Открытый вебинар «Многопоточность в Java. Базовые примитивы синхронизации.» 21.06.2018 в 20:00 | OTUS
⚡Подписка от OTUS!
Собери свой пул курсов на выгодных условиях. Подробности в чате →
Написать в чат

Курсы

Программирование
Unity Game Developer. Basic
-15%
Разработчик программных роботов (RPA) на базе UiPath и PIX
-6%
Разработчик C#
-8%
Алгоритмы и структуры данных
-8%
Backend-разработчик на PHP
-8%
JavaScript Developer. Professional
-9%
iOS Developer. Professional
-8%
Базы данных
-12%
C# ASP.NET Core разработчик
-6%
Python Developer. Basic
-10%
Java Developer. Professional Web-разработчик на Python Android Developer. Basic PostgreSQL Software Architect Reverse-Engineering. Professional Kotlin Backend Developer React.js Developer VOIP инженер Нереляционные базы данных Scala-разработчик Супер-практикум по использованию и настройке GIT IoT-разработчик JavaScript Developer. Basic Advanced Fullstack JavaScript developer Unity Game Developer. Professional Супер-интенсив Azure
Инфраструктура
Супер-интенсив "Версионирование и командная работа с помощью Git"
-30%
Administrator Linux. Professional
-5%
Супер-интенсив «CI/CD или Непрерывная поставка с Docker и Kubernetes»
-30%
Разработчик программных роботов (RPA) на базе UiPath и PIX
-6%
Administrator Linux. Advanced
-8%
Infrastructure as a code in Ansible
-12%
Network engineer
-4%
MS SQL Server Developer
-8%
Cloud Solution Architecture Highload Architect Разработчик голосовых ассистентов и чат-ботов Мониторинг и логирование: Zabbix, Prometheus, ELK Супер-практикум по работе с протоколом BGP Супер - интенсив по паттернам проектирования Супер - интенсив по Kubernetes Архитектор сетей Супер-интенсив «IaC Ansible»
Специализации Курсы в разработке Подготовительные курсы
+7 499 938-92-02
Проходил 21 июня 2018 года в 20:00

Открытый вебинар
Многопоточность в Java. Базовые примитивы синхронизации.

Открытый вебинар онлайн

Рассмотрим, в чем сложность разработки многопоточных программ на Java.
Также обсудим базовые средства работы с потоками в JVM и ряд примеров, связанных с главой 17 JLS.
Преподаватель
Сергей Петрелевич

Запись

О курсе

Java Developer. Professional
100 000 ₽ 92 500 ₽
Начало в марте
Вы получите практику решения сложных задач с подробным код ревью от экспертных Java-разработчиков. Часто в работе junior или middle специалист ограничен однотипными заданиями своего уровня — наша программа решает эту проблему профессионального роста. Вы освоите широкий спектр навыков: алгоритмы и сборщики мусора, байт-код и classloader, паттерны и тестирование, работу с окружением — логирование, jdbc и Hibernate, библиотеки и фреймворки, многопоточность …
Программа курса
Модуль 1
Язык и платформа Java
Модуль 2
Проектирование
Модуль 3
Работа с окружением
Модуль 4
Spring
Модуль 5
Многопоточность
Модуль 6
Проектная работа
Язык и платформа Java
В этом модуле изучаются фундаментальные основы работы Java Virtual Machine (JVM) и "тонкие" аспекты языка Java. В результате обучения студент сможет достаточно подробно рассказать как выполняется Java программа и что проиходит "под капотом".
Подготовка к курсу. ДЗ
познакомиться с программой курса;
рассмотреть основные инструменты.
Домашние задания: 1
ДЗ
Проект gradle с модульной структурой. 1) Создайте аккаунт на github.com (если еще нет)
2) Создайте репозиторий для домашних работ
3) Сделайте checkout репозитория на свой компьютер
4) Создайте локальный бранч hw01-gradle
5) Создать проект gradle
6) В проект добавьте последнюю версию зависимости
<groupId>com.google.guava</groupId>
<artifactId>guava</artifactId>
7) Создайте модуль hw01-gradle
8) В модуле сделайте класс HelloOtus
9) В этом классе сделайте вызов какого-нибудь метода из guava
10) Создайте "толстый-jar"
11) Убедитесь, что "толстый-jar" запускается.
12) Сделайте pull-request в gitHub
13) Ссылку на PR отправьте на проверку (личный кабинет, чат с преподавателем).

