Многие полагают, что теория игр – это что-то про «Монополию» и другие настольные игры. А еще – про шахматы, где над каждым ходом необходимо хорошенько подумать. На самом деле возможности этого «элемента» более широкие. Он может использоваться в разработке программного обеспечения и в обыденной жизни, причем почти во всех сферах деятельности человека: от планирования и воспитания детей до организации переговоров в компании по тем или иным вопросам.

Сегодня предстоит получше познакомиться с теорией игр. Нужно выяснить, что она собой представляет, как помогает справляться с различными задачами в обыденной жизни, а также по каким причинам эгоизм – это наиболее выгодное решение для достижения цели, нежели компромиссы.

Предложенная ниже информация – это всего лишь введение в игровую теорию. Она позволит сформировать некоторую базу для дальнейшего изучения соответствующей области. Именно поэтому опубликованные сведения ориентированы на широкий читательский круг. Они могут быть легко усвоены не только IT-специалистами, но и обычными людьми.

Определение

Теория игр – это математический метод изучения оптимальных стратегий, помогающих играть. В качестве игры здесь подразумевается процесс, в котором участвуют два и более лица. Они ведут между собой борьбу за реализацию собственных интересов. У каждой стороны предусматривается своя цель, каждый участник использует некоторую тактику, которая способна привести к проигрышу или выигрышу – в зависимости от поведения оппонентов. При помощи теории игр можно выбирать лучшие тактики поведения с учетом представлений о других участниках процесса, имеющихся у них ресурсов и вероятных поступков.

Методы рассматриваемого направления обычно находят применение в:

  • общественных науках;
  • экономике;
  • международных отношениях и иных областях жизни человека.

С 1970-х годов теорию игр взяли на вооружение биологи. Она помогла в исследованиях поведения животных и в изучении эволюции. Рассматриваемое направление имеет огромное значение для искусственного интеллекта и кибернетики.

Простыми словами, изучаемое направление – это попытка предсказать то, как действия и решения одних участников процесса повлияют на других.

Стратегия – что это

При изучении основ теории игр необходимо ознакомиться с одним значимым элементом. Речь идет о стратегии. Так называется план действий одного игрока, который учитывает все возможные ситуации в любой игровой момент. При ее выборе во внимание принимаются ресурсы и вероятные решения других участников «битвы». Основная масса стратегий заточена под максимизацию выигрыша.

Выигрыш – это простыми словами то, что получит игрок в зависимости от ранее совершенных действий. Если им принимались «хорошие» решения, он получит большой выигрыш, иначе – небольшой или вовсе ничего.

В теории игр стратегии делятся на несколько видов в зависимости от целей, ресурсов и манипуляций со стороны других участников:

  1. Чистая. Концепция, в которой игрок точно знает, как он будет действовать.
  2. Смешанная. Человек будет выбирать одну из чистых стратегий. Выбор зависит от вероятности того или иного развития событий.
  3. Компромиссная. Концепция, которая используется в ситуации, где нет четкого выигрыша или проигрыша. Вместо этого участники могут искать компромиссы друг с другом. Делается это так, чтобы каждый мог в той или иной степени достичь конечной цели.
  4. Доминирующая. Концепция, которая приводит к самому лучшему возможному результату для участника. Она не зависит от того, какие именно тактики поведения выбраны оппонентами.

Чтобы лучше понимать, как выбор в теории игр влияет на конечный результат, необходимо разобрать классическую ситуацию из нее. Речь идет о так называемой дилемме заключенного.

Дилемма заключенного

Теория игр предусматривает одну стандартную ситуацию, которая получила название «дилемма заключенного». В ней есть двое преступников, которых привели на допрос. Их держат в разных камерах, чтобы те не говорили друг с другом. Следователь обладает доказательной базе по обвинению преступников в нарушении закона. А вот улик для обвинения в более крупном деле – нет.

Следствие предлагает преступникам сделку:

  1. Если оба молчат и не «сдают» друг друга – каждый получает небольшой срок за незначительное преступление.
  2. Если один из заключенных сдаст другого, а тот, кого сдали, молчит – «стукача» отпускают, а второго сажают за решетку на длительный срок.
  3. Если оба сдают друг друга, им обоим грозит небольшой срок. Только он окажется больше, чем при молчании обоих преступников.

Изначально кажется, что промолчать – это лучшее решение, ведь тогда можно получить самый маленький срок заключения. Но, из-за того, что преступники не могут говорить друг с другом, появляются риски. Так, если показания не дать, можно сесть в тюрьму или на самый большой срок, или на самый маленький.

Согласно теории игр, оптимальное решение здесь – дать показания. А именно – воспользоваться доминирующей стратегией. А именно – действовать только в своих интересах. О другом человеке думать не нужно. В таком случае можно или выйти на свободу, или получить средний срок заключения.

Ситуация, при которой две доминирующий стратегии уравновешивают друг друга – это равновесие Нэша. Оно учит тому, что не нужно отклоняться от выгодной стратегии, если неизвестно, как поведет себя «противник».

Виды игр

Теория игр предусматривает разные игровые типы. Игры бывают:

  1. Кооперативными и некооперативными. В первом случае участники могут объединяться в группы для достижения конечной цели. Примером теории игр кооперативного плана служит Minecraft. В некооперативных участники соревнуются друг с другом. Они не могут объединяться и сотрудничать.
  2. С нулевой и ненулевой суммой. В первом случае один игрок заберет себе выигрыш, а второй – все потеряет. Во втором случае выигрыш может быть поделен между участниками. Разница в том, что победитель получает на порядок больше остальных.
  3. Параллельными и последовательными. В первых участники ходят вслепую или одновременно. Они не знают, какое действие выполнил соперник, пока ход не закончился. Во вторых – партии, в которых ходят по очереди.
  4. Симметричными и несимметричными. Симметричные – те, в которых у участников одинаковый набор стратегий и, если поменять их местами, конечный результат не поменяется. Несимметричные допускают разные стратегии.
  5. С полной и неполной информацией. В первом случае пользователь (человек) обладает всей информацией о манипуляциях со стороны соперника. Во втором – ее нет вовсе, либо данные представлены в неполном объеме.

 Осталось выяснить, где чаще всего встречается теория игр. Несмотря на то, что она может характеризоваться только математикой, на самом деле она преобладает много где.

Где используется

У теории игр множество областей применения. С ее помощью получится моделировать совершенно разные ситуации – вплоть до бытовых.

Чаще всего теория игр встречается в:

  1. Бизнесе. Она используется для анализа конкурентного поведения и формирования маркетинговых мероприятий.
  2. Биологии. Тут она помогает изучать животных и их поведение.
  3. Международных отношениях. Рассматриваемый элемент – основной инструмент. С помощью теории игр можно предсказать, как падение режима в стране повлияет на обстановку у стран-соседей.
  4. Data Science. Здесь игровая теория применяется для обучения нейросетей.
  5. Обыденной жизни. Человек сталкивается с рассматриваемым компонентом, не осознавая этого. Сюда можно отнести выбор кино на вечер, поход в магазин или на свидание, воспитание детей и многое другое.

Что собой представляет теория игр в общих чертах – ясно. Получше изучить ее помогут дистанционные компьютерные курсы.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!