Елена Попова, выпускница курса «Product Manager IT-проектов»
Telegram: @LenchikPopova

Моя учебная разработка решает проблемы массового подбора персонала. В этой статье я делюсь опытом создания платформы для управления кандидатами (ATS, сокр. от Applicant tracking system), которая помогает рекрутерам автоматизировать и оптимизировать работу, а руководителям департаментов управления персоналом – эффективно управлять людьми и закрывать потребности бизнеса.

Проблема

StaffJet поможет справиться с ключевыми проблемами массового подбора персонала: 

  • с высокой нагрузка на рекрутеров
  • с однотипными задачами
  • с непредсказуемыми пиками и спадами в потребностях
  • с уклонением сотрудников от рабочих обязанностей (абсентеизмом) и текучестью кадров

Платформа автоматизирует рутинные процессы, оптимизирует управление персоналом и повышает эффективность работы. Это особенно важно при ограниченных ресурсах и борьбе компаний за квалифицированных сотрудников.

Целевая аудитория

Моя платформа предназначена для рекрутеров, ресёчеров, эйчаров, администраторов, а также для представителей бизнеса и производства: HRBP, HRD, генеральных директоров. Всем им StaffJet поможет справляться со сложностями в массовым подборе персонала.

Главные продуктовые гипотезы

Единая платформа с ИИ
Интегрируем все процессы подбора и найма с ИИ: искусственный интеллект поможет анализировать данные и автоматизировать отбор. Это повысит эффективность подбора и удовлетворенность HR-специалистов.

Улучшение коммуникации
Чтобы повысить лояльность кандидатов и ускорить процесс подбора, внедряем инструменты для улучшения коммуникации с кандидатами: чат-боты и интерактивное голосовое меню (IVR, сокр. от Interactive voice response) на основе ИИ.

Предиктивная аналитика
Компания будет лучше планировать HR-стратегию, если мы используем предиктивную аналитику, чтобы прогнозировать потребности в персонале и определять риски в текучести кадров. 

«Product vision» и дорожная карта продукта

Вот образ будущего для двух стадий StaffJet. Его можно разделить на две части: «MVP» и «Полное решение».

MVP

  • Рекрутеры и менеджеры освобождаются от ручной работы, рутинные процессы переводятся на автоматизированные платформы.
  • Повышается предсказуемость и эффективность массового подбора, компании своевременно комплектуют штат и сосредотачиваются на более важных аспектах бизнеса.

Полноценное решение

  • Создаётся полнофункциональная платформа для массового подбора персонала. Платформа объединяет передовые технологии: ИИ, IVR, компьютерное зрение.
  • Сокращаются временные и финансовые затраты на рекрутмент, на повышение качества подбора персонала, на полную автоматизацию рутинных задач, на улучшение общей производительности и на удовлетворенность сотрудников

Дорожная карта для MVP

Q1-Q2 2024
Исследуем рынок и определяем ключевые требования к MVP

Q3 2024
Разрабатываем базовую ATS-систему с функциями:

  • создания и публикации вакансий
  • управления базой данных кандидатов и сбора откликов

Q4 2024
Внедряем ИИ для автоматического анализа и сортировки откликов. Разрабатываем и интегрируем простое IVR для первичных звонков кандидатам

Q1 2025
Проводим пилотное тестирование системы с ограниченным числом пользователей, собираем обратную связь

Q2 2025
Оптимизируем систему на основе обратной связи, готовимся к запуску MVP

Дорожная карта для полноценного решения

Q3 2025
Расширяем функционал ATS, подключаем продвинутые возможности ИИ для глубокого анализа кандидатов

Q4 2025
Интегрируем в систему компьютерное зрение для автоматической проверки документов и медицинских справок

Q1 2026
Внедряем автоматизированных интервью-роботов и продвинутых чат-ботов для улучшения коммуникации с кандидатами

Q2 2026
Разрабатываем и интегрируем в систему инструменты аналитики и отчётности для оценки и оптимизации процесса подбора

Q3 2026
Проводим масштабные тесты с участием крупных компаний-партнёров, собираем и анализируем обратную связь

Q4 2026
Ещё раз оптимизируем продукт перед запуском. Запускаем

Монетизация

Для монетизации StaffJet я выбрала смешанную модель – сочетание подписочной и транзакционной моделей.

