Компьютерные игры в 21 веке имеют тщательно проработанную графику с элементами 3D. Но некоторые из них до сих пор обладают 2D-видом. Огромной популярностью в двухмерной графике игр пользуются так называемые спрайты.

Сегодня поговорим о них. Предстоит научиться основам спрайтовой графики, а также выяснить, что это вообще такое. Эта информация пригодится всем, кто планирует создание своей собственной 2D-игры.

Определение и появление

Спрайты – это двухмерные картинки в играх. Из них состоят:

  • персонажи;
  • монстры;
  • объекты, которые будут двигаться на экране;
  • иные составляющие игрового мира.

Спрайты впервые появились в 80-х годах. Она до сих пор используется при создании различных игр, включая браузерные. Современное развлекательное программное обеспечение тоже иногда имеет ее в своем составе. Пример – когда требуется анимировать удаленный объект или создать анимацию, на которой нет пользовательского акцента.

Спрайтовая графика пригодится для формирования:

  • птичьего полета;
  • огня после отдаленного взрыва;
  • передвижений животных;
  • колыхание деревьев и растений.

Это – только начало. Спрайты 21 века – это качественные и детализированные 2D-изображения. Из-за высоких требований их бывает весьма проблематично использовать в играх и иных приложениях. 3D-модель можно «покрутить», чтобы доработать со всех сторон, а спрайт – нет.

Актуальность

Sprites – 2D-картинки. Они пользуются спросом в игровом программном обеспечении не просто так. Существуют различные причины популярности спрайтов:

  1. Небольшой вес. Двухмерная картинка всегда занимает меньше пространства на устройстве, нежели ее 3D-модель.
  2. Относительно простое создание. Трехмерная графика намного сложнее.
  3. Спрайты помогают быстро создавать анимационные объекты. На этот процесс потребуется меньше усилий, чем при работе с 3D или «реализации с нуля».

Если изучить основы спрайтовой графики в играх, даже новичок сможет создать свой первый проект в кратчайшие сроки. Часто спрайты ассоциируются с 90-ми годами. Опытные пользователи ПК с радостью запускают такие игры.

Принцип работы

Один спрайт – это неподвижная картинка в 2D. Несколько таких элементов, которые быстро сменяют друг друга, но относятся к одной серии, называют спрайтовой анимацией. Это – распространенный вариант создания движения в консолях (пример – Sega).

Спрайтовой графикой (анимацией) пользовались в основном в 90-х. Самая узнаваемая из них – 8-битный Марио. Его анимация состоит из 12 картинок:

  • левый прыжок – 2 штуки;
  • правый прыжок – 2 штуки;
  • передвижение влево и вправо – по 4 штуки соответственно.

Если посмотреть на этого Марио сейчас, можно сделать вывод о том, что анимация при помощи спрайтов выглядит примитивно. К таким элементам сегодня выдвигаются более жесткие и серьезные требования. Sprite 21 века выглядит максимально реалистично. Если в «Марио» использовались 4 цвета, то в современных играх – намного больше.

Особенности

Спрайтовая анимация работает по принципу кинематографа. Человеческий глаз в секунду может уловить максимум 24 кадра. Этим успешно пользуются не только кинематографы, но и дизайнеры-аниматоры.

Если провести параллель, то спрайт в игре – это тот же небольшой «фильм», но в масштабах конкретного игрового объекта/персонажа. И не на телевизоре, а в компьютере.

Стоит обратить внимание на то, что количество спрайтов может быть любым – не только 24. Анимация возможна минимум с двумя «кадрами».

Принцип создания

Сделать спрайтовую анимацию можно, обладая элементарными навыками дизайна и работы с графикой. Принцип реализации задачи прост:

  1. Сначала создается изображение. Это – стартовая картинка.
  2. Создать несколько измененных изображений. Они должны отличаться друг от друга положением «главного объекта».
  3. Объединить получившиеся графические элементы в одной кадре.
  4. Наладить анимацию. Для этого нужно использовать встроенные настройки и инструменты редактора.

Теперь остается развернуть результат на устройстве. Стоит запомнить – чем больше кадров, тем более плавной окажется анимация в игре.

Способы создания

Спрайты и соответствующие анимационные элементы создаются различными методами:

  • в компьютерных игрушках 2D-типа можно использовать специальные движки;
  • для браузерного программного обеспечения – HTML, CSS и JavaScript;
  • универсальный вариант – различные языки программирования вроде C++ или Java.

Не обязательно пользоваться представленными ЯП, подойдет любой другой вариант. Новичкам рекомендуется обратить внимание на язык Scratch. В нем заложено визуально-оболочное программирование, благодаря которому анимационные эффекты настраиваются в несколько кликов.

Редакторы

Чтобы создавать sprite-объекты, можно использовать совершенно разные редакторы. К ним относят:

  1. Paint. Бесплатный и самый примитивный вариант. Несмотря на простоту, приложение имеет все необходимое для создания 2D-изображений.
  2. Piksel. Еще одно бесплатное программное обеспечение. Работает через браузеры. Поддерживает импорт в png и gif, а также сохранение результата в интернет-обозревателе.
  3. GraphicsGale. Это еще один бесплатный редактор. Раньше его дистрибутив требовал финансовых вложений, но с 2017 года ситуация изменилась. Доступен исключительно для Windows.
  4. Aseprite. Наиболее популярный современный редактор. Обладает огромным количеством полезных функций, возможностей, инструментов. Поддерживает регулярные обновления. Доступен для Linux, Windows и MacOS. Сгодится как для обучения, так и для серьезной работы с пиксельными изображениями.
  5. GameMaker Studio 2. Это не просто редактор, а полноценный движок для работы с двухмерными играми. В ней есть функции, помогающие создавать и корректировать sprites.

Еще один вариант – Photoshop (любой версии). Он не приспособлен для пиксельной графики, но воспользоваться данным приложением все равно можно. Отличный вариант для статических спрайтов. Единственный существенный минус – это размер приложения. Photoshop весит намного больше, чем Aseprite или GraphicsGale.

Облегчить процедуру создания графических 2D-объектов помогают специальные планшеты. Они подойдут для любых иллюстраций. Это верные помощники профессиональных дизайнеров. Но и на обычном компьютере справиться с поставленной задачей вполне возможно.

Интересует GameDev-направление? Обратите внимание на авторские курсы в Otus!