Игровая индустрия в 21 веке стремительно развивается. Пользователи готовы не только скачивать развлекательный контент, но и вкладывать в него деньги. Особо успешные игры становятся платными или поддерживают подписки (премиум-аккаунты).

Далее будет более подробно рассказано о разработке игр с нуля. Предложенная информация ориентирована на тех, кто планирует писать собственный развлекательный контент. Она пригодится в основном тем, кто еще не является опытным разработчиком на том или ином языке.

Способы программирования

Существуют различные методы разработки. Они применяются не только к бизнес-проектам, сайтам и прочим программным продуктам, но и к играм.

Источники Google рассказывают о следующих способах программирования:

  1. С нуля. Самый долгий и кропотливый путь. В данном случае все элементы игры: физика, анимация и прочие составляющие, пишутся разработчиком самостоятельно. Такой вариант неплох для обучения, а также для разработки небольших проектов. Он позволяет создавать в конечном итоге проработанные и уникальные программные продукты.
  2. При помощи движков. Для того, чтобы применять такую концепцию, обычно нужно хорошо знать тот или иной язык разработки. Программирование игр через движки – наиболее простое решение как для специалистов-новичков, так и для их более опытных коллег. Соответствующий инструмент имеет готовые компоненты, позволяющие разрабатывать игры быстро и легко. Остается придумать сюжет, написать код и прикрепить элементы в движке к своему проекту. Некоторые крупные компании пишут для игр отдельные движки. Пример – Capcom и ReEngine.
  3. Через конструкторы. Этот вариант обычно используется для быстрой разработки мобильных игр. В Google полно готовых конструкторов, работающих онлайн. Программисту в них достаточно прикрепить свои модели к готовым шаблонам. Это неплохой вариант для новичков и проектов, которые не планировали наделять особой уникальностью. Конструкторы игр есть как платные, так и бесплатные. Для большинства из них даже не требуется знать основы программирования.

Далее будут более подробно разобраны первые два подхода к разработке. Создание игровых проектов через конструкторы – не самая трудная задача, поэтому ей уделять время нет смысла. В Google полно уроков и туториалов по различным шаблонизаторам. Они помогут в считанные минуты освоить практически любой конструктор.

Краткий план разработки

Перед тем как начать писать игры, нужно иметь четкий план действий. В противном случае разработка рискует растянуться на месяцы, а то и годы. В Google можно отыскать множество советов о том, с чего начать программирование. Если представить себе общий план действий, он будет выглядеть так:

  1. Придумать сюжет и определиться с жанром. Здесь можно воспользоваться аналитикой игрового рынка, чтобы понять, какие направления на данный момент являются передовыми.
  2. Продумать персонажей и графику.
  3. Выбрать способ, которым специалист будет разрабатывать проект. Пример – с нуля или через движки. Именно эти два подхода будут рассмотрены более подробно далее.
  4. Определиться с языком разработки. Нередко программисты сначала начинают учить тот или иной язык, а затем уже пишут на нем игры.
  5. Подобрать платформу, для которой будет вестись разработка. Можно начать с этого этапа. Иногда понимание игровой платформы упрощает дальнейшую работу.
  6. Создать графику, звук.
  7. Придумать и реализовать физику, анимацию.
  8. Написать непосредственный код проекта.
  9. Собрать все элементы в единую игру. Провести тестирование. Оно необходимо для выявления критических и мелких ошибок.
  10. Организовать отладку программного продукта.
  11. Пересобрать проект после корректировок и выложить его для скачивания/покупки.

Google указывает на то, что при написании проектов для смартфонов и планшетов с их дальнейшим выкладыванием в Play Market и AppStore, придется следить за тем, чтобы игра соответствовала требованиям, действующим на площадках. Иначе выложить готовый программный продукт в открытый доступ через них не получится.