При желании, можно сделать maven-проект и далее на курсе работать с maven-ом.
Для Maven инструкция аналогичная (просто в тексте замените Gradle на Maven).
Дополнение к gradle, история изменения языка
углубить знания о gradle;
познакомиться с текущей ситуацией в мире java.
QA и тестирование
познакомиться с junit и mockito;
объяснить на примере, что такое "тестируемое приложение"
Контейнеры и алгоритмы. ДЗ
познакомиться с Generic-ами в Java и со стандартными коллекциями.
Домашние задания: 1
ДЗ
Применение коллекций. надо сдалать todo в классах из пакета homework.
Все тесты должны проходить.
Предполалается использование встроенного в jdk функционала, поэтому реализация методов должны быть буквально из нескольких строк.

Инструменты для преобразования контейнеров, unsafe, jmh
объяснить на примере принципы создания коллекций;
познакомиться с пакетом unsafe, утилитой JMH и популярными библиотеками коллекций.
19 января, 20:00 — 21:30
Лектор: Сергей Петрелевич
Аннотации. ДЗ
познакомиться с механизмом Reflection;
объяснить, что такое Аннотации и как их можно сделать.
22 января, 20:00 — 21:30
Лектор: Виталий Куценко
Домашние задания: 1
ДЗ
Свой тестовый фреймворк. Написать свой тестовый фреймворк.

Поддержать свои аннотации @Test, @Before, @After.

Запускать вызовом статического метода с именем класса с тестами.

Т.е. надо сделать:
1) создать три аннотации - @Test, @Before, @After.
2) Создать класс-тест, в котором будут методы, отмеченные аннотациями.
3) Создать "запускалку теста". На вход она должна получать имя класса с тестами, в котором следует найти и запустить методы отмеченные аннотациями и пункта 1.
4) Алгоритм запуска должен быть следующий::
метод(ы) Before
текущий метод Test
метод(ы) After
для каждой такой "тройки" надо создать СВОЙ объект класса-теста.
5) Исключение в одном тесте не должно прерывать весь процесс тестирования.
6) На основании возникших во время тестирования исключений вывести статистику выполнения тестов (сколько прошло успешно, сколько упало, сколько было всего)
Lombok
познакомиться с технологиями annotation Processor и возможностями Lombok.
26 января, 20:00 — 21:30
Лектор: Вячеслав Лапин
Сборщик мусора. ДЗ
познакомиться со сборщиком мусора в Java.
29 января, 20:00 — 21:30
Лектор: Виталий Куценко
Домашние задания: 1
ДЗ
Сравнение разных сборщиков мусора. Написать приложение, которое следит за сборками мусора и пишет в лог количество сборок каждого типа
(young, old) и время которое ушло на сборки в минуту.

Добиться OutOfMemory в этом приложении через медленное подтекание по памяти
(например добавлять элементы в List и удалять только половину).


Настроить приложение (можно добавлять Thread.sleep(...)) так чтобы оно падало
с OOM примерно через 5 минут после начала работы.

Собрать статистику (количество сборок, время на сборки) по разным GC.

!!! Сделать выводы !!!
ЭТО САМАЯ ВАЖНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ:
Какой gc лучше и почему?

Выводы оформить в файле Сonclusions.md в корне папки проекта.
Результаты измерений сведите в таблицу.

Попробуйте провести этот эксперимент на небольшом хипе порядка 256Мб, и на максимально возможном, который у вас может быть.
Углубленные основы (примитивные типы, Remote debug, Hot swap)
объяснить детали устройства типов данных в Java;
познакомиться с механизмами Remote Debug и Hot swap;
познакомиться с утилитой Jol.
2 февраля, 20:00 — 21:30
Лектор: Сергей Петрелевич
Байт код, class-loader, инструментация, asm. ДЗ
познакомиться с принципами работы виртуальной машины Java, ClassLoader-ами и байт-кодом.
5 февраля, 20:00 — 21:30
Лектор: Сергей Петрелевич
Домашние задания: 1
ДЗ
Автоматическое логирование.. Разработайте такой функционал:
метод класса можно пометить самодельной аннотацией @Log, например, так:

class TestLogging {
@Log
public void calculation(int param) {};
}

При вызове этого метода "автомагически" в консоль должны логироваться значения параметров.
Например так.

class Demo {
public void action() {
new TestLogging().calculation(6);
}
}

В консоле дожно быть:
executed method: calculation, param: 6

Обратите внимание: явного вызова логирования быть не должно.

