Как подготовить демо-занятие

В данной заметке речь пойдет о том, ПОЧЕМУ мы проводим демо-занятия, КАКИЕ элементы оно в себя включает, ЧЕГО не стоит делать при подготовке к нему и КАК оно должно выглядеть в итоге.

Авторы: Дарья Вьюнова, Олег Швец

Время чтения: 5 минут

Почему мы просим проводить демо-занятия

Быстрый способ понять, насколько человек готов преподавать - это увидеть как он планирует и ведет занятия. Так что, если у вас большой опыт преподавания, можно считать это тестовым заданием, если у вас нет опыта - это возможность попробовать, поучиться и понять, насколько вам это нравится. Поэтому мы просим всех кандидатов в преподаватели провести три демо-занятия: одно демо-занятие на 15 минут и два на 30 минут.

Именно такое количество занятий, по нашему опыту, позволяет увидеть динамику изменений при проведении занятий (то есть насколько преподаватель готов менять занятие в зависимости от аудитории), а также преподавателям без опыта подготовиться к началу работы.

Обычно пятнадцати-тридцати минут достаточно, чтобы понять, насколько преподаватель готов:

  1. планировать занятие;
  2. формулировать цели и смысл занятия;
  3. предоставлять инструкции и поддерживать деятельность студентов на занятии;
  4. давать и принимать обратную связь;
  5. оценивать достижение цели занятия.

На первом занятии будущие преподаватели вне зависимости от опыта стараются сделать все идеально и поэтому повторяют то, с чем чаще всего сталкивались в университете, т.е. читают лекцию. Второе занятие обычно проводится с учетом осмысления опыта, полученного на первом, а на третьем будущий преподаватель “размораживается”, у него появляется желание экспериментировать, учитывать особенности студентов, применять приемы, которые он узнал на курсе и т.п.

Вашими студентами на демо-занятиях будут ваши сокурсники, т.е. будущие преподаватели разных курсов (этот активный метод обучения называется peer-teaching или учебное преподавание). Мы ожидаем, что на вашем демо-занятии (в том числе на самом первом) и после него участники смогут сделать что-то для себя новое, то что они до сих пор не умели делать. OTUS поддерживает идею обучения, ориентированного на получение студентами практических умений. С этой позиции, занятия - это, в первую очередь, возможность студента получить опыт, т.е. выполнить на занятии посильную (не слишком простую и не слишком сложную) задачу, а не только информацию о том, какие задачи в этой области существуют и как их можно выполнять. Иными словами, если говорить привычным языком, мы скорее ожидаем увидеть на демо-занятии лабораторную работу или семинар, цели которых будут понятны и осмыслены (как формулировать цель можно посмотреть тут).

Что включает полноценное занятие помимо теории и практики

  • Проверка звука и изображения (без этого или с этим в плохом качестве занятие просто не состоится)
  • Самопрезентация (краткий рассказ о себе и опыте на 1 минуту)
  • Обозначение правил взаимодействия на вебинаре (например, куда и когда задавать вопросы)
  • Тема занятия
  • Цель занятия (обозначение, что именно студенты смогут делать после вашего занятия и зачем им это может пригодиться)
  • Краткое содержание (по желанию. Обычно это слайд: Сегодня поговорим об этом и этом)
  • Блок теории, разбитый на кусочки вопросами или задачками (вопросы и задачки нужны для того, чтобы вы поняли, что усвоилось, а что нет, и надо ещё раз объяснить)
  • Блок практики (это то, что делают своими руками сами студенты, от вас инструкция, что делать и поддержка в форме обратной связи)
  • Подведение итогов (лучше совместить с рефлексией и контролем знаний и умений)

Что НЕ надо делать при подготовке к демо-занятиям

  • Не пытайтесь вместить в 15 или 30 минут объем полуторачасового занятия, выберите завершенный кусочек теории и практики
  • Не пытайтесь вырвать кусок из уже готового занятия. Обычно это плохо подготовленный инородный кусок, т.к. готовилось оно под другой формат
  • Не нужно РАССКАЗЫВАТЬ про то, КАК вы обычно проводите занятия. Просто проведите его.
  • Не стоит недооценивать готовность аудитории к вашей теме. Если вы зададите в начале занятия мониторинговые вопросы по теме, вас может удивить результат. * Аудитория может иметь опыт в вашей области. Предлагаем ориентироваться на уровень подготовки аудитории.
  • Не стоит умалять этих всего лишь 15 минут занятия. Это целых 15 минут! 1/6 вашего занятия. За это время можно успеть так понравиться аудитории, что они вас не отпустят "вопросами"
  • А еще ваши коллеги настроены на ваших занятиях узнать и научиться для себя в новой сфере, то есть они реально учатся. Поэтому сделайте полноценное обучающее занятие, а не демонстрацию своего преподавания)

Не думайте, что за 15 минут можно успеть только что-то рассказать, за это время можно и организовать практику и усвоение навыков.

В итоге распределение такое:

5 (10) минут у вас уходит на вступление, самопрезентацию, тему и цель, проверку звука и правил взаимодействия. И в конце итоги и рефлексию;

5 (10) минут на теорию;

5 (10) минут на практику;

Вот вам 15- или 30-минутное занятие.

Попробуйте 😊