Проходил 30 мая в 20:00

Открытый вебинар по Scrum
5 ошибок в понимании роли Scrum-мастера

Открытый вебинар онлайн

Вебинар посвящён типичным ошибкам, которые встречаются здесь и там в понимании роли Scrum-мастера. Например, превращение Scrum-мастера в «младшего менеджера» или, наоборот, в «няньку-календарик». Да и Scrum-мастера тоже не без греха: многие, увы, увлекаются локальной оптимизацией в ущерб трансформации всего культурного поля компании. Вебинар будет интересен сотрудникам компаний, которые строят свою работу по Scrum и Agile; скрам-мастерам (особенно начинающим); владельцам продуктов; менеджменту компаний, стоящих на пороге трансформации и просто всем, кто интересуется современными подходами к разработке продуктов.
Преподаватель
Андрей Павленко

Запись

О курсе

Scrum-мастер
Курс будет полезен: - разработчикам в организациях, которые уже решили перейти/переходят на Scrum и ищут внутренних кандидатов на роль Scrum-мастера; - менеджерам проектов в тех же компаниях/условиях; - разработчикам, которые подумывают о переквалификации в менеджеров; - менеджерам, которые устали менеджерить; - HR-специалистам, которые хотят быть в курсе и понимать, о чём речь; - менеджменту среднего уровня в организациях, которые уже ...
Программа курса
Модуль 1
Знакомство с культурой Agile
Модуль 2
Фреймворк Scrum
Модуль 3
Основные навыки и умения Scrum-мастера
Модуль 4
Scrum в масштабе организации
Модуль 5
Создание Scrum-команды в неадаптированной среде. Бизнес-анализ
Модуль 6
Коучинг владельцев продуктов и топ-менеджмента
Модуль 7
Проведение Agile-трансформации
Знакомство с культурой Agile
Предпосылки и история возникновения Agile. Что такое Agile? Разница между Agile и построенными на его базе подходами к работе (Scrum, Kanban).
Роль Scrum-мастера в современных компаниях (вебинар №1)
У участников курса появится понимание роли Scrum-мастера и сформируются/скорректируются ожидания от курса
Введение в культуру Agile. Эмпирический процесс. Agile манифест. Cynefin
Участники узнают базовую терминологию Agile, поймут отличие Agile от основанных на Agile процессов, узнают три составляющие эмпирического процесса и получат знания о делении ситуаций на 4 домена в зависимости от характерного уровня неопределённости
Домашние задания: 1
ДЗ
Отражение эмпирического процесса в принципах Agile-манифеста. 1. Прочтите 12 принципов Agile-манифеста.
2. Про каждый из них подумайте - какая из трёх составляющих эмпирического процесса отражается в данном принципе.
3. Запишите свой ответ и обоснуйте, почему Вы так решили.
Фреймворк Scrum
История возникновения Scrum. Фундамент Scrum: ценности и эмпирический процесс. Роли, артефакты, события.
Обзор фреймворка Scrum
Участники познакомятся с историей и предпосылками возникновения Scrum. Закрепят понимание разницы между Agile и Scrum. Узнают, почему Scrum - фреймворк и что нужно добавить к Scrum, чтобы построить рабочий процесс. Узнают область наилучшего применения Scrum.
Scrum: роли (владелец продукта, команда разработки, Scrum-мастер)
Участники узнают роли Scrum, их зоны ответственности, ожидаемое поведение и типичные ошибки реализации ролей.
Домашние задания: 2
ДЗ
Поиск ошибок в Scrum-ролях. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации.
2. Найдите в них ошибки в ролевой модели Scrum.
3. Предложите возможные пути их исправления.
ДЗ
Создание модельной ситуации про ошибки в Scrum-ролях. 1. Какие из ошибок, рассмотренных на занятии, не были включены в модельные ситуации в самостоятельной работе?
2. Придумайте и опишите модельную ситуацию, включающую эти ошибки (хотя бы одну из них). Укажите, как проявляется эта ошибка в ситуации. Предложите свои пути решения.
Вебинар №2
Обсудить самостоятельные работы, обсудить живые кейсы студентов, ответить на вопросы студентов, выдать новые самостоятельные работы.
Scrum: артефакты
Участники узнают об артефактах Scrum, близко познакомятся с инкрементом, бэклогом продукта и бэклогом спринта.
Scrum: встречи. Фасилитация встреч
Участники узнают о событиях Scrum, о целях и логике различных событий. Получат базовое понимание целей и методов фасилитации. Узнают об ожидаемом поведении Scrum-мастера во время каждого из событий Scrum и о типичных ошибках в реализации событий Scrum.