Учтите, что аннотацию можно поставить, например, на такие методы:
public void calculation(int param1)
public void calculation(int param1, int param2)
public void calculation(int param1, int param2, String param3)

P.S.
Выбирайте реализацию с ASM, если действительно этого хотите и уверены в своих силах.
Java 8
рассмотреть введение в функциональное программирование (ФП);
познакомиться с возможностями ФП, которые появились в Java 8.
9 февраля, 20:00 — 21:30
Лектор: Виталий Куценко
Проектирование
В этом модуле рассматриваются принципы проектирования SOLID и паттерны проектирования GOF.
В ходе выполнения Домашних Работ студент сможет на практике научиться применять паттерны проектирования и их комбинации.
Концепты проектирования ООП. ДЗ
объяснить принципы SOLID и общие критерии идеальной архитектуры.
19 февраля, 20:00 — 21:30
Лектор: Павел Стрекалов
Домашние задания: 1
ДЗ
Эмулятор банкомата. Написать эмулятор АТМ (банкомата).

Объект класса АТМ должен уметь:
- принимать банкноты разных номиналов (на каждый номинал должна быть своя ячейка)
- выдавать запрошенную сумму минимальным количеством банкнот или ошибку если сумму нельзя выдать
Это задание не на алгоритмы, а на проектирование.
Поэтому оптимизировать выдачу не надо.
- выдавать сумму остатка денежных средств

В этом задании больше думайте об архитектуре приложения.
Не отвлекайтесь на создание таких объектов как: пользователь, авторизация, клавиатура, дисплей, UI (консольный, Web, Swing), валюта, счет, карта, т.д.
Все это не только не нужно, но и вредно!
Behavioral patterns
объяснить поведенческие паттерны проектирования
26 февраля, 20:00 — 21:30
Creational patterns
рассмотреть "создающие" паттерны проектирования
2 марта, 20:00 — 21:30
Лектор: Павел Стрекалов
Structural patterns. ДЗ
рассмотреть структурные паттерны проектирования
5 марта, 20:00 — 21:30
Лектор: Сергей Петрелевич
Домашние задания: 1
ДЗ
Обработчик сообщений. Реализовать todo из модуля homework.
Работа с окружением
Этот блок посвящен вопросам взаимодействия java-приложения с внешним миром.

Рассматриваются операции с файловой системой, механизмы сериализации/десериализации объектов.

Большое внимание уделяется работе с реляционными базами данных. Подробно изучаются jdbc и Hibernate. При этом не забываем про noSQL. В качестве примера работы с noSQL рассматривается реактивное взаимодействие с MongoDb.

Особое внимание уделяется разработке Web-серверов. Изучаем TomCat как пример контейнера war-приложений и Jetty - как встроенный web-сервер, учимся применять технологию web-сокетов.

В качестве примера Dependency Injection изучаем Spring и Spring Boot.
Сериализация. ДЗ
познакомиться с функционалом сериализации объектов.
9 марта, 20:00 — 21:30
Лектор: Сергей Петрелевич
Домашние задания: 1
ДЗ
Cвой json object writer. Напишите свой json object writer (object to JSON string) аналогичный gson на основе javax.json.