Подписочная модель

  • Даёт клиентам доступ к основным функциям ATS на регулярной основе.
  • Гарантирует стабильный и предсказуемый доход.
  • Подписочные планы гибкие, с различными уровнями доступа и функционала.

Транзакционная модель

  • Взимается плата за дополнительные услуги или за дополнительный функционал: за расширенный анализ данных, за интеграцию с HR-инструментами и автоматизированные звонки.
  • Позволяет клиентам расширить сферу использования продукта в зависимости от нужд компании.

Ценовые сегменты

ATS Base

  • Функциональность: можно создавать и публиковать вакансии, управлять базой данных кандидатов, собирать отклики.
  • Целевая аудитория: малый и средний бизнес.
  • Цена: ежемесячная плата за подписку: 5000-7000 рублей в месяц.

ATS Pro

  • Функциональность: кроме всех функций базовой версии, доступны автоматизированные звонки, интеграция с социальными сетями, расширенный анализ кандидатов с помощью ИИ.
  • Целевая аудитория: средние и крупные компании.
  • Цена: ежемесячная плата за подписку: 10000-15000 рублей в месяц.

ATS Enterprise

  • Функциональность: кроме всех функций версии ATS Pro, доступны автоматизированные интервью-роботы, продвинутые чат-боты, расширенные инструменты аналитики, компьютерное зрение для проверки документов.
  • Целевая аудитория: крупные и сверхкрупные организации.
  • Цена: индивидуальное предложение с учётом комплексных потребностей и интеграций.

Учёт числа пользователей

Обычно стоимость подписки на ATS-систему зависит от количества учётных записей для рекрутеров. Чаще всего в базовую цену входит определённое количество пользователей. Например, до пяти учетных записей. 

Добавление дополнительных пользователей оплачивается отдельно:

Базовая версия: 5000 рублей в месяц за 5 учетных записей. Дополнительная учетная запись – 1000 рублей в месяц.

ATS Pro: 10000 рублей в месяц за 5 учетных записей. Дополнительная учетная запись – 1500 рублей в месяц.

Дистрибуция

Прямые продажи, партнёрские продажи

Прямые продажи
Продукт с высоким LTV требует индивидуального подхода для построения долгосрочных отношений, поэтому прямые продажи – ключевой канал.

Партнёрские продажи
Развитие партнерских отношений и реферальных программ среди клиентов, довольных продуктом, может стать важным каналом для привлечения новых пользователей.

Выступление на профильных мероприятиях

Выступления на HR-Tech мероприятиях укрепляют бренд и позволяют напрямую взаимодействовать с потенциальными клиентами.

Контекстная реклама

Контекстная реклама помогает привлекать потенциальных клиентов, ищущих решения в области HR-Tech. Ретаргетинг эффективен для повторного обращения к пользователям, которые уже проявляли интерес к продукту.

Дополнительные каналы

  • Поисковая оптимизация привлечёт дополнительный трафик на сайт.
  • Эмейл-маркетинг поможет выстраивать отношения с потенциальными клиентами, а также сообщать о новых функциях и предложениях.
  • Участие в профессиональных сообществах и форумах, связанных с HR и технологиями, повысит авторитет бренда.

Объём рынка

StaffJet – решение для промышленных предприятий в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, заинтересованных в автоматизации процесса подбора персонала. Это узкий, но востребованный сегмент рынка HR-Tech в России, а потому можно развивать и масштабировать продукт внутри региона, а затем – выйти на более широкий рынок.

