Несколько слов об эволюции менеджмента

Порою отдельные элементы мотивационных программ потрясают даже моё, весьма богатое, воображение: бутеры с безлактозным(!) сыром (есть люди, для которых это важно), обязательное присутствие в офисе 4 дня в неделю из пяти (есть люди, для которых это не важно?) и так далее.

А уж у работодателей не из «большой N-ки» вообще, простите, крышу рвёт. И с каждым днём появляются всё новые и новые фишки: спортзалы, скидки в барах, гаджеты, такси за счёт компании – ставки растут. Понятно, что это относится не ко всем и встречается не везде, но мы сейчас про «сливки IT».

Первое, кажущееся логичным, объяснение – работники зажрались, а работодатель потерял хватку и ему сели на шею. Это версия объясняет многое, но у меня есть другая, хотя и не менее утрированная.

Начнём с плантаций

Вместе с развитием человечества специфика управления людьми менялась. Менялась к лучшему. Но происходило это не потому, что мир становился добрее, а люди гуманнее, а потому что изменения диктовались необходимостью повышения эффективности менеджмента. То есть менеджмент, как один из элементов бизнеса, подчинён его конечной цели, которая состоит в получении максимальной прибыли.

Когда люди работали на плантациях, управление через наказание было вполне нормальным явлением, так как: – от работника требовалось лишь неукоснительно выполнять однотипный процесс, не представляющий большой сложности; – высокая профессиональная квалификация была не нужна; – один работник легко заменялся другим, ценность кадров была приблизительно одинаковой; – контроль выполнения работ не вызывал затруднений.

Потом произошла промышленная революция, появились машины. К станку невозможно было поставить совсем неподготовленного человека, поэтому отношение к работникам несколько изменилось. Следовательно, менеджмент не мог не эволюционировать и превратился в управление по процессу с контролем качества и контролем по процессу, т.е. на каждом этапе, квалифицированной рабочей силы.

В данной ситуации из формулы принуждения к труду исчезли физические наказания. Теперь эту роль выполняли определённые правила, обязанности и нормы. То есть сам подход к организации управления изменился. А на смену физическим наказаниям, пришли материальные взыскания.

Дальше — сложнее

Бизнес научился промышленно делать деньги не на физической силе, а на интеллекте и креативности. В какой-то момент оказалось, что количество прибыли может напрямую зависеть от творческих возможностей человека и его способности генерировать идеи.

И стало совершенно понятно, что этого невозможно добиться с помощью палки, обязательств, формальных ограничений, должностных инструкций, свода каких-либо правил. В результате появился целый комплекс мотивационных инструментов, так называемые «плюшки», которые так раздражают некоторых руководителей.

Однако этот итог вполне закономерен и является вынужденной мерой по управлению людьми, занятыми в сфере высококреативных творческих профессий, например, в IT. И пока этот способ считается наиболее эффективным.

Хотите узнать больше? Оставляйте вопросы в комментариях!