Gson это делает так:
Gson gson = new Gson();
AnyObject obj = new AnyObject(22, "test", 10);
String json = gson.toJson(obj);

Сделайте так:
MyGson myGson = new MyGson();
AnyObject obj = new AnyObject(22, "test", 10);
String myJson = myGson.toJson(obj);

Должно получиться:
AnyObject obj2 = gson.fromJson(myJson, AnyObject.class);
System.out.println(obj.equals(obj2));

Поддержите:
- примитивные типы и Wrapper-ы (Integer, Float и т.д.)
- строки
- массивы примитивных типов
- коллекции (interface Collection)

Не забываться, что obj может быть null :)
NIO. Логирование
познакомиться с методами логирования в Java;
познакомиться с NIO.
12 марта, 20:00 — 21:30
Лектор: Сергей Петрелевич
JDBC. ДЗ
познакомиться с транзакцией в реляционной СУБД и jdbc.
16 марта, 20:00 — 21:30
Лектор: Сергей Петрелевич
Домашние задания: 1
ДЗ
Самодельный ORM. Работа должна использовать базу данных в docker-контейнере .

Создайте в базе таблицу Client с полями:

• id целое число
• name строка
• age целое число

Создайте свою аннотацию @Id

Создайте класс Client (с полями, которые соответствуют таблице, поле id отметьте аннотацией).

Реализуйте интерфейс JdbcMapper<T>, который умеет работать с классами, в которых есть поле с аннотацией @Id. ?JdbcMapper<T> должен сохранять объект в базу и читать объект из базы.
Для этого надо реализовать оставшиеся интерфейсы из пакета mapper.
Таким обзазом, получится надстройка над DbExecutor<T>, которая по заданному классу умеет генерировать sql-запросы.
А DbExecutor<T> должен выполнять сгенерированные запросы.

Имя таблицы должно соответствовать имени класса, а поля класса - это колонки в таблице.
Проверьте его работу на классе Client.

Создайте еще одну таблицу Account:
• no строка
• type строка
• rest число с плавающей точкой

Создайте для этой таблицы класс Account и проверьте работу JdbcMapper на этом классе.
Общие вопросы работы с СУБД, архитектура РСУБД
оптимизировать SQL-запросы
19 марта, 20:00 — 21:30
Лектор: Павел Стрекалов
Hibernate
познакомиться с Hibernate.
23 марта, 20:00 — 21:30
Лектор: Александр Оруджев
JPQL. ДЗ
познакомиться с Connection Pool;
проанализировать методы конструирования запросов в Hibernate.
26 марта, 20:00 — 21:30
Лектор: Виталий Куценко
Домашние задания: 1
ДЗ
Использование Hibernate. Работа должна использовать базу данных в docker-контейнере .

Возьмите за основу предыдущее ДЗ (Самодельный ORM),
используйте предложенный на вебинаре api (пакет ru.otus.core, вебинар про Hibernate).
и реализуйте функционал сохранения и чтения объекта User через Hibernate.
(Рефлексия больше не нужна)
Конфигурация Hibernate должна быть вынесена в файл.

Добавьте в User поля:
адрес (OneToOne)
class AddressDataSet {
private String street;
}
и телефон (OneToMany)
class PhoneDataSet {
private String number;
}

Разметьте классы таким образом, чтобы при сохранении/чтении объека User каскадно сохранялись/читались вложенные объекты.

ВАЖНО.
1) Hibernate должен создать только три таблицы: для телефонов, адресов и пользователей.
2) При сохранении нового объекта не должно быть update-ов.
Посмотрите в логи и проверьте, что эти два требования выполняются.
Типы ссылок. Кэширование. ДЗ
объяснить какие в java есть виды ссылок и для чего они нужны;
оценить как устроены кэши;
познакомиться с "промышленным" кэшом Ehcache.
30 марта, 20:00 — 21:30
Лектор: Сергей Петрелевич
Домашние задания: 1
ДЗ
Свой cache engine . Закончите реализацию MyCache из вебинара.
Используйте WeakHashMap для хранения значений.

Добавьте кэширование в DBService из задания про Hibernate ORM или "Самодельный ORM".
Для простоты скопируйте нужные классы в это ДЗ.