Выбор языка

Далее предстоит рассмотреть некоторые этапы разработки более подробно. В Google полно информации о том, как сделать игру, но в ней легко запутаться. На выбор способа программирования и языка для этого у новичков могут уходить недели.

Современные языки разработки, согласно Google, функциональны и практически универсальны. У них есть фреймворки и библиотеки, помогающие быстро и легко научиться программированию не только обычных приложений, но и игрового контента. Эти советы помогут быстрее определиться с тем, на каком ЯП писать:

  1. Swift или Objective-C – нативные языки. Они подойдут для написания программ и приложений под iOS и MacOS.
  2. JavaScript или PHP – лучшее решение для браузерных игр.
  3. Kotlin, Java – используются для программирования под Андроид-платформы. Java сгодится для разработки под ПК и ноутбуки, особенно если это не слишком крупный проект.
  4. C# – язык, который подойдет для написания программ через движок Unity. Он не единственный поддерживаемый инструментом разработчика. Просто C# является понятным и удобным.
  5. C и C++ – непревзойденные лидеры программирования для ПК и кроссплатформенных продуктов. Освоить их не слишком легко, особенно начинающим.

Google указывает на то, что в последние годы огромным спросом стал пользоваться язык Python. Он функционален и прост в изучении. Подойдет не просто для бизнес-решений, но и для разработки игр. У Python имеются специальные библиотеки и фреймворки для подобных продуктов. Пример – Py Game. Python, согласно Google, ориентирован на PC и мобильные устройства. Он подойдет для кроссплатформенного программирования.

Выбор платформы

Решая вопрос о том, как создать игру, программист должен определиться – для какой платформы он планирует писать. В зависимости от этого будет меняться и спектр знаний, и изучаемый язык. Google указывает на то, что грамотный выбор платформы для игрового контента нередко определяет успех релиза.

Платформы накладывают разнообразные ограничения на будущую игру. Это касается как графических, так и функциональных возможностей.

Компьютеры

Чтобы программировать для ПК, нужно знать язык разработки. При создании игрушек для компьютеров и ноутбуков приобретать отдельные специальные устройства для тестирования и отладки не придется. Достаточно иметь в свободном доступе любой PC. Обычно нам нем же и ведется непосредственная разработка.

Google указывает на то, что ПК-платформы являются самыми популярными среди геймеров. Для них есть инди-площадки, позволяющие выкладывать готовые проекты в свободный доступ совершенно бесплатно.

Разработка на ПК-устройства – это огромная конкуренция. Если планируемая игра небольшая, она вряд ли «выбьется в свет». Крупные игры обычно взламывают очень быстро, а затем выкладывают на торрент-трекеры для бесплатного использования. Google также указывает на то, что написание игр для ПК – непростое занятие. Всегда существует вероятность обнаружения группы пользователей, у которых программный продукт будет функционировать некорректно.

Консоли

Если научиться создавать развлекательный контент для консолей, программиста почти всегда ждет успех. Консольные игры не так распространены, как компьютерные. Это связано с тем, что они более сложные в плане программирования. А значит, конкуренция в соответствующей области окажется меньше.

Поддержка, обновление и оптимизация готового проекта проще на консолях. Игры, написанные для приставок, согласно Google, взламывают значительно реже.

Но и эта платформа не идеальна. При программировании для консолей можно выделить следующие недостатки:

  1. Проблемы на первоначальных этапах у инди-разработчиков – договориться с консольными платформодержателями бывает достаточно проблематично. Без поддержки издателей и выхода на консольный рынок здесь не обойтись.
  2. Google указывает на то, что тестирование и отладка игр на консолях более хлопотная. Она требует не только определенных навыков у тестировщиков, но и специального оборудования.
  3. Управление затачивается под геймпад. Если планируется создавать игру на ПК и консоль одновременно, придется озадачиться одновременной поддержкой двух способов управления: клавиатура + мышь и джойстик (геймпад).

Если разработчик решил программировать игры для приставок, он должен помнить – для этого подойдут не все жанры. Сомнительное удовольствие – запускать стратегию в режиме реального времени для консоли.

