Особенности работы бизнес-аналитика в IT

Работа бизнес-аналитика в сфере IT имеет свою специфику. Если в других отраслях такие специалисты изучают ситуацию в бизнесе клиента и занимаются поиском способов улучшения этой ситуации, то, когда речь идет об IT-компаниях, бизнес-аналитики анализируют потребности и ожидания заказчика, что позволяет им создавать детальные требования к ПО, которое затем разрабатывается. Что же, давайте детальнее рассмотрим, что конкретно делает бизнес-аналитик на IT-проекте, за какую документацию несет ответственность, каким образом участвует в бизнес-процессах.

Прежде всего, стоит сказать, что нередко данного эксперта называют аналитиком требований, но на практике его задачи не ограничиваются лишь анализом требований. Так чем же конкретно занимается бизнес-аналитик в сфере информационных технологий?

Также важно понимать, что на IT-проектах аналитик является, по сути, мостом между заказчиком и командой разработки – если хотите, посредником, который помогает сторонам лучше понимать друг друга. Причем нередко такой специалист может выполнять как системный, так и бизнес-анализ. В данной ситуации под системным анализом понимается преобразование информации о бизнесе клиента в конкретные требования к программному обеспечению.

Этапы работы

Этап № 1: оценка запросов

В идеальном случае бизнес-аналитик начинает свою работу на этапе предпродажи, то есть в самом начале обращения клиента в IT-компанию. На этой стадии технические специалисты (эксперты со стороны разработки) совместно с бизнес-аналитиком и менеджером по продажам определяют, какое технологическое решение требуется, какой объем работы предстоит. Появляется понимание, с какими проблемами может столкнуться заказчик, как их избежать.

Полученная информация конвертируется в технический документ Vision and Scope (концепция и границы решения). В этом документе аналитик фиксирует заинтересованные стороны, функции ПО, предстоящие к имплементации, а также приоритеты проекта и поставленные бизнес-цели. При разработке документа применяются различные шаблоны, помогающие не упустить важные детали будущего проекта.

Этап № 2: извлечение требований

Сбор требований является одним из наиболее ответственных этапов в работе современного специалиста по бизнес-анализу. По сути, чем более подробные требования будут составлены, тем качественнее будет результат проекта.

Что подразумевается под требованиями в IT? Скажем так, в требованиях подробно раскрываются функции программного обеспечения, нужные для решения обозначенных проблем пользователей, а также условия, которым должно отвечать ПО с учетом, например, отраслевых стандартов.

Когда аналитик начинает сбор требований, он обращает внимание на ряд важных аспектов, а именно:

1) выгоды, получаемые бизнесом от технологического решения; 2) конкретную значимость программы для пользователей, наиболее важные моменты; 3) какие отраслевые/корпоративные особенности бизнеса надо учесть в процессе реализации проекта.

При сборе данных происходит прямая коммуникация с заинтересованными сторонами -- это могут быть пользователи, отраслевые эксперты, инвесторы/спонсоры проекта. Но коммуникацией все не исчерпывается. Для оценки потребностей пользователей возможно применение анкетирования, а для изучения бизнес-процессов можно проанализировать особенности работы организации заказчика изнутри.

Собранную информацию необходимо систематизировать -- для этого используют подход моделирования бизнес-процессов -- графическое описание процессов с помощью диаграмм, карт, таблиц. На практике в бизнес-анализе для моделирования задействуют графические языки с конкретными нотациями (речь идет о системе условных обозначений). Наиболее популярные из этих языков:

  • BPMN (Business Process Management Notation);
  • UML (Unified Modeling Language).

BPMN

Условные обозначения в BPMN дают возможность представлять бизнес-процесс в качестве цепочки событий и условий. К примеру, используя BPMN-схему, вы сможете изобразить, как именно выполняется обработка заказа в магазине, а также какие в этом задействованы сотрудники. Созданная таким образом визуальная модель поможет лучше разобраться в вопросах предстоящей автоматизации этого бизнес-процесса. Из основных программных инструментов, используемых в целях моделирования в BPMN, можно вспомнить тот же Bizagi Modeler.

UML

Посредством UML появляется возможность описывать не только бизнес-процессы, но и какие-нибудь отдельные программные компоненты. Все дело в том, что в нотации присутствуют разные виды диаграмм (диаграммы классов, диаграммы объектов, диаграммы прецедентов и т. д.). Выполнять создание UML-диаграмм можно с помощью такого инструмента, как PlantUML, который способен автоматически преобразовывать текст в графические элементы.

Продолжение статьи читайте здесь.

По материалам https://www.scnsoft.by/blog/.