Тестирование мобильных приложений для людей с ограниченными возможностями (A11Y). Что важно знать?

Тестирование мобильной доступности с учётом правил A11Y — тема, которая обсуждается всё чаще. И обсуждают её компании разных размеров, которые готовятся выйти на новые рынки либо просто желают сделать приложение доступным для всех.

Как известно, A11Y определяет степень доступности компьютерной системы для всех людей, включая имеющих ограниченные возможности. И прежде чем мы продолжим разговор о тестировании доступности, давайте выясним, о каких конкретно людях идёт речь. Как правило, мы говорим про тех, кто: 1. Имеет нарушения зрения. 2. Имеет нарушения слуха. 3. Имеет нарушения мобильности. 4. Имеет различные сочетания этих нарушений. 5. Пожилых людей.

Нарушения зрения могут быть разными, начиная от неспособности различать цвета, заканчивая полным отсутствием зрения. При наличии проблем со слухом пользователю сложно или невозможно распознавать звуки. В случае нарушения мобильности, пользователю бывает, например, трудно управлять сенсорным экраном. Что касается пожилых людей, то у них нередко возникают когнитивные проблемы, поэтому им могут потребоваться различные вспомогательные технологии для чтения текста и т. д.

Как видите, существует множество групп людей, которые страдают, если приложение оптимизировано не для всех. Чтобы они могли это приложение использовать, нам следует обеспечить соблюдение правил доступности A11Y.

Концепция доступности

Существует несколько вещей, которые мы должны учитывать, говоря о тестировании доступности: 1. Правильное именование элементов специальных возможностей на экране. Соответствие соглашению об именовании типов элементов. 2. Правильный порядок при объявлении элементов через “читатель экрана”. 3. Правильная адаптация текста и элементов интерфейса к настройкам специальных возможностей мобильного устройства. 4. Возможность добавления дополнительных ярлыков или использовании внешней клавиатуры. 5. Обеспечение совместимости приложения с клавиатурой Брайля. 6. Возможность корректировки анимации и цвета/контрастности под конкретные потребности пользователя.

Почему мы должны сделать приложение доступным для всех категорий пользователей?

Все мы знаем, кто такие люди с ограниченными возможностями, и что мы должны им помогать в использовании приложений, но почему нам стоит вкладывать в это своё время и усилия? Существует целый ряд причин: 1. Расширение базы пользователей. Тут поможет предварительное исследование о том, сколько людей с ограниченными возможностями используют ваш продукт и какие у них проблемы. 2. Улучшение описания элементов пользовательского интерфейса. Это сделает приложение лучше и удобнее не только для людей с ослабленным зрением, но и для всех. Например, наведение курсора на изображение покажет правильное описание того, что изображено на картинке, пояснив любые сомнения. 3. Выход на новые рынки. Создание приложения, доступного для всех, может быть полезным для конкретной страны или рынка. Если мы решим, что придание этому приоритетного значения поможет нашему продукту двигаться вперед, то добавление таких функций действительно будет иметь смысл. 4. Иногда это обязательно. В некоторых странах обеспечение доступности для всех людей является обязательным условием и прописано в законодательстве.

Что такое мобильные приложения для людей с ограниченными возможностями?

Мобильное тестирование имеет свои особенности, и основное отличие от стационарных ПК заключается в гораздо меньшем доступном пространстве дисплея и отсутствии физической клавиатуры. Да, Bluetooth-клавиатуру можно подключить к мобильному устройству, но ведь мы, как правило, пользуемся смартфонами и планшетами за пределами дома или офиса.

По этой причине нам необходимо убедиться, что мы располагаем только самой актуальной информацией, предоставляемой пользователю. Как нам этого добиться? Пришло время поговорить о “читателях экрана” (screen readers) — программных средствах чтения с мобильных экранов.

Программы чтения с экрана для мобильных устройств

Применять необходимые изменения, чтобы сделать приложение более доступным, было бы бессмысленно, если бы мы не оптимизировали своё приложение для наиболее популярных программ чтения с экрана: 1. VoiceOver для iOS. 2. TalkBack для Android.

К счастью, по сравнению с настольным компьютером, для мобильных устройств доступно меньше программ чтения с экрана, что облегчает проверку тестировщикам. Основной целью скрин-ридеров является эффективное объявление элементов. Скрин-ридеры могут работать с небольшими различиями, но у них одна и та же цель — помогать пользователям с ограниченными возможностями перемещаться по приложению без изменения его функциональности.

Таким образом, речь идёт не об изменении приложения, а только о его улучшении для обеспечения нужного уровня доступности и удобства использования для этой категории пользователей.

Как сделать приложение оптимизированным для людей с ограниченными возможностями?

К сожалению, секретного рецепта, позволяющего приложению автоматически работать с “читателями экрана”, не существует. Наилучший подход — тестирование доступности на всех этапах разработки.

Доступность — это определенный процесс, который обычно включает следующие операции: 1. Добавление меток специальных возможностей для всех или основных элементов приложения. 2. Проверка, что чтение элементов экрана производится с учетом контекста конкретных диалогов и экранов приложения. 3. Использование дополнительных инструментов для анализа потенциальных проблем с доступностью, таких как WAVE и Developer Tools. 4. Проверка доступности со стороны людей с различными нарушениями, которые могут предоставить действительно ценную информацию о необходимых улучшениях (при наличии таковых в команде).

Вывод

Нет сомнений в том, что проблемы доступности должны решаться, а приложение должно быть дружественным для всех пользователей. Но главный вопрос остается открытым: сколько ресурсов готова инвестировать ваша компания, чтобы сделать приложение полностью доступным?

На самом деле, сложно достичь идеального состояния доступности. Но приложить соответствующие усилия важно и нужно.

Ваши пользователи будут вам благодарны за это.

Версия этой статьи на английском языке.