Убедитесь, что ваш кэш действительно работает быстрее СУБД и сбрасывается при недостатке памяти.
No SQL
познакомиться с noSQL базами данных;
объяснить отличия SQL от noSQL, когда и что следует использовать;
познакомиться с MongoDB.
2 апреля, 20:00 — 21:30
Лектор: Александр Оруджев
Web сервер. ДЗ
объяснить на примере Jetty принципы работы Web-сервера и servlet API
6 апреля, 20:00 — 21:30
Лектор: Александр Оруджев
Домашние задания: 1
ДЗ
Веб сервер. Встроить веб-сервер в приложение из ДЗ про Hibernate ORM (или в пример из вебинара встроить ДЗ про Hibernate :)).
Сделать стартовую страницу, на которой админ должен аутентифицироваться.
Сделать админскую страницу для работы с пользователями.
На этой странице должны быть доступны следующие функции:
- создать пользователя
- получить список пользователей
Spring
Dependency injection. ДЗ
объяснить фундаментальные основы Inversion of Control (IoC) и Dependency Injection (DI)
16 апреля, 20:00 — 21:30
Лектор: Александр Оруджев
Домашние задания: 1
ДЗ
Домашнее задание (Собственный IoC контейнер). Обязательная часть:

- Скачать заготовку приложения тренажера таблицы умножения из репозитория с примерами
- В классе AppComponentsContainerImpl реализовать обработку, полученной в конструкторе конфигурации, основываясь на разметке аннотациями из пакета appcontainer.
Так же необходимо реализовать методы getAppComponent
- В итоге должно получиться работающее приложение. Менять можно только
класс AppComponentsContainerImpl

Дополнительное задание (можно не делать):
- Разделить AppConfig на несколько классов и распределить по ним создание компонентов. В AppComponentsContainerImpl добавить конструктор, который обрабатывает несколько классов-конфигураций

Дополнительное задание (можно не делать):
- В AppComponentsContainerImpl добавить конструктор, который принимает на вход имя пакета, и обрабатывает все имеющиеся там классы-конфигурации (см. зависимости в pom.xml)
Spring Boot. Spring MVC
познакомиться со Spring Boot;
объяснить, что такое Spring Boot и как им пользоваться;
объяснить Spring MVC.
20 апреля, 20:00 — 21:30
Лектор: Александр Оруджев
Asynchronous Web applications
познакомиться с устройством стартеров Spring Boot.
объяснить как можно сделать асинхронный web-сервис на java;
23 апреля, 20:00 — 21:30
Лектор: Сергей Петрелевич
Spring Data Jdbc. ДЗ
познакомитться с фреймворком Spring Data Jdbc
27 апреля, 20:00 — 21:30
Лектор: Сергей Петрелевич
Домашние задания: 1
ДЗ
Веб-приложение на Spring Boot. - Взять за основу ДЗ к вебинару Занятие «Web сервер. ДЗ», но без страница логина.
- Вместо Jetty использовать Spring Boot
- Работу с базой данных реализовать на Spring Data Jdbc
- В качестве движка шаблонов использовать Thymeleaf
Если Thymeleaf не нравится, используйте чистый HTML и JavaScript

Авторизацию и аутентификацию делать не надо.
Многопоточность
Этот модуль посвящен многопоточности в разных ее проявлениях.
Начинаем изучение с разбора Java Memory Model, какова цель ее создания, что решается и как это использовать.
Заканчиваем Completable Future.
Начинаем разрабатывать многопоточные приложения и переходим к разработке многопроцессорных приложений - приложения, отдельные части которых работают на разных хостах.

Чтобы понять как объединить такие приложения, изучаем блокирующие и неблокирующие сокеты (NIO).
Thread
познакомиться с основными принципами многопоточности;
объяснить как управлять потоками в Java.
7 мая, 20:00 — 21:30
Лектор: Виталий Куценко
JMM
познакомиться с основными проблемами многопоточности;
объяснить зачем придумали JMM;
рассмотреть основные положения JMM.
11 мая, 20:00 — 21:30
Лектор: Сергей Петрелевич
Executors. ДЗ
познакомиться с пулами потоков в Java.
14 мая, 20:00 — 21:30
Лектор: Виталий Куценко
Домашние задания: 1
ДЗ
Последовательность чисел. Два потока печатают числа от 1 до 10, потом от 10 до 1.
Надо сделать так, чтобы числа чередовались, т.е. получился такой вывод:
Поток 1:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2 3 4....
Поток 2: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2 3....