Мобильные устройства

Задумываясь, как делать игры, некоторые полагают, что лучше начинать с мобильных проектов. Google указывает на то, что рынок мобильных игр стал стремительно развиваться. Здесь огромная конкуренция.

Программировать для телефонов и планшетов проще, чем для других платформ. Можно быстро сделать прототип игры. Такой результат достигается благодаря присутствию сильно ограниченного спектра механик.

На мобильное устройство можно сделать игру всего за несколько часов. Google указывает на то, что разработка казуальных игрушек занимает от 60 минут до пары дней. Еще одним плюсом мобильного программирования является малотребовательность к устройству. Требования к графике у программ для Андроида и iOS значительно ниже, чем у проектов для ПК и ноутбуков.

Программирование для мобильных платформ требует серьезных затрат на рекламу. Google также указывает на то, что Play Market и AppStore регулярно меняют правила защиты персональных данных, а SDK устаревают. Это приводит к тому, что даже самым маленьким приложением, не предусматривающем много обновлений, все равно придется заниматься на постоянной основе. Если SDK время от времени не обновлять, игра будет удалена с мобильных площадок приложений.

Браузеры

Браузерные игры – самые простые. Они достаточно легко пишутся и не требуют предварительной установки. Браузеры всегда есть на разных платформах.

Экспорт игр поддерживается не всеми движками. Пример – Unreal Engine. Это – отличный движок для разработки развлекательного контента, согласно Google. В нем отсутствует возможность экспорта проекта в браузер.

Управление в браузерных играх должно быть настроено под сенсоры, если планируется, что проект будет запускаться на смартфонах и планшетах. Также стоит обратить внимание на то, что интернет-обозреватель – не лучшая платформа для 3D games. Графику придется урезать и адаптировать.

Движки

Умея пользоваться движками, программист сможет быстро разобраться с тем, как создать игру для любой платформы. Среда разработки дает возможность с минимальными усилиями получить в конечном итоге уникальный развлекательный проект. Google указывает на то, что движков сегодня очень много. Среди них есть несколько лидеров, достойных внимания.

Unity

Unity – непревзойденный движок-лидер среди всех существующих инструментов программиста. Он позволяет разрабатывать игры в любом жанре и на любой платформе. Google описывает Unity настоящим стандартом для программирования мобильных программных продуктов.

Unity имеет следующие преимущества:

  1. Персональная версия доступна бесплатно, если годовой доход от проекта меньше 200 000 долларов США.
  2. Для программирования требуется знать C#.
  3. У движка поддерживается система визуального скриптинга Bolts. Она дает возможность вносить изменения в игру дизайнерам самостоятельно – программиста к этому процессу привлекать нет необходимости.
  4. Поддерживается экспорт игры в браузеры.

Google указывает, что для изучения Unity нужно приложить много усилий. Видео и уроков, а также сопутствующей литературы в Сети полно, но «быстрый старт» у этого движка невозможен. Также недостатком Юнити является возникновение ошибок при переходе на новую версию инструмента.

Unreal Engine

Главный конкурент Unity в плане 3D-движков, согласно Google. Unreal Engine является бесплатным до первого миллиона. Далее с доходов придется платить определенный процент. У него имеются технологии фотореалистичности, позволяющие создавать реалистичные 3D-модели и графику. Также здесь предусматривается визуальное программирование. Оно реализуется через Blueprints. Вместо того, чтобы писать код вручную, достаточно расставить при помощи курсора мыши специальные блоки и связать их друг с другом. Так формируется логика программы.

Unreal Engine тоже подходит для кроссплатформенного программирования. Если не пользоваться Blueprints, программисту придется выучить C++, что бывает нелегко, особенно новичку. Для мобильных игр данный движок подойдет не лучшим образом – придется прикладывать много усилий для оптимизации рендера и размера игры под смартфоны и планшеты.