Домашние задания: 2
ДЗ
Улучшаем наши встречи. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации, в которых описано типичное событие Scrum (встреча).
2. Какие недостатки в организации и проведении встречи Вы видите?
3. Согласны ли Вы с предложениями Scrum-мастера из модельной ситуации? Предложите свой вариант решения.
ДЗ
Фасилитация за пределами Scrum-командв. Какие ещё события (встречи) происходят в организации за пределами Scrum-команды? Возьмите любую из них, опишите её текущее состояние, оцените его и предложите пути улучшения ситуации.
Основные навыки и умения Scrum-мастера
Что нужно знать, уметь и делать Scrum-мастеру.
Scrum-мастер в деталях: зоны ответственности
Участники узнают об обязанностях Scrum-мастера по отношению к Владельцу Продукта, Команде разработки и организации за пределами Scrum-команды. Узнают, какие для этого необходимы навыки и оценят свой прогресс в этих навыках.
Бэклог продукта и бэклог спринта. Пользовательские истории. Помощь Scrum-мастера владельцу продукта в работе с бэклогом
Участники закрепят знания о форматах бэклогов, узнают о приёмах работы с ними и о том, как Scrum-мастер помогает Владельцу продукта в работе с бэклогом. Узнают о пользовательских историях, их сильных и слабых сторонах и о типичных ошибках в работе с пользовательскими историями.
Домашние задания: 2
ДЗ
Хорош ли наш бэклог?. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации.
2. Найдите ошибки в ведении бэклога продукта и в том, как Владелец продукта с ним работает.
3. Предложите вариант помощи Владельцу бэклога для исправления ситуации.
ДЗ
(Не)пользовательские (не)истории. Напишите (придумайте или вспомните) 3-4 "пользовательские истории", которые по факту ими не являются. Укажите на ошибки, допущенные при их написании. Предложите, как записать их по-другому (возможно, нужно что-то переделать более глобально, на более раннем этапе?).
Различные приёмы и подходы к планированию. Помощь владельцу продукта в подготовке к планированию. PBR
Участники закрепят знания о том, что такое планирование спринта. В деталях узнают, как оно проходит и какова роль Scrum-мастера во время планирования. Узнают обычные ошибки, связанные с планированием спринта. Вспомнят о необходимости Владельцу продукта постоянно работать над качеством бэклога продукта.
Обзор спринта. Роль обзора спринта в жизненном цикле продукта и команды. Роль скрам-мастера, помощь команде во время обзора спринта
Участники вспомнят о формате и целях обзора спринта. Узнают в деталях об ожидаемом поведении каждой Scrum-роли во время этого события. Научатся находить и исправлять типичные ошибки обзора спринта.
Домашние задания: 2
ДЗ
Где же мы ошиблись?. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации, в каждой из которых описан ход планирования и обзора спринта в некоторой команде.
2. Как вы думаете - проблемы, выявленные на обзоре спринта, связаны с тем, как проходило планирование? Укажите возможную связь.
3. Предложите Владельцу Продукта и Команде разработки, что нужно улучшить в планировании и/или обзоре спринта, чтобы улучшить работу.
ДЗ
А давайте попробуем!. У Вас в команде (компании) практикуется что-то похожее на обзор спринта? Если да - как его можно улучшить прямо в следующий раз? Если нет - какой первый шаг можно сделать к появлению события, аналогичного обзору спринта, в Вашей команде (компании)?
Ретроспектива. Влияние ретроспективы на успех команды
Участники вспомнят, что такое ретроспектива спринта. Углублённо познакомятся с целями ретроспективы и ожидаемым поведением Scrum-мастера во время этого события.
Стадии ретроспективы. "Бриллиант фасилитации". План ретроспективы
Участники узнают, что такое "бриллиант фасилитации" и через какие стадии Scrum-мастер должен провести команду, чтобы привести её к решению. Научатся строить план ретроспективы.
Домашние задания: 1
ДЗ
А давайте попробуем! - 2. У Вас в команде (компании) практикуется что-то похожее на ретроспективу спринта? Если да - как её можно улучшить прямо в следующий раз? Если нет - какой первый шаг можно сделать к появлению события, аналогичного ретроспективе спринта, в Вашей команде (компании)?
