Открытый вебинар «5 ошибок в понимании роли Scrum-мастера» 30.05.2018 в 20:00 | OTUS
Проходил 30 мая 2018 года в 20:00

Открытый вебинар по Scrum
5 ошибок в понимании роли Scrum-мастера

Открытый вебинар онлайн

Вебинар посвящён типичным ошибкам, которые встречаются здесь и там в понимании роли Scrum-мастера. Например, превращение Scrum-мастера в «младшего менеджера» или, наоборот, в «няньку-календарик». Да и Scrum-мастера тоже не без греха: многие, увы, увлекаются локальной оптимизацией в ущерб трансформации всего культурного поля компании. Вебинар будет интересен сотрудникам компаний, которые строят свою работу по Scrum и Agile; скрам-мастерам (особенно начинающим); владельцам продуктов; менеджменту компаний, стоящих на пороге трансформации и просто всем, кто интересуется современными подходами к разработке продуктов.
Преподаватель
Андрей Павленко

Запись

О курсе

Scrum-мастер

Курс будет полезен:
- разработчикам в организациях, которые уже решили перейти/переходят на Scrum и ищут внутренних кандидатов на роль Scrum-мастера;
- менеджерам проектов в тех же компаниях/условиях;
- разработчикам, которые подумывают о переквалификации в менеджеров;
- менеджерам, которые устали менеджерить;
- HR-специалистам, которые хотят быть в курсе и понимать, о чём речь;
- менеджменту среднего уровня в организациях, которые уже решили перейти/переходят на Scrum - чтобы …

