Выбрать службу iCloud.
  4. Нажать на «Резервная копия в iCloud».

Перед пользователем появится небольшое функциональное меню. С его помощью клиент сможет создать копию данных вручную или включить автоматическое создание бэкапов.

Для использования компьютера при формировании копии данных, нужно обеспечить на ПК MacOS. Далее к устройству подключается телефон или планшет с iOS при помощи кабеля или по Wi-Fi. В боковом меню Finder нужно выбрать подходящее устройства, в верхней части окна кликнуть по пункту «Основные». В нем необходимо выбрать команду «Создать резервные копии всех данных с iPhone на Mac». Остается следовать инструкциям и подсказкам, которые выводятся на дисплей оборудования. Аналогично можно создать backup в Windows, если на нем имеется iTunes.

Android

Как делать backup в большинстве операционных систем, понятно. Наиболее распространенной ОС, особенно на смартфонах и планшетах, является Android. Здесь резервное копирование отлично осуществляется через встроенные средства.

Пользователи могут настроить в Андроиде автоматические бэкапы, а также организовать их вручную. Нужно всего лишь перейти в настройки оборудования, нажать на Google-аккаунт и выбрать пункт «Резервное копирование».

При создании такого бэкапа будут сохраняться:

  • фотографии;
  • настройки устройства;
  • журнал звонков;
  • список контактов;
  • данные приложений;
  • видео;
  • аудио;
  • сообщения.

Резервное копирование телефона поможет не только в случае утери информации, но и при переходе на новое оборудование.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!