TAM, SAM и SOM

TAM
Total addressable market  или «общий целевой рынок». Это комплексные HRM- и HCM-системы, а также отдельные инструменты для автоматизации подбора, оценки и развития персонала, услуги по внедрению и поддержке таких решений.
Общий целевой рынок HR-Tech в России оценивается в 32,1 миллиардов рублей. 

SAM
Serviceable available market или «доступный объём рынка». Это job-борды, платформы для поиска сотрудников и автоматизация рекрутинга. Доступный объём рынка – 26,8 миллиардов рублей, что составляет 78,71% от общего рынка HR-Tech. 

SOM
Serviceable & obtainable market или «реально достижимый объём рынка». Соответствует числу промышленных предприятий в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (3 736) и оценивается в 48-148 миллионов рублей.

Прогнозируемая выручка

Нижняя граница:

  • Базовая версия: 2100000 рублей в год
  • ATS Pro: 2400000 рублей в год
  • ATS Enterprise: 600000 рублей в год
  • Итого: 5100000 рублей в год

Верхняя граница:

  • Базовая версия: 6000000 рублей в год
  • ATS Pro: 7200000 рублей в год
  • ATS Enterprise: 6000000 рублей в год
  • Итого: 19200000 рублей в год

Эти данные подчёркивают перспективы развития StaffJet на российском рынке HR-Tech и потенциал для дальнейшего расширения и масштабирования.

Конкурентный анализ

Основные конкуренты

Talantix™
Сильные стороны: Поддержка от HeadHunter, использование ИИ.

HuntFlow™
Сильные стороны: Инновационные технологии парсинга и мобильная интеграция.

Mirapolis HCM™
Сильные стороны: Комплексное HR-решение с широким функционалом.

E-Staff™ и Experium™
Сильные стороны: Устойчивая клиентская база, специализированные решения.

FriendWork Recruiter™ и «Поток Рекрутмент»™
Сильные стороны: Уникальные функции и потенциал роста.

Как обыграть конкурентов и чему научиться у них

Обыгрываем через персонализацию, удобство и интеграцию

  • Глубокая персонализация под нужды конкретных компаний
  • Улучшенный пользовательский интерфейс
  • Мобильное приложение для удобного доступа

Учимся у лучших

  • Использование ИИ для улучшения подбора
  • Разработка комплексных HR-систем
  • Гибкость в специализированных решениях
  • Инновационные подходы в поиске кандидатов

Выигрышная стратегия

Инновации и технологии

  • Интегрируем ИИ и IVR для автоматизации и повышения эффективности подбора.

Фокус на пользователе

  • Персонализируем под нужды конкретных компаний.
  • Создаём удобный интерфейс и разрабатываем мобильное приложение для повышения удобства использования.

Учёба и адаптация

  • Адаптируем лучшие практики конкурентов
  • Внедряем уникальные инновации, создаём высококачественный сервис

Эти стратегии помогут StaffJet выделиться на рынке и обеспечить конкурентные преимущества; удовлетворить потребности как рекрутеров, так и руководителей департаментов управления персоналом.

Команда

Проектный менеджер
Задачи: руководить проектом, координировать работу команды, следить за соблюдением сроков, обеспечить выход качественного продукта.

Технический директор
Задачи: принять техническое руководство, разработать архитектуру системы, выбрать технологии, проконтролировать качества кода.

Ведущий разработчик
Задачи: взять на себя ведущую роль в разработке, писать и проверять код, интегрировать компоненты системы.

Дата-сайентист
Задачи: разработать и внедрить моделей ИИ для анализа резюме и ответов кандидатов, оптимизировать работу алгоритмов.

UI-дизайнер / UX-дизайнер
Задачи: создать эстетичный дизайн интерфейса платформы, обеспечить удобство использования

Маркетолог
Задачи: разработать маркетинговую стратегию, продвигать продукт на рынке, привлекать первых пользователей

Руководитель по продажам
Задачи: формировать и управлять отделом продаж, развивать партнёрские отношения, увеличивать базу клиентов.

Проект в виде презентации можно посмотреть по ссылке