Программа курса
Модуль 1
Знакомство с культурой Agile
Модуль 2
Фреймворк Scrum
Модуль 3
Основные навыки и умения Scrum-мастера
Модуль 4
Scrum в масштабе организации
Модуль 5
Создание Scrum-команды в неадаптированной среде. Бизнес-анализ
Модуль 6
Коучинг владельцев продуктов и топ-менеджмента
Модуль 7
Проведение Agile-трансформации
Знакомство с культурой Agile
Предпосылки и история возникновения Agile. Что такое Agile? Разница между Agile и построенными на его базе подходами к работе (Scrum, Kanban).
Роль Scrum-мастера в современных компаниях (вебинар №1)
У участников курса появится понимание роли Scrum-мастера и сформируются/скорректируются ожидания от курса
Введение в культуру Agile. Эмпирический процесс. Agile манифест. Cynefin
Участники узнают базовую терминологию Agile, поймут отличие Agile от основанных на Agile процессов, узнают три составляющие эмпирического процесса и получат знания о делении ситуаций на 4 домена в зависимости от характерного уровня неопределённости
Домашние задания: 1
ДЗ
Отражение эмпирического процесса в принципах Agile-манифеста. 1. Прочтите 12 принципов Agile-манифеста.
2. Про каждый из них подумайте - какая из трёх составляющих эмпирического процесса отражается в данном принципе.
3. Запишите свой ответ и обоснуйте, почему Вы так решили.
Фреймворк Scrum
История возникновения Scrum. Фундамент Scrum: ценности и эмпирический процесс. Роли, артефакты, события.
Обзор фреймворка Scrum
Участники познакомятся с историей и предпосылками возникновения Scrum. Закрепят понимание разницы между Agile и Scrum. Узнают, почему Scrum - фреймворк и что нужно добавить к Scrum, чтобы построить рабочий процесс. Узнают область наилучшего применения Scrum.
Scrum: роли (владелец продукта, команда разработки, Scrum-мастер)
Участники узнают роли Scrum, их зоны ответственности, ожидаемое поведение и типичные ошибки реализации ролей.
Домашние задания: 2
ДЗ
Поиск ошибок в Scrum-ролях. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации.
2. Найдите в них ошибки в ролевой модели Scrum.
3. Предложите возможные пути их исправления.
ДЗ
Создание модельной ситуации про ошибки в Scrum-ролях. 1. Какие из ошибок, рассмотренных на занятии, не были включены в модельные ситуации в самостоятельной работе?
2. Придумайте и опишите модельную ситуацию, включающую эти ошибки (хотя бы одну из них). Укажите, как проявляется эта ошибка в ситуации. Предложите свои пути решения.
Вебинар №2
Обсудить самостоятельные работы, обсудить живые кейсы студентов, ответить на вопросы студентов, выдать новые самостоятельные работы.
Scrum: артефакты
Участники узнают об артефактах Scrum, близко познакомятся с инкрементом, бэклогом продукта и бэклогом спринта.
Scrum: встречи. Фасилитация встреч
Участники узнают о событиях Scrum, о целях и логике различных событий. Получат базовое понимание целей и методов фасилитации. Узнают об ожидаемом поведении Scrum-мастера во время каждого из событий Scrum и о типичных ошибках в реализации событий Scrum.
Домашние задания: 2
ДЗ
Улучшаем наши встречи. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации, в которых описано типичное событие Scrum (встреча).
2. Какие недостатки в организации и проведении встречи Вы видите?
3. Согласны ли Вы с предложениями Scrum-мастера из модельной ситуации? Предложите свой вариант решения.
ДЗ
Фасилитация за пределами Scrum-командв. Какие ещё события (встречи) происходят в организации за пределами Scrum-команды? Возьмите любую из них, опишите её текущее состояние, оцените его и предложите пути улучшения ситуации.
Основные навыки и умения Scrum-мастера
Что нужно знать, уметь и делать Scrum-мастеру.
Scrum-мастер в деталях: зоны ответственности
Участники узнают об обязанностях Scrum-мастера по отношению к Владельцу Продукта, Команде разработки и организации за пределами Scrum-команды. Узнают, какие для этого необходимы навыки и оценят свой прогресс в этих навыках.
Вебинар №3
Обсудить самостоятельные работы, обсудить живые кейсы студентов, ответить на вопросы студентов, выдать новые самостоятельные работы.
Бэклог продукта и бэклог спринта. Пользовательские истории. Помощь Scrum-мастера владельцу продукта в работе с бэклогом
Участники закрепят знания о форматах бэклогов, узнают о приёмах работы с ними и о том, как Scrum-мастер помогает Владельцу продукта в работе с бэклогом. Узнают о пользовательских историях, их сильных и слабых сторонах и о типичных ошибках в работе с пользовательскими историями.
Домашние задания: 2
ДЗ
Хорош ли наш бэклог?. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации.
2. Найдите ошибки в ведении бэклога продукта и в том, как Владелец продукта с ним работает.
3. Предложите вариант помощи Владельцу бэклога для исправления ситуации.
ДЗ
(Не)пользовательские (не)истории. Напишите (придумайте или вспомните) 3-4 "пользовательские истории", которые по факту ими не являются. Укажите на ошибки, допущенные при их написании. Предложите, как записать их по-другому (возможно, нужно что-то переделать более глобально, на более раннем этапе?).
Вебинар №4
Обсудить самостоятельные работы, обсудить живые кейсы студентов, ответить на вопросы студентов, выдать новые самостоятельные работы.
Различные приёмы и подходы к планированию. Помощь владельцу продукта в подготовке к планированию. PBR
Участники закрепят знания о том, что такое планирование спринта. В деталях узнают, как оно проходит и какова роль Scrum-мастера во время планирования. Узнают обычные ошибки, связанные с планированием спринта. Вспомнят о необходимости Владельцу продукта постоянно работать над качеством бэклога продукта.
Обзор спринта. Роль обзора спринта в жизненном цикле продукта и команды. Роль скрам-мастера, помощь команде во время обзора спринта
Участники вспомнят о формате и целях обзора спринта. Узнают в деталях об ожидаемом поведении каждой Scrum-роли во время этого события. Научатся находить и исправлять типичные ошибки обзора спринта.
Домашние задания: 2
ДЗ
Где же мы ошиблись?. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации, в каждой из которых описан ход планирования и обзора спринта в некоторой команде.
2. Как вы думаете - проблемы, выявленные на обзоре спринта, связаны с тем, как проходило планирование? Укажите возможную связь.
3. Предложите Владельцу Продукта и Команде разработки, что нужно улучшить в планировании и/или обзоре спринта, чтобы улучшить работу.
ДЗ
А давайте попробуем!. У Вас в команде (компании) практикуется что-то похожее на обзор спринта? Если да - как его можно улучшить прямо в следующий раз? Если нет - какой первый шаг можно сделать к появлению события, аналогичного обзору спринта, в Вашей команде (компании)?
Ретроспектива. Влияние ретроспективы на успех команды
Участники вспомнят, что такое ретроспектива спринта. Углублённо познакомятся с целями ретроспективы и ожидаемым поведением Scrum-мастера во время этого события.
Домашние задания: 1
ДЗ
Исследуйте одну проблему, которую можно решить за две недели. 1. Составьте список известных Вам проблем в процессах
2. Аккуратно расспросите людей о проблемах
в личных беседах
3. Составьте черновик бэклога изменений
4. Распишите как бы вы решали самую верхнюю из задач
бэклога изменений
5. Как и во “взрослом” бэклоге распишите критерии выполнения.

