Зачем разработчикам преподавать?

В OTUS преподают не теоретики, а практикующие специалисты из IT-отрасли: программисты, тестировщики, руководители, data-инженеры... Но почему они это делают?

Зачем, например, тимлиду, человеку с достаточно большой нагрузкой и серьезной ответственностью, нагружать себя еще и подготовкой программы, проведением вебинаров, проверкой домашних заданий? Почему программисты, работающие часы напролет над очередным проектом, тратят своё личное время на преподавание, открытые уроки, воркшопы?

Об этом мы и спросили преподавателей OTUS. Результат — перед вами. Среди отзывов вы встретите мнения как опытных, так и начинающих преподавателей в OTUS.

Дмитрий Шебордаев

Должность: руководитель отдела разработки технологий в Rambler&Co. В OTUS: преподаватель и руководитель курса «Разработчик C++».

«В течение нашей карьеры, хотим мы этого или нет, у нас накапливается опыт. В самом начале мы стремимся работать с теми, за кем можем расти. В какой-то момент можно обнаружить, что накопленного опыта так много, что реализовать его становится все сложнее и сложнее, поскольку мы физически ограничены своими возможностями.

Личный опыт можно сбрасывать на своих более молодых коллег, однако и здесь довольно быстро можно упереться в размер команды или величину бюджета.

Существует ещё один способ сбросить лишний опыт — это преподавание. Если есть ощущение, что вы подошли к границе излишней квалификации или перед вами стоит вопрос, куда двигаться дальше, — передача своих знаний другим людям может быть таким решением или ответом».

Александр Пряхин

Должность: технический директор E-Commerce проекта. В OTUS: преподаватель и руководитель курсов «IT-Recruiter», «Backend-разработчик на PHP», «Framework Laravel», «Team Lead 2.0».

«Преподавание требует уверенности в том, что знаешь и говоришь, иначе тебя съедят. В результате ты волей-неволей раз за разом всё глубже погружаешься в предметную область, структурируя ее у себя в голове. И это один из основных профитов: преподавая — ты учишься. Ты вынужден быть впереди, знать современные аспекты, уметь отвечать на каверзные вопросы. Таким образом, преподавание — это отличный способ структурировать и углубить свои собственные знания.

Преподавание лечит боязнь публики. После работы с живой аудиторией выступать на конференциях становится несложно, ведь, в отличие от студентов, на конференции народ обычно настроен в отношении тебя более позитивно.

Лично из моего опыта: преподавание не должно становиться для программиста заработком — это хобби, которое в первую очередь должно приносить удовольствие, а не только доход. Иначе неумолимо падает качество обучения».

Михаил Горшков

Должность: разработчик в Лаборатории Касперского. В OTUS: преподаватель курса «Алгоритмы для разработчиков».

«Преподавание для меня — это возможность научить других и поучиться самому. Кроме того, я пошел в преподавание для повышения уровня коммуникативных навыков и уверенности в себе.

Больше всего меня поддерживает положительный фидбек от студентов и внутреннее ощущение подъема после вебинаров. Лучшее занятие, приносящее удовлетворение, — это сложное по тематике занятие, по окончании которого я вижу, что студенты что-то поняли. Если же говорить о трудностях — то это катастрофическая нехватка времени. Впрочем, трудности преодолимы».

Павел Викирюк

Должность: оператор связи MVNO, DevOps-инженер. В OTUS: преподаватель курсов «Безопасность Linux» и «Администратор Linux».

«Получил новые ощущения от боевых занятий, которых раньше не испытывал, своей значимости, повысилась вера в меня самого, что я, оказывается, умею донести студентам ту мысль, которую понял когда-то сам, сделать это в понятной форме так, чтобы отложилось. Очень мотивирует и тот факт, что некоторые студенты пишут, что занятие реально оказалось полезным.

Основная трудность, с которой я столкнулся, — это невозможность за два академических часа объять тему, по которой написана не одна толстенная книга со схемами и прочим. Поэтому укладываться удается только в бо́льший объем времени. Правда, судя по количеству студентов в начале и в конце занятия, многим действительно реально интересно.

Что касается уверенности в преподавании, то ее отчаянно не хватает, но я полагаюсь на свой опыт и верю, что всегда сумею рассказать аудитории что-то по-настоящему полезное. И, судя по всему, у меня это получается».

Сергей Петрелевич

Должность: Java-разработчик в Технологическом центре Deutche Bank. В OTUS: преподаватель курсов «Разработчик на Spring Framework», «Разработчик Java».

«Я стал преподавателем, чтобы лучше узнать технологические особенности, систематизировать знания, увеличить узнаваемость в профессиональной среде. Меня вдохновляют рассказы студентов о том, что я им действительно помог: почти на каждом митапе или конференции ко мне подходят мои бывшие студенты, рассказывая о своих успехах и достижениях.

Что касается сложностей, то основная из них — это ленивые студенты. Многие напрягаться не хотят и ждут, когда им максимально все разжуют, а лучше еще и сделают».

Матвей Калинин

Программирует с 1990 года. В OTUS преподает на курсе «Алгоритмы для разработчиков».

«Всего в себе не унесешь. Твои знания прорастут в других и дадут результаты. Это сродни делегированию идей. Только не знаешь, что и как будет.

Больше всего в преподавании меня вдохновляет общение как следствие заинтересованности. Тут и динамика, и споры, и решения…

Из сложностей — у меня был вебинар, где чат был просто не нужен. Вопросы меняли течение настолько быстро, что пока напишешь ответ, вопрос уже терял свою актуальность.

Считаю, что ученик знает, чего хочет. Но он в темной комнате. Учитель может осветить пространство, но шаг делает сам ученик».

Присоединиться к команде преподавателей OTUS можете сегодня и вы, оставив заявку на нашем сайте. Расширьте свои возможности и делитесь знаниями со студентами из любой точки земного шара!