Шаблоны проектирования для баз данных

Существуют различные шаблоны проектирования облачных сервисов. Про тот же Sidecar или Ambassador, я думаю, слышали многие. Шаблоны предназначены для решения определенных задач и те два шаблона, о которых речь пойдет в сегодняшней статье, тоже нужны для конкретной задачи — работы с базами данных.

СУБД является неотъемлемой частью хоть сколько‑нибудь серьезного современного приложения. Соответственно, при проектировании приложения может возникнуть вопрос, как лучше сервисам взаимодействовать с базой данных: предоставляя общий доступ к одной базе или же у каждого микросервиса должна быть своя база данных. Мы рассмотрим два шаблона, предназначенных для решения данной задачи — это Shared database и Database per Microservice. Начнем с Shared database.

Читать далее


Что такое теория ограничений и как она помогает улучшать процессы разработки продуктов?

Теория ограничений (ТОС) — это управленческая методология, предложенная Элияху Голдраттом в 1984 году в его книге «Цель». Она базируется на простом, но мощном принципе: любая система, будь то производство, бизнес-процесс или команда разработки, всегда ограничена одним или несколькими узкими местами. Эти ограничения или «бутылочные горлышки» сдерживают общую эффективность системы и являются теми ключевыми элементами, которые необходимо обнаружить и устранить для значительных улучшений.

В условиях разработки продуктов, где скорость поставки, качество и удовлетворение клиентов критически важны, применение теории ограничений может привести к существенным улучшениям процессов и результатов. Давайте рассмотрим, как ТОС работает на практике и каким образом она может помочь командам разработки.

Читать далее


ЦОД: топологии и архитектуры

Центры Обработки Данных, как правило, представляют собой здания с помещениями достаточно большого размера, в которых размещаются бесконечные шкафы с серверами, коммуникационным оборудованием, системами хранения и прочими инфраструктурными элементами. И порой крайне сложно разобраться, как взаимодействует между собой все это техническое многообразие. В этой статье мы поговорим о топологии и архитектуре сетей ЦОД.

Сетевая архитектура центра обработки данных должна обеспечивать баланс между надежностью, производительностью, гибкостью, масштабируемостью и стоимостью. При этом, она также должна поддерживать как текущие, так и будущие приложения и иметь запас мощности, который может потребоваться для развертывания новых приложений.

Для начала поговорим о том, какие топологии могут использоваться в сетях ЦОД.

Читать далее


Архитектура и реализация виртуальной машины CPython

Для любого языка программирования, компилируемого в байт-код, самой интересной частью его реализации является виртуальная машина (также называемая интерпретатором байт-кода), где и происходит выполнение этого байт-кода. Поскольку это ключевой элемент работы языка, его реализация должна быть высокопроизводительной. Даже если вы не являетесь разработчиком компиляторов, изучение этих механизмов может дать новые идеи для оптимизации производительности. А если вы работаете с компиляторами, то вам всегда полезно изучать, как реализованы другие языки — чтобы почерпнуть детали, которые ранее могли быть вам неизвестны.

В этой статье мы рассмотрим формат инструкций байт-кода в CPython, а также реализацию цикла его интерпретации, в котором происходит выполнение байт-кода.

Читать далее


Узнаем, что делал пользователь через дамп реестра

При расследовании компьютерных инцидентов одним из важнейших действий является сбор улик. Так, нам очень важно иметь дамп оперативной памяти, потому что из него можно получить информацию о том, какие процессы были запущены в системе, и, например, можно выделить и сделать дамп процессов, созданных вредоносом для последующего анализа данного дампа.

Также большое значение имеет информация о том, какие приложения запускал пользователь, какие документы открывал в офисных программах, какие сетевые соединения он устанавливал со сторонним ресурсами по таким протоколам, как RDP и SSH. И помочь в решении этих и аналогичных задач нам может реестр Windows.

Читать далее


Регулярные выражения в SQL

Представьте, что вам нужно найти иголку в стоге сена, но стог — это ваша БД, а иголка — данные со сложным шаблоном. Дефолтные операторы LIKE и IN тут не помогут — слишком уж они прямолинейны. Но зато здесь отлично зайдут регулярные выражения, которые позволяют выполнять сложные поиски и преобразования строк.

Читать далее


База, которую нужно знать про JSON Schema

Сегодня мы рассмотрим одну из тем, которая, как ни странно, остаётся недооценённой — JSON Schema. Если ты аналитик (или хочешь им быть) и в твоей работе часто мелькают JSON-файлы, то наверняка знаешь, как сложно порой бывает держать всё это под контролем. В этой статье мы разберём всё, что тебе нужно знать про JSON Schema.

Читать далее


Как поднять свой WebSocket сервер на Node.js: основы

Сегодня создадим свой WebSocket сервер на Node.js. Это тот самый протокол, который позволяет отправлять и принимать данные в реальном времени без перекладывания на HTTP. Для этого мы будем использовать библиотеку ws.