В качестве домашнего задания пришлите:
1. Одну пробему, которую вы собираетесь решать
2. Список мер, которые вы собираетесь
предпринять в ближайшие две недели.
3. Критерии успешного выполнения изменений.
Стадии ретроспективы. "Бриллиант фасилитации". План ретроспективы
Участники узнают, что такое "бриллиант фасилитации" и через какие стадии Scrum-мастер должен провести команду, чтобы привести её к решению. Научатся строить план ретроспективы.
Домашние задания: 1
ДЗ
А давайте попробуем! - 2. У Вас в команде (компании) практикуется что-то похожее на ретроспективу спринта? Если да - как её можно улучшить прямо в следующий раз? Если нет - какой первый шаг можно сделать к появлению события, аналогичного ретроспективе спринта, в Вашей команде (компании)?
Различные дизайны ретроспектив. Где и как взять больше
Участники познакомятся с различными шаблонами ретроспектив, узнают о существовании большого количества онлайн-ресурсов с готовыми шаблонами и упражнениями. Получат идеи для самостоятельного развития навыка проведения ретроспектив.
Домашние задания: 1
ДЗ
Подготовка к ретроспективе. 1. Рассмотрите модельную ситуацию, описывающую ситуацию в команде после обзора спринта.
2. Предложите 3 плана проведения ретроспективы, использовав не менее 5 различных приёмов (упражнений). Упражнения возьмите с указанных ресурсов в сети.
3. Укажите, каких целей Вы хотите достичь, используя именно эти упражнения в этой ситуации.
Вебинар №5
Обсудить самостоятельные работы, обсудить живые кейсы студентов, ответить на вопросы студентов, выдать новые самостоятельные работы.
Взаимодействие Scrum-мастера с владельцем продукта. Основные дисфункции ВП, как с ними работать
Закрепим знания о роли Владельца продукта. Узнаем о частых ошибках в реализации этой роли и как с этим бороться.
Взаимодействие Scrum-мастера с командой разработки. Основные дисфункции команды, как с ними работать
Закрепим знания о Команде разработки. Узнаем о частых ошибках в реализации этой роли и как с этим бороться.
Основные дисфункции Scrum-мастера. Карго-культ Scrum и Agile - как не допустить, как исправить
Закрепим знания о роли и обязанностях Scrum-мастера, познакомимся с типичными ошибками реализации этой роли и Agile/Scrum вообще. Узнаем, как с этим бороться
Домашние задания: 2
ДЗ
Большая охота на зомби. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации.
2. Опишите, какие дисфункции в каких ролях Вы видите.
3. Предложите пути исправления ситуации.
ДЗ
Посмотрим в зеркало. 1. Посмотрите на черновик своего "радара навыков", созданного в ходе занятия 3.1.
2. Если что-то хочется изменить - смело меняйте!
3. Если нет - подумайте, почему (Вы действительно так хорошо попали с первого раза, или есть другие причины?).
4. Сравните старый и новый радары навыков, расскажите свои выводы о себе как Scrum-мастере.
Вебинар №6
Обсудить самостоятельные работы, обсудить живые кейсы студентов, ответить на вопросы студентов, выдать новые самостоятельные работы.
Scrum в масштабе организации
Scrum-мастер должен работать не только в масштабе своей команды, но и в среде, окружающей команды. Этот модуль посвящён тому, что и как ему надо делать на этом уровне.
Работа Scrum-мастера с организацией и внешней средой: циклы обратной связи
Вспомним о встроенных в Scrum циклах обратной связи, особенно о тех, что направлены вовне команды. Подумаем, что можно добавить к Scrum, чтобы как можно шире охватить среду, в которой работает команда
Домашние задания: 1
ДЗ
А давайте попробуем! - 3. Предложите любое своё действие на уровне организации (отдела, департамента - главное, ВНЕ команды), которое что-то улучшит в работе компании. Что именно оно улучшит? Почему? Кому и как вы пойдёте "продавать" это изменение? Как вы будете проводить его в жизнь?
Работа Scrum-мастера с организацией и внешней средой: культура Agile в масштабах всей компании. Quick view фреймворков масштабирования
Повторим самый важные моменты из пройденного. Кратко познакомимся с подходами к распространению Agile в масштабах малой, средней, крупной, огромной организации.
Создание Scrum-команды в неадаптированной среде. Бизнес-анализ
Достаточно легко стать Scrum-командой, если ранее уже существовали Scrum-команды. Но кто-то же должен быть первым? В некоторых компаниях приходится даже отстаивать право на то. чтобы вообще создать постоянную команду. Вместо этого стандартный механизм предполагает выделение минимального времени сотрудника на рабочую группу по данному вопросу, иногда даже 2 часа в неделю(то есть по факту в основном на совещания). В этом модуле мы разбираем способы действий в ситуации, когда нельзя просто взять и принести подходы в свою команду, а нужно поменять окружающую действительность до этого.
Чек-лист готовности к работе Scrum-мастером
Домашние задания: 1
ДЗ
Попробуйте себя в роли HR-гадалки: определите, какие вакансии стоит занимать исходя из описания, а какие нет.. 1) Найдите на hh.ru 5 вакансий scrum-мастера
2) По каждой вакансии постарайтесь сделать анализ, насколько представление компании о роли Scrum-мастера соответствует Scrum Guide
3) Напишите небольшое эссе по этим 5 вакансиям, какая из них вам кажется наиболее перспективной с точки зрения нормальных условий для Scrum-команд.
Самостоятельный переход на Scrum
Вы сможете изучить методологию самостоятельного перехода к Scrum без использования платных консультантов и с прогнозируемым результатом.
Домашние задания: 1
ДЗ
Проанализируйте, что сейчас в ваших процессах критично отличается от Scrum и предстоит изменить. . Проанализируйте, что сейчас в ваших процессах критично отличается от Scrum и предстоит изменить.