Всегда должен начинать Поток 1.
Message System. ДЗ
познакомиться с потокобезопасными контейнерами;
познакомиться с паттерном - "система обмена сообщениями".
18 мая, 20:00 — 21:30
Лектор: Александр Оруджев
Домашние задания: 1
ДЗ
MessageSystem. Добавить систему обмена сообщениями в ДЗ про веб сервер с IoC контейнером
(тут проще использовать Spring Boot).
Пересылать сообщения из вебсокета в DBService и обратно.

Как работать с вебсокетами смотрите пример из вебинара «Asynchronous Web applications».

MessageSystem добавьте как модуль, по примеру из вебинара.
Многопроцессные приложения. ДЗ
проанализировать сетевое взаимодействие в java.
объяснить принципы работы "клиент-серверного" приложения в Java
21 мая, 20:00 — 21:30
Лектор: Александр Оруджев
Домашние задания: 1
ДЗ
MessageServer. Cервер из предыдущего ДЗ про MessageSystem разделить на три приложения:
• MessageServer
• Frontend
• DBServer
Запускать Frontend и DBServer из MessageServer.
Сделать MessageServer сокет-сервером, Frontend и DBServer клиентами.
Пересылать сообщения с Frontend на DBService через MessageServer.

Запустить приложение с двумя серверами фронтенд и двумя серверами баз данных на разных портах.
Если у вас запуск веб приложения в контейнере, то MessageServer может копировать root.war в контейнеры при старте
NIO
рассмотреть основы сетевых возможностей NIO.
25 мая, 20:00 — 21:30
Лектор: Сергей Петрелевич
Netty
рассмотреть основные принципы работы Netty.
28 мая, 20:00 — 21:30
Лектор: Сергей Петрелевич
Проектная работа
Заключительный месяц курса посвящен проектной работе. Свой проект - это то, что интересно писать студенту. То, что можно создать на основе знаний, полученных на курсе.
При этом не обязательно закончить его за месяц, однако к защите надо разработать действующий прототип, который пояснит идею проекта.

В процессе написания по проекту можно получить консультации преподавателей.

Для достижения результата работа над проектом организуется в виде недельных итераций.

Проект должен стать примером кода, который можно показывать потенциальным работодателям.

Студет может самостоятельно выбрать технологии из числа изученных на курсе и/или использовать что-то дополнительно.

Примеры тем:
- телеграм-бот
- распределенный кэш
- web сервер (разберите протокол)
- socket сервер на NIO (как netty)
- свой ORM
- кэш для hibernate
Выбор темы и организация проектной работы
выбрать и обсудить тему проектной работы;
спланировать работу над проектом;
ознакомиться с регламентом работы над проектом.
1 июня, 20:00 — 21:30
Лектор: Виталий Куценко
Домашние задания: 1
ДЗ
Проектная работа. Заключительный месяц курса посвящен проектной работе. Свой проект это то, что интересно писать студенту. То, что можно создать на основе знаний, полученных на курсе.
При этом не обязательно закончить его за месяц. В процессе написания по проекту можно получить консультации преподавателей.

Проект должен стать примером кода, который можно показывать потенциальным работодателям.

Примеры тем проекта:
- web сервер (разберите протокол)
- socket сервер на NIO (как netty)
- свой ORM
- распределенный кэш
- кэш для hibernate
Консультация по проектам и домашним заданиям
получить ответы на вопросы по проекту, ДЗ и по курсу.
4 июня, 20:00 — 21:30
Лектор: Вячеслав Лапин
Защита проектных работ
защитить проект и получить рекомендации экспертов.
8 июня, 20:00 — 21:30
Лектор: Александр Оруджев

Преподаватель

Сергей Петрелевич
java-разработчик
В отрасли с 2003 года. Программировать начал со времен ZX-Spectrum. 8 лет в разработке банковских процессинговых систем пластиковых карт.

Занимался разработкой «коробочных» систем для внешних заказчиков, разработкой систем для внутренних заказчиков. В 2003 году с отличием закончил Магнитогорский Государственный Институт им. Носова, специальность — промышленная электроника.

Компании: Магнитогорский Металлургический Комбинат, Компас+, Borlas, СМП Банк.

Интересы: JavaScript, многопоточное программирование, сборщики мусора в Java.

Сдал экзамен Oracle по Java: Oracle Certified Professional, Java SE 8 Programmer
Преподаватель курсов:
Java Developer. Professional