«От тебя никакой пользы» или суровая правда Agile coach

Я полностью убежден, что я — представитель помогающей профессии. Agile coach работает с организацией, с организационной структурой и людьми в ней. Для современного рынка это относительно новая профессия — Agile-манифест, как известно, был создан в 2001 году, а это значит, что профессии чуть меньше 20 лет. Поэтому для Скрам-мастеров и Agile-коучей весьма полезно перенять тот пласт знаний, который уже скопился у помогающих профессий.

Помогающие профессии — это профессии, объектом воздействия которых является человек. Например: психологи, коучи, менторы, врачи, логопеды, учителя и преподаватели и так далее. И вопрос, который я хотел бы рассмотреть в этом посте — как понять, что эта роль в действительности приносит пользу? Давайте попробуем по очереди и на примерах.

Учителя, преподаватели

Все мы учились в школе, может быть в институте, кто-то потом учился на втором высшем или профильном профессиональным образовании, поэтому это должно быть близко любому. Может быть, у вас есть опыт самостоятельного преподавания — это тоже очень ценно для понимания помогающей профессии.

Как понять, что учитель хороший?

Давайте размышлять вместе — в школе учеников оценивают по пятибалльной шкале. Может быть, хороший учитель — это когда в его классах высокий средний балл? Нет, потому что учитель сам ставит оценки и может влиять на этот показатель, а еще потому, что оценки не есть сама цель обучения.

Может быть, хороший учитель тот, про кого хорошо отзываются ученики? Здесь каждый из нас может вспомнить, что наш любимый учитель был тот, который отпускал чуть раньше на перемену, поэтому тоже однозначно смотреть на этот показатель нельзя.

Может быть, хороший учитель тот, про кого хорошо отзываются родители учеников? Много есть разных историй, когда родители и школьные учителя не могут разобраться с зонами ответственности между собой и возникают конфликты. Тут тоже сложно однозначно опираться на этот показатель.

Для меня преподаватель — это человек, который отвечает за достижение целей обучения учениками. При этом при создании, адаптации и развитии своей учебной программы использует различные метрики — обратную связь от учеников и заинтересованных лиц, средний балл учеников и многие, многие другие.

Кто отвечает за обучение?

Казалось бы, простейший вопрос — учитель, конечно. Можно было бы остановиться, но ведь бывает такое, когда ученик не хочет учиться? Саботирует учебный процесс, не выполняет задания и тому подобное. Что, здесь учитель виноват, который не смог найти подход к ученику? Я бы сказал, что нет. Даже в обучении взрослых, которые пришли на интересный им курс и заплатили свои деньги за него, иногда могут встречаться люди, которые не хотят учиться по каким-то причинам. Это может быть что угодно — у человека в жизни что-то произошло, он совершенно не согласен с преподавателем по какому-то вопросу или просто подход преподавания ему не подходит и еще примерно миллиард того, что может случиться у человека. Из чего я хочу сделать вывод.

Ответственность за обучение лежит и на учителе, и на ученике в равной мере.

Психологи

Психологов очень много разных, в своем примере, для простоты, я использую консультирующих психологов. Это такие психологи, которые работают с людьми, у которых есть какой-то нерешенный вопрос в формате индивидуальных консультаций. Как понять, что психолог хороший?

Очень часто, именно с психологами происходит то, что хороших психологов рекомендуют друг другу. Но, допустим, вы оказались у незнакомого психолога и пробуете понять, что он хороший. На что вы будете опираться? Наверное, вы будете опираться на свои ощущения, то есть пытаться понять, хорошо ли вам с ним работать, помогает ли общение с ним для решения вопроса и так далее.

Ответственность за решения вопроса

Может ли психолог сказать, что он классный психолог, потому что все, кто к нему пришли, решили свои вопросы? Я думаю, это будет некорректно. Психолог не решает вопрос самостоятельно, его клиент решает свой вопрос сам с помощью психолога. А можно ли сказать, что психолог плохой, если клиент не решает свой вопрос на протяжении многих сеансов? Это тоже некорректное утверждение — возможно, этот вопрос оказался куда сложнее, чем видится со стороны, возможно, терапия зашла в тупик из-за каких-то объективных причин, а может быть, просто этот психолог конкретно этому клиенту не подходит. Если суммировать, то:

Ответственность за решение вопроса лежит в равной степени на клиенте, и на психологе.

В принципе, можно продолжать разбирать оставшиеся помогающие профессии, но будет примерно та же картина. Разделенная ответственность на двоих, сложность формулировать явные критерии оценки без понимания экспертизы профессии и наличие запроса от клиентов. Например, ответственность за выздоровление пациента лежит и на пациенте, и на враче одновременно, оценить знания врача может только более опытный врач, сложно посчитать конкретную эффективность врача в цифрах, и к нему всегда приходят пациенты у которых есть запрос вылечиться.

А причем тут Скрам-мастера и Agile-коучи?

Скрам-мастера и Agile-коучи — представители помогающих профессий. Если мы говорим про организационные изменения, то это ответственность не только инициаторов изменений, но и организации в целом! Это крайне важно, иначе будет ощущение борьбы с ветряными мельницами. В лоб посчитать эффективность Скрам-мастера в долларах очень сложно, точнее, невозможно. Об опыте и знаниях Скрам-мастера может говорить только более опытный Скрам-мастер.

Именно поэтому достаточно регулярно я слышу в адрес профессии — вы ничего полезного не делаете. Меня раньше это задевало — по сути, обесценивали мой труд. Сейчас, я начал понимать, что так говорят люди, которые еще до конца не разделили ответственность за то, что происходит в компании и это мой фронт работ.

Возвращаясь к вопросу в самом начале — можно ли жить без Скрам-мастеров (читай — помогающих профессий)? Да, конечно, можно. Можно учиться без учителей — информация доступна, любопытство никто не отменял. Можно ли разбираться со своими трудностями? Да, можно, это будет медленнее, но без психологов большая часть людей выживет. Можно ли проводить организационные изменения без Скрам-мастеров — да, конечно, произойдет еще один Черный лебедь, и бизнес будет вынужден меняться с невероятной скоростью. Без помогающих профессий можно жить.

Моя любимая цитата на этот счет:

"В раю Скрам мастеров нет".

Без помогающих профессий можно жить, но с ними мы учимся быстрее, выздоравливаем чаще, решаем свои вопросы эффективнее, ставим более четкие цели и с большей вероятностью приходим в них. Помогающие профессии не создают руками что-то, это не производственники, их эффект в долларах не посчитать, и бизнесу сложно это бывает понять. Но у них есть важная миссия — катализировать успех других людей (которые сами этого хотят).