ФСА на примере заключения договора с клиентом

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) — штука известная и учебников по нему много. Метод позволяет оценить реальную себестоимость какого-либо процесса в компании. Давайте рассмотрим простой пример, который покажет нам, как забавно иногда ФСА может работать.

В общих чертах ФСА выглядит так

У вас есть описанный бизнес-процесс, в нём выделены задачи. Для каждой задачи в бизнес-процессе вы можете определить себестоимость (например, среднюю), исходя из необходимых трудозатрат и ресурсов. Тогда себестоимость вашего процесса — просто сумма себестоимостей задач.

На практике всё немного сложнее: как правило, для производства продукции или оказания услуги вам нужно учесть множество взаимосвязанных процессов, каждый из которых ещё и имеет различную степень ветвления. Поэтому для альтернативного определения себестоимости продукции данный метод, несмотря на свою точность, может оказаться более трудоёмким, чем классический.

Но даже частичное использование ФСА может принести определённую пользу для управленческих решений. В школе нас учили, что «от перемены мест слагаемых сумма не меняется», но дьявол кроется в деталях…

ФСА на примере заключения договора с клиентом

Возьмём понятный всем пример — подписание договора с клиентом. В компании, занимающейся продажей физическим лицам каких-нибудь нестандартных продуктов или услуг, это часто входит в предпродажный этап. Допустим, мы сделали клиенту коммерческое предложение. Он согласился, и теперь нужно подписать договор. Но договор нужно подписать с двух сторон, а клиент может успеть передумать.

Часть этого процесса может выглядеть так: А может вот так: С точки зрения процессного управления обе диаграммы верны. Но, допустим, что мы заморочились и собрали статистику по задачам процесса, в результате чего выяснилось, что после одобрения коммерческого предложения клиент в 70 % случаев подписывает договор, а в 30 % соскакивает.

А ещё если мы знаем, сколько нам стоит каждая задача (срок исполнения, стоимость рабочего времени исполнителя, бумага, транспортные расходы и т. п.), то может получиться такая картина (цифры примерные): Тогда для 1-го варианта процесса первый путь процесса стоит: (500 + 300 + 100 + 100) = 1000 руб., а второй путь (500 + 300 + 100 + 0) = 900 руб. С учётом вероятностей путей процесса средняя стоимость процесса получается: (1000×0,7 + 900×0,3) = 970 руб.

Если выполнять задачи с той же стоимостью, но в другой последовательности, то для 2-го варианта процесса получим для 1-го пути те же: (500 + 100 + 100 + 300) = 1000 руб., а для второго пути: (500 + 100 + 0 + 0) = 600 руб. Что с учётом вероятностей даёт: (1000×0,7 + 600×0,3) = 880 р.

И вуаля!

Конечно, на практике всё будет зависеть от чувства собственной важности лица, подписывающего документы. Но ват так простой перестановкой задач безо всякого сложного реинжиниринга мы на каждом экземпляре процесса экономим 90 руб. А дальше уже эффект масштаба.

Всем удачного бизнес-анализа и не забывайте оставлять комментарии!