Проектная работа: FAQ

Как Проект должен быть представлен в преподавательской? Кто должен выступать инициатором выбора темы Проекта? Когда следует приступать к работе над ним? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данном посте.

Данный пост написан на основе выступления Виталия Иванова, преподавателя JavaEE, сделанном на методическом воркшопе vol.3. В нем мы постарались собрать подробные ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся Проектной работы студента.

Как Проект должен быть представлен в преподавательской?

В преподавательской проект должен быть вынесен в отдельный модуль «Проектная работа» после основной части курса и итогового занятия. К нему следует добавить краткое описание, примеры тем и назначить ДЗ для сдачи проекта. Работа над проектом включает в себя минимум 3 занятия:

1) Вводное занятие. Представление примерных тем для проектов, их корректировка с учетом запросов студентов. Знакомство слушателей с правилами работы над проектом и спецификой проведения итоговой защиты. Преподаватель также дает рекомендации на что следует обратить особое внимание в ходе работы и объясняет в каком виде должен быть представлен конечный результат. Итогом этого занятия становится внесение корректировок и утверждение тем проектов и начало работы над ними.

2) Консультация. Разбор возникших вопросов и трудностей студентов. Преподаватель дает советы по улучшению или оптимизации процесса работы над проектом. Если у студентов не возникло глобальных вопросов для вынесения их на консультационное занятие, то рекомендуется провести QA-сессию.

3) Защита. Финальный этап работы над проектом становится доступен студентам, которые оплатили последний учебный месяц и сдали итоговый вариант своей работы преподавателю, получив на него положительный фидбэк. Студент публично выступает с презентацией своего проекта перед комиссией и получает финальное решение о результатах защиты. В защите могут участвовать и студенты, не выполняющие собственного проекта, но желающие принять участие в обсуждении проектов своих коллег.

Если в группе большое количество студентов, выполняющих проектную работу, то в финальный модуль могут быть добавлены дополнительные консультационные занятия и дни защиты проектов.

У финального модуля должен быть проставлен именно тип "Проектной работы" и ДЗ для сдачи указано как "Проектная работа", иначе он не будет отображаться в ЛК студента.

Когда следует приступать к работе над Проектом?

На проект отводится последний учебный модуль (обычно это последний месяц обучения), но студенты также могут работать над проектом и в рамках ДЗ в течение всего обучения. О возможных темах проектов преподаватель объявляет еще на Дне Открытых Дверей до старта курса. Это позволит студентам сориентироваться и в процессе обучения осмысленно выбрать подходящую себе тему, обсудить ее с преподавателем и уже потом утвердить ее в качестве проекта.

Кто должен выступать инициатором выбора темы Проекта - студент или преподаватель?

Преподаватель подготавливает список тем, которые были бы интересны слушателю в качестве Проектной работы. Список не может быть исчерпывающим, поэтому студенты сами могут дополнить его исходя из своих предпочтений. Работа над проектом длится всего 1 месяц, по этой причине следует избегать объемных проектов. Согласовывая тему проекта, преподаватель должен стараться раскрыть потенциал студента в интересующей его сфере, а не навязывать ему свое видение. От того как преподаватель расскажет о важности выполнения проектной работы напрямую зависит степень интереса и вовлеченности в нее студентов.

Может ли Проект выполняться группой студентов?

Да, может. В таком случае выбирается более объемная тема для проектной работы, которая сопровождается документацией. Это необходимо хотя бы для того, чтобы можно было точно отобразить вклад каждого участника группы.

Как проходит защита проектов?

Защита – один из важнейших этапов работы над проектам. В целом, проект можно считать завершенным, когда студент получает фидбэк от преподавателя на сданную работу. Однако публичная защита проекта дает студенту возможность услышать мнение о его работе от коллег по курсу и других специалистов, выявить проблемные места в процессе дискуссии. Публичная защита – опциональна, студент может отказаться от участия в ней и представить проект только преподавателю. В комиссию по защите проектов могут входить как студенты курса, на котором обучался выступающий, так и преподаватели Отуса, специализирующиеся в данной области. Также в комиссию по усмотрению студента и преподавателя могут войти внешние эксперты.
Процесс защиты проекта также напоминает защиту курсовой или дипломной работы в классическом университете: сначала выступает преподаватель, который кратко описывает тему и суть проекта. Затем с презентацией выступает студент. Он подробно рассказывает о задачах, которые ставились перед ним в начале работы и способах их реализации. Самое важное здесь – показать результат работы над проектом. Следующий этап – выступление членов комиссии, которые задают студенту вопросы о его работе. После этого комиссия подводит итоги и сообщает студенту о результатах защиты. Как правило, «неуспешных» проектов на защите не бывает, т.к. откровенно слабые работы просто не доходят до этапа защиты. Тема и результаты заносятся в сертификат, выдаваемый студенту по окончанию обучения.

Нужна ли документация для проекта?

Техническое описание проекта не является обязательным, но оно может повысить качество итоговой работы. Речь здесь не идет о написании объемных функциональных требований, но документация может включать вспомогательные диаграммы, UML или просто тезисы изложенные в формате readme, т.е. то, что можно дать дополнительно помимо самого продукта в распоряжении потенциальному пользователю. Чем меньше усилий пользователь тратит на погружении в эту систему, тем эффективнее этот проект. Особенно актуально сопровождение документацией в контексте больших проектов, выполняемых группой студентов.

Какие способы обратной связи можно использовать при работе над проектом?

Обсуждение проекта происходит внутри платформы OTUS. Сдача проекта прикрепляется к "Вводному занятию" и в разделе "Чат с преподавателем" у студента появляется возможность "Предложить тему", нажав соответствующую кнопку. Преподаватель может одобрить тему или отклонить ее для внесения необходимых правок. По инициативе преподавателя он может помимо консультаций организовывать небольшие встречи для обсуждения индивидуальных проблем студента.

Пример представления темы проекта студентом:

Следует помнить, что проект это не только сумма практических навыков, которые студент приобрел в процессе обучения, но в тоже время и творческий процесс. Поэтому невозможно заранее описать все нюансы и стандарты его выполнения. Проект – совместная деятельность преподавателя и студента, направленная на достижение практического результата в универсуме возможностей.