Различные дизайны ретроспектив. Где и как взять больше
Участники познакомятся с различными шаблонами ретроспектив, узнают о существовании большого количества онлайн-ресурсов с готовыми шаблонами и упражнениями. Получат идеи для самостоятельного развития навыка проведения ретроспектив.
27 июля, 20:00 — 21:30
Лектор: Андрей Павленко
Домашние задания: 1
ДЗ
Подготовка к ретроспективе. 1. Рассмотрите модельную ситуацию, описывающую ситуацию в команде после обзора спринта.
2. Предложите 3 плана проведения ретроспективы, использовав не менее 5 различных приёмов (упражнений). Упражнения возьмите с указанных ресурсов в сети.
3. Укажите, каких целей Вы хотите достичь, используя именно эти упражнения в этой ситуации.
Взаимодействие Scrum-мастера с владельцем продукта. Основные дисфункции ВП, как с ними работать
Закрепим знания о роли Владельца продукта. Узнаем о частых ошибках в реализации этой роли и как с этим бороться.
Взаимодействие Scrum-мастера с командой разработки. Основные дисфункции команды, как с ними работать
Закрепим знания о Команде разработки. Узнаем о частых ошибках в реализации этой роли и как с этим бороться.
Основные дисфункции Scrum-мастера. Карго-культ Scrum и Agile - как не допустить, как исправить
Закрепим знания о роли и обязанностях Scrum-мастера, познакомимся с типичными ошибками реализации этой роли и Agile/Scrum вообще. Узнаем, как с этим бороться
Домашние задания: 2
ДЗ
Большая охота на зомби. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации.
2. Опишите, какие дисфункции в каких ролях Вы видите.
3. Предложите пути исправления ситуации.
ДЗ
Посмотрим в зеркало. 1. Посмотрите на черновик своего "радара навыков", созданного в ходе занятия 3.1.
2. Если что-то хочется изменить - смело меняйте!
3. Если нет - подумайте, почему (Вы действительно так хорошо попали с первого раза, или есть другие причины?).
4. Сравните старый и новый радары навыков, расскажите свои выводы о себе как Scrum-мастере.
Scrum в масштабе организации
Scrum-мастер должен работать не только в масштабе своей команды, но и в среде, окружающей команды. Этот модуль посвящён тому, что и как ему надо делать на этом уровне.
Работа Scrum-мастера с организацией и внешней средой: циклы обратной связи
Вспомним о встроенных в Scrum циклах обратной связи, особенно о тех, что направлены вовне команды. Подумаем, что можно добавить к Scrum, чтобы как можно шире охватить среду, в которой работает команда
10 августа, 20:00 — 21:30
Лектор: Андрей Павленко
Домашние задания: 1
ДЗ
А давайте попробуем! - 3. Предложите любое своё действие на уровне организации (отдела, департамента - главное, ВНЕ команды), которое что-то улучшит в работе компании. Что именно оно улучшит? Почему? Кому и как вы пойдёте "продавать" это изменение? Как вы будете проводить его в жизнь?
Работа Scrum-мастера с организацией и внешней средой: культура Agile в масштабах всей компании. Quick view фреймворков масштабирования
Повторим самый важные моменты из пройденного. Кратко познакомимся с подходами к распространению Agile в масштабах малой, средней, крупной, огромной организации.
Создание Scrum-команды в неадаптированной среде. Бизнес-анализ
Достаточно легко стать Scrum-командой, если ранее уже существовали Scrum-команды. Но кто-то же должен быть первым? В некоторых компаниях приходится даже отстаивать право на то. чтобы вообще создать постоянную команду. Вместо этого стандартный механизм предполагает выделение минимального времени сотрудника на рабочую группу по данному вопросу, иногда даже 2 часа в неделю(то есть по факту в основном на совещания). В этом модуле мы разбираем способы действий в ситуации, когда нельзя просто взять и принести подходы в свою команду, а нужно поменять окружающую действительность до этого.
Чек-лист готовности к работе Scrum-мастером
Домашние задания: 1
ДЗ
Попробуйте себя в роли HR-гадалки: определите, почему не закрылись некоторые вакансии из тех, что вы нашли в начале курса.. В первом задании вы разбирали типичные вакансии Scrum-мастера, вернитесь к приведенным ссылкам.

