Шаблон проектирования Singleton
Шаблон проектирования Singleton также называют шаблоном проектирования «Одиночка». Это порождающий шаблон, который гарантирует, что в однопроцессном программном приложении будет лишь один экземпляр некого класса. Также шаблон предоставляет глобальную точку доступа к вышеупомянутому единственному экземпляру.
Если абстрагироваться от этого скучного термина, взятого из Википедии, можно привести понятный, но немного грубый пример из реальной жизни: в стране может быть лишь один президент, этот президент действует по обстоятельствам и, в каком-то смысле, этот президент и является одиночкой. Скажем так, шаблон обеспечивает, что создаваемый объект — это единственный объект своего класса.
Прежде чем продолжить, скажем, что этот шаблон не стоит чрезмерно использовать. Все дело в том, что Singleton признан антипаттерном, однако это не значит, что он обязательно всегда плох. Порой, он может быть полезным, однако применять его следует с осторожностью. Он вводит в ваше приложение глобальное состояние, в результате чего его изменение в одном месте способно повлиять и на другие части разрабатываемого приложения, а это уже может вызвать трудности процесса отладки. И второй минус — Singleton делает ваш код связанным, то есть подводные камни-таки имеются.
Но давайте лучше перейдем к коду. Для создания «Одиночки» следует сделать конструктор приватным, отключить клонирование и расширение, плюс создать статическую переменную, необходимую для хранения экземпляра:
А вот и пример использования:
Если интересует, есть реализация и на Java.
По материалам статьи «Design Patterns for Humans».