Читать далее


Автономный картографический сервер с питанием от USB

Представьте себе: вы только что добрались до начала тропы, за многие километры от цивилизации, а приложение с картами на вашем смартфоне решило, что самое время уйти в оффлайн-режим. Статус приложения? Отключено. Обновления? Забудьте об этом. Память? Заполнена. Добро пожаловать на дикую природу, где ваш телефон потерян больше, чем вы сами.

Здесь на помощь приходит Backcountry Beacon — устройство с открытым исходным кодом, которое не зависит от Wi-Fi. В него предустановлены детализированные топографические карты USGS, которые не требуют обновлений; он оснащён надёжным GPS, точно определяющим ваше местоположение; а ещё он работает как простой файловый сервер, где можно хранить всё, что может понадобиться в походе, — будь то руководства по узлам, справочники растений или даже аудиокниги классиков-натуралистов, которые действительно знали своё дело.

Читать далее


Всё, что вы хотели знать о Django Channels

Когда я впервые начал работать с Django, меня всё устраивало, за исключением одного момента: как сделать так, чтобы приложение могло общаться с пользователем в реальном времени? Веб-сокеты, уведомления, асинхронные запросы — казалось, это точно не про чистый Django. Но затем я наткнулся на Django Channels, и многое изменилось. Channels позволили мне сделать приложение асинхронным, добавить поддержку веб-сокетов и превратить его во что-то гораздо более крутое.

В этой статье я расскажу, как работать с Django Channels.

Читать далее


Как и зачем использовать Template Method в C#

Template Method (он же «Шаблонный метод») — это паттерн проектирования, который определяет скелет алгоритма в методе, оставляя определенные шаги подклассам. Проще говоря, есть базовый алгоритм, но мы можно менять детали, переопределяя части этого алгоритма в наследниках.

Классический пример — процесс заказа товара в интернет-магазине. Независимо от того, какой у вас магазин, шаги примерно одинаковые: проверка наличия товара, оплата, упаковка и доставка. Но в зависимости от специфики магазина, эти шаги могут отличаться в деталях.

Template Method позволяет создать базовую структуру этих шагов и менять конкретные реализации без изменения самой структуры. В этой статье мы рассмотрим как реализовать этот паттерн на C#.

Читать далее


Sidecar на Go: позволь другому заниматься твоими проблемами

В распределённых системах каждая служба выполняет свою задачу: одна отвечает за логи, другая за обработку запросов, третья за безопасность. Но не всегда удобно нагружать основной сервис дополнительной логикой. Именно здесь хорошо вписывается Sidecar — отдельный контейнер или процесс, который берёт на себя часть инфраструктурных задач, разгружая основное приложение и позволяя сосредоточиться на главной бизнес-логике.

Сегодня мы рассмотрим реализацию Sidecar на Golang.

Читать далее


Расширенная шпаргалка по корутинам Kotlin

Предположим, что вы уже какое-то время работаете с Kotlin-корутинами и знакомы с базовыми концепциями, такими как приостанавливаемые (suspend) функции и билдер launch. Однако по мере усложнения проектов вы всё чаще сталкиваетесь с необходимостью искать решения для более продвинутых задач и обращаетесь к поисковым системам или искусственному интеллекту за помощью.

Эта шпаргалка создана как удобный справочник для сложных сценариев работы с корутинами и содержит ключевые идеи, накопленные мной за всё время работы.

Читать далее


Операции машинного обучения (MLOps) для начинающих: полное внедрение проекта

Разработка, развёртывание и поддержка моделей машинного обучения в продакшене может быть сложной и трудоёмкой задачей. Именно здесь на помощь приходит Machine Learning Operations (MLOps). MLOps — это набор практик, который автоматизирует управление ML-процессами и упрощает развёртывание моделей.

В этой статье я расскажу о некоторых основных практиках и инструментах MLOps на примере реализации проекта от начала до конца. Это поможет вам эффективнее управлять ML-проектами, начиная с разработки и заканчивая мониторингом в продакшене.

Читать далее


Коротко о SLAB, SLOB и SLYB в Linux

Когда речь заходит о динамическом управлении памятью в Linux, мы имеем дело с несколькими разными подходами, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

В этой статье разберем три аллокатора памяти ядра: SLAB, SLOB, а также SLUB.

Читать далее


Разбираемся с мандатным управлением доступом в Астра Линукс

Мандатная модель управления доступом не получила столь широкого распространения в пользовательских операционных системах из-за своей сложности, а также из-за того, что в ней нет большой необходимости при решении задач, не связанных с высоким уровнем конфиденциальности. В этой статье мы попробуем разобраться с тем, что из себя представляет эта модель и как ей пользоваться.

Читать далее


Grafana Stack: закрываем все современные потребности Observability

Ни одна система не может функционировать без сбоев, всегда могут возникнуть ситуации, когда в работе софта возникают проблемы. И здесь важное значение имеет observability — понятие, включающее в себя мониторинг и наблюдаемость. С помощью мониторинга мы можем определить, когда возникла проблема, а наблюдаемость позволяет нам понять, почему она возникла.

В этой статье мы поговорим о том, как можно реализовать observability с помощью сервисов стека Grafana.

Читать далее

OTUS на Хабр: лучшие статьи за октябрь