Сервер хостинга является достаточно самостоятельной системой. При правильной настройке его программы способны месяцами и даже годами функционировать без дополнительного пользовательского вмешательства. На таком сервере постоянно происходят разные события. Для их контроля и анализа ведутся так называемые логи. Они записываются в специальные файлы.

Далее предстоит получше изучить логи сервера и их ключевые особенности. Предстоит не только выяснить, что они собой представляют, но и их разновидности. Предложенная информация пригодится всем IT-специалистам. Особенно тем, кто работает с серверами и операционными системами.

Определение

Лог – это специальный текстовый файл. В него в автоматическом режиме осуществляется запись важной информации о работе программы, сервера или системы. Чаще всего соответствующим термином описывают серверные логи. Они записываются программным обеспечением, которое отвечает за управление внутренней частью сайта или имеющейся онлайн-системы. Лог-файл представляет собой своеобразный журнал событий.

В логах записываются сведения о разнообразных ошибках, пользовательских действиях и других событиях, происходящих на просторах сервера или в операционной системе. Разработчики и инженеры могут пользоваться ими в процессе отладки или проверки работоспособности программного обеспечения.

Лог-файл (log file) включает в себя данные в сокращенной форме. Для обычного пользователя сведения оттуда выступают в качестве непонятного символьного набора. А вот IT-специалисты должны уметь считывать их и извлекать полезные сведения о работе приложений, систем и серверов.

Для чего необходимы

Logs – элементы, без которых невозможно представить себе работу ни одной программы или сервера. Они нужны для выполнения самых разных операций:

  1. Устранение неполадок и ошибок. При помощи logs можно понять время и дату, а также иные сведения о сбое. Соответствующие сведения помогают быстрее устранить неполадку и восстановить работоспособность системы/сервера.
  2. Контроль работы. Логи дают возможность на порядок лучше отследить те или иные процессы, спрогнозировать будущее и контролировать серверную работу. С их помощью удастся понять, нормально ли функционирует система, нуждается ли она в доработке и, если да, то в какой именно.
  3. Осуществление проверки стабильности. Это касается не только систем, работающих со сбоями и ошибками, но и стабильно функционирующих. Время от времени их logs требуется проверять. Этот прием позволит на ранних стадиях обнаружить уязвимости или недочеты – еще до того, как они станут огромной проблемой и повлекут за собой негативные последствия.
  4. Обнаружение злоумышленников. Вирусы и взломы, трояны и другие вредоносные файлы можно обнаружить при помощи логов. Соответствующие файлы записывают (фиксируют) любые пользовательские или программные действия в системе. Именно по ним специалисты смогут определить подозрительную активность.

Логи в современном мире также используются в маркетинговых целях. В них сохраняются ценные данные, которые помогут развивать сайты и серверы. С помощью logs получается собирать статистику посещаемости с «сырыми» техническими сведениями. В качестве примера можно привести ситуацию, при которой специалист пытается понять, откуда приходят пользователи на онлайн-проект, где они живут, какими устройствами пользуются в процессе визита чаще всего.

Разновидности

Существует огромное множество видов логов. Это связано с тем, что в мире много различной информации. Для каждого ее типа системы и серверы создают отдельные лог-файлы. Это значительно упрощает дальнейшую обработку собранных сведений.

Логи бывают следующими:

  1. Основной. Этот лог сохраняет главные события, которые происходят с серверным программным обеспечением.
  2. Журнал доступа. Он включает в себя данные о тех, кто посетил имеющийся проект.
  3. Лог ошибок. В нем записываются все произошедшие сбои, ошибки и неполадки на сервере или в программном обеспечении.
  4. Лог веб-сервера. Используется для сохранения истории обращений к серверам и возможных ошибках.
  5. Лог баз данных. Сохраняет сведения об операциях, выполненных над базами данных. Здесь же записываются сформированные запросы и ошибки, произошедшие в процессе взаимодействия с БД.
  6. Почтового сервиса. Такие logs включают в себя сведения, связанные с отправленными и полученными письмами и так далее.

Самыми значимыми выступают logs ошибок, сервера и доступа. Проверять для настройки и изучения программного обеспечения/системы нужно не только их. Для анализа могут пригодиться все виды логов.

Что могут содержать

Лог-журналы могут включать в себя самую разную информацию. В них хранится полный список событий, связанных с тем или иным узлом/приложением. Там описываются следующие сведения:

  • тип запросов;
  • серверная реакция;
  • код ответа;
  • время осуществленного события;
  • IP-адрес пользователя;
  • количество переданных данных и иные материалы.

Если в процессе работы сервера произошла ошибка, соответствующие сведения будут помечаться отдельно.

Перечисленная выше информация представлена в лог-файлах сервера в сильно сжатом виде. Это приводит к тому, что обычный пользователь, незнакомый с правилами чтения подобных документов, не сможет разобраться в том, что там написано. В logs очень много сведений, поэтому такие файлы получаются обширными и подробными. Это доставляет некоторые хлопоты при их чтении.

Правильное считывание лога

Читать лог-файлы можно несколькими способами: вручную и при помощи дополнительного программного обеспечения.

В первом случае предстоит иметь дело с файлами, имеющими расширение .log. Их разрешается открывать как обычные текстовые документы для просмотра содержимого. Перед этим рекомендуется посмотреть настройки формата записи логов, если к соответствующим параметрам имеется доступ.

Вот пример того, как выглядит формат по умолчанию для лога доступа с веб-сервера:

Логи: определение и особенности

Информация обычно разделяется пробелами, реже – слэшами или дефисами. Каждая запись показывается с новой строки. Читать полные логи в такой интерпретации очень долго и сложно, поэтому главное тут – отыскать строки, которые нужны для дальнейшей работы прямо сейчас.

Это всего лишь один из нескольких возможных вариантов записи логов. В случае с error logs каждая строка представляет собой запись об ошибке с полной информацией о ней: датой и временем, адресом сайта и страницы, на которой произошел сбой и так далее.

Второй способ считывания – при помощи анализаторов. Они парсят лог-файлы («разбирают» их) на составляющие и представляют в удобном для пользователя формате. Подобный прием подойдет не просто для изучения и анализа данных, а для формирования понятного отчета. Иногда – с графиками и диаграммами.

В качестве примера анализатора можно привести Analog, Weblog Expert. Некоторые программы такого типа умеют интегрироваться с сервисами для сбора статистики. Это позволяет получить наиболее полную картину происходящего.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!