1) Посмотрите, сколько из приведенных ссылок открыто до сих пор для просмотра.
2) Это будут либо вакансии на большое количество скрам-мастеров, либо что-то не так с вакансией
3) По каждой вакансии постарайтесь сделать анализ, если она не закрыта, то как вы думаете, почему.
Самостоятельный переход на Scrum
Вы сможете изучить методологию самостоятельного перехода к Scrum без использования платных консультантов и с прогнозируемым результатом.
Модель Коттера внедрения изменений как лучший друг потенциального Scrum-мастера
Вы изучите одну из самых популярных моделей внедрения изменений, основанную на научном исследовании профессора Гарвард Бизнес Скул Джона Коттера, как реально внедряются изменения средних и крупных компаниях, длившемся более 20 лет.
Домашние задания: 1
ДЗ
Шаг за шагом, пропишите ваш план "захвата" вашей команды. Для того, чтобы быть хорошим стратегом, нужно сделать много стратегий. Это задание предназначено для создания своей первой стратегии внедрения изменений по модели Коттера.

1. Начинайте с того, что видите вокруг и придумайте видение "какой станет моя команда через 6 месяцев".
Вам может показаться, что этого никто не знает, но если вы занимаетесь дизайном процессов, то именно вы должны понимать, где команда или компания сейчас и куда она должна прийти через 6 месяцев и 5 лет.

2. Выделите событие, которое должно произойти, чтобы вы поверили, что атмосфера необходимости изменений создана успешно. Это будет ваше событие-маркер. Например "кто-то из команды сам придумал провести провести редизайн процессов". Это событие должно быть сделано не вами, оно должно действительно говорить вам о том, что в команде возникла желанная атмосфера готовности к переменам. Опишите, как вы его себе представляете в домашнем задании. Можно наподобие сюжета отрывка фильма.

3. Опишите команду перемен, которую вы соберете, когда создастся атмосфера необходимости перемен. Возможно, вы уже знаете, кто вам нужен на вашей стороне.

4. Опишите, какую повестку вы предложите команде перемен. Помните, что им нельзя предлагать готовое решение, чтобы эта модель сработала, они должны быть вашими тайными соучастниками, совместно создающими будущее команды.

5. Определите критерии готовности этого решения, когда вы посчитаете, что его можно демонстрировать публике. Опишите это в свободной форме, можно в виде чеклиста.

6. Определите, как вы будете контролировать эксперимент по внедрению изменений, какие маркеры будут говорить вам о том, что вы идете в верном направлении, а какие, что в сторону ухудшения. Опишите маркеры в таблице с 3мя столбиками: событие; как определить, что оно произошло; +/-(позитивный или негативный маркер).

Это задание НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРЕТВОРЕНИЯ ПЛАНА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Относитесь с осторожностью к созданным стратегиям и проверяйте их несколько раз, особенно, если это первая стратегия в вашей работе.
Минимальные инструменты бизнес-анализа. Дерево текущей действительности и дерево будущей действительности
Коучинг владельцев продуктов и топ-менеджмента
Подготовка владельца продукта к изменениям по итогам анализа. Типичные страхи и ограничения функциональных структур, с которыми предстоит работать
Коучинг топ-менеджмента как инструмент изменений, которые действительно приблизят команду к желаемому состоянию. Борьба с чувством обреченности в команде
Проведение Agile-трансформации
Как помочь людям избавиться от выученной беспомощности и раскрыть новые уровни улучшения процессов: межкомандная ретроспектива
Границы между ролями Scrum-мастера и Agile-коуча
Проведение "открытых" тренингов для тех, кто больше всего мешает вашему способу работы. Lego Scrum как способ превратить противников в сторонников
Коучинг продуктовнера и обучение его Scrum: где грань и какая польза от этих инструментов
Критерии успешности перехода на Scrum со стороны бизнеса, как понять цель и помочь команде туда дойти

Преподаватель

Андрей Павленко
В настояще время фриланс-консультант по Agile-трансформациям компаний, организационным и культурным изменениям, командообразованию. Ведет тренинги и учебные курсы по Agile, Scrum, Kanban. Персональный и командный коуч.

В IT с начала 2000-х. Работал программистом, тимлидом в больших и средних компаниях; техническим директором - в нескольких не очень больших стартапах. В 2014-м году, как раз работая техническим директором в одном финтех-стартапе, в очередной раз столкнулся с типичными проблемами менеджмента и увидел выход из создавшегося тупика в следовании Agile-культуре и организации работы в компании по Scrum.

После успешной трансформации финтех-стартапа поработал Scrum-мастером и Agile-коучем в крупных и средних компаниях в России (средних размеров онлайн-агентство по продаже авиабилетов и очень крупный телеком-оператор) и за рубежом (крупная компания игровой индустрии, Латвия). Получил неоценимый опыт как успехов, так и неудач.

Изучает одно из направлений психотерапии, так как уверен, что роль Scrum-мастера и Agile-коуча глубоко психологична, и соответствующие знания и навыки приносят большую пользу (а иногда и просто необходимы!) в такой работе.

Сертифицированный скрам-мастер (CSM) от Scrum Alliance с 2014-го года.
Преподаватель курсов:
Scrum-мастер