Экспорт проекта в браузеры здесь не поддерживается, а функционал для 2D-игр значительно уступает по сравнению с другими движками.

Game Maker

Game Maker – то, с чего можно начать делать 2D-игры. Этот движок позволяет быстро научиться программировать и создавать проекты с двумерной графикой. Для 3D-графики он не подходит. Для новичков поддерживаются опции визуальной разработки. Они позволяют создавать проекты без непосредственного написания кода.

В Game Maker, согласно Google, можно экспортировать игры для браузеров. Но этот движок не подойдет для полноценного 3D, несмотря на наличие базовых функций по работе с трехмерными объектами. Здесь отсутствует мультипоточность. У Game Maker в бесплатной базовой версии разрешено экспортировать игру только на специализированный сервис. Остальные версии движка с более лояльными ограничениями – платные.

Особенности построения кода

Основной план того, что нужно, чтобы сделать игру на компьютер или другую платформу, изучен. Теперь можно более подробно рассмотреть нюансы программирования. Когда платформа, движок, язык разработки, сюжет и персонажи продуманы, можно приступать к созданию первого проекта.

Физика

Физика – это то, как игровой мир будет реагировать на действия со стороны игрока или объектов внутри интерактивного мира. Сюда можно отнести:

  • ходьбу;
  • прыжки;
  • удары;
  • выстрелы;
  • падение предметов;
  • бег.

В случае с движками вопросы физики уже решены за программиста. При программировании с нуля для обычного прыжка потребуется:

  1. Проверить, находится ли персонаж на земле.
  2. Поменять Y-координату для того, чтобы фигурка игрока поднялась вверх.
  3. Закончить подъем через какой-то промежуток времени.
  4. Начать и продолжать падение до тех пор, пока у игрока не окажется земля под ногами.

Дополнительно при разработке с нуля нужно проработать анимацию прыжка. Именно из-за этого программисты предпочитают пользоваться движками для своих первых развлекательных проектов.

Механика

Механика – то, какими способами персонаж взаимодействует с миром. Совокупность игровых механик составляет игровой процесс. Пример – реализация ходьбы и прыжков. Соответствующие опции обычно поддерживаются в платформерах.

Если добавить к ходьбе и прыжкам опыт, уровни, прокачку навыков, проект станет напоминать RPG. Механика – такая же важная часть игры, как сюжет и графика. Она прописывается вручную при программировании с нуля или используется в виде готовых предложений при разработке через движки.

Графика и анимация

Для крупных игр с 3D-графикой рекомендуется поручить ее создание дизайнеру или группе дизайнеров. Самостоятельно разработчики обычно работают с 2D-изображениями и простейшей трехмерной графикой. Нужно подготовить текстуры, модели, а затем – добавить в проект. Анимация прописывается вручную.

В движке, согласно Google, все намного проще – достаточно загрузить необходимые файлы, прикрепить их к желаемым моделям. Вручную прописывать ни графику, ни анимацию здесь не придется.

Баланс

Чтобы в игру было интересно играть, нужно соблюдать в ней баланс. Google указывает на то, что разработки с плохим балансом быстро утрачивают популярность.

Баланс – это значит, что у каждого противника или героя должны быть свои сильные и слабые стороны. Это поможет сделать проект интересным и не превратит его в долгие перестрелки с боссами или в «убийство одуванчиков».

Пример из Google  – если в шутере есть оружие с большим уроном, у него должна быть долгая перезарядка. Если урон небольшой, перезарядка быстрая. У бронированных персонажей меньшая скорость передвижения, а у быстрых героев плохая защита.

Теперь понятно, как создать игру. Чтобы лучше разобраться в программировании развлекательных приложений, рекомендуется закончить дистанционные компьютерные курсы. На них с нуля научат создавать игры и другие программы на выбранном языке.

Интересует создание игр? Обратите внимание на курсы Otus, относящиеся к категории «GameDev».