Выделите 5 изменений в вашем подразделении, которые должны произойти в первую очередь до Scrum-революции.

Напишите короткий чек-лист изменений, приложите его в качестве домашней работы.
Модель Коттера внедрения изменений как лучший друг Scrum-мастера
Вы изучите одну из самых популярных моделей внедрения изменений, основанную на научном исследовании профессора Гарвард Бизнес Скул Джона Коттера, как реально внедряются изменения средних и крупных компаниях, длившемся более 20 лет.
Домашние задания: 1
ДЗ
Шаг за шагом, пропишите ваш план "захвата" вашей команды. 1. Для перечня изменений из предыдущего домашнего задания определите, какие изменения в оргструктуре сделают эти изменения неизбежными.
2. Попробуйте представить, кто может быть заинтересован в изменениях, которые важны для вас, и кому вы их будете “продавать”.
3. Составьте аргументацию для потенциальных участников команды перемен. Пришлите в качестве домашнего задания перечень должностей и предположительную аргументацию для них в виде списка.

Я обычно ориентируюсь на как можно более высокие позиции в компании, например, директора по развитию.
Вебинар
Минимальные инструменты бизнес-анализа. Дерево текущей действительности и дерево будущей действительности
Коучинг владельцев продуктов и топ-менеджмента
Подготовка владельца продукта к изменениям по итогам анализа. Типичные страхи и ограничения функциональных структур, с которыми предстоит работать
Вебинар
Коучинг топ-менеджмента как инструмент изменений, которые действительно приблизят команду к желаемому состоянию. Борьба с чувством обреченности в команде
Проведение Agile-трансформации
Как помочь людям избавиться от выученной беспомощности и раскрыть новые уровни улучшения процессов: межкомандная ретроспектива
Границы между ролями Scrum-мастера и Agile-коуча
Проведение "открытых" тренингов для тех, кто больше всего мешает вашему способу работы. Lego Scrum как способ превратить противников в сторонников
Коучинг продуктовнера и обучение его Scrum: где грань и какая польза от этих инструментов
Критерии успешности перехода на Scrum со стороны бизнеса, как понять цель и помочь команде туда дойти
Вебинар

Преподаватель

Андрей Павленко
В настояще время фриланс-консультант по Agile-трансформациям компаний, организационным и культурным изменениям, командообразованию. Ведет тренинги и учебные курсы по Agile, Scrum, Kanban. Персональный и командный коуч.

В IT с начала 2000-х. Работал программистом, тимлидом в больших и средних компаниях; техническим директором - в нескольких не очень больших стартапах. В 2014-м году, как раз работая техническим директором в одном финтех-стартапе, в очередной раз столкнулся с типичными проблемами менеджмента и увидел выход из создавшегося тупика в следовании Agile-культуре и организации работы в компании по Scrum.

После успешной трансформации финтех-стартапа поработал Scrum-мастером и Agile-коучем в крупных и средних компаниях в России (средних размеров онлайн-агентство по продаже авиабилетов и очень крупный телеком-оператор) и за рубежом (крупная компания игровой индустрии, Латвия). Получил неоценимый опыт как успехов, так и неудач.

Изучает одно из направлений психотерапии, так как уверен, что роль Scrum-мастера и Agile-коуча глубоко психологична, и соответствующие знания и навыки приносят большую пользу (а иногда и просто необходимы!) в такой работе.

Сертифицированный скрам-мастер (CSM) от Scrum Alliance с 2014-го года.