P2P-обучение или «от равного к равному»

Что такое P2P? Прообразом сетевого обучения (P2P, networked learning, peer-to-peer learning, peer-2-peer) в образовании стали так называемые «пиринговые сети». Децентрализованность и возможность каждого быть равным участником в процессе передачи данных перекочевал в активное обучение. P2P-обучение поддерживает принцип сотворчества и равенства, переводит преподавателя из доминантной позиции в роль фасилитатора, а также использует потенциал группы и каждого его участника. Схема взаимодействия меняется с фронтальной «учитель-ученик» на распределенную «все со всеми».

Как это работает? В онлайн-обучении чаще всего используется P2P-задания 1. Преподаватель создает задание; 2. Студент его выполняет; 3. Доступ к работе студента открывается для группы; 4. Каждый участник группы оставляет свой отзыв (анонимно); 5. Эти отзывы доступны для студента, выполнившего задания; 6. Преподаватель получает информацию о качестве выполнения заданий и активности студентов.

Как использовать P2P на вебинарах? 1. Преподаватель делит студентов на пары и распределяет по сессионным залам; 2. Дает задание, которое студент выполняет индивидуально 3. Студенты обмениваются ответами на задание, проверяют по критериям оценки и дают друг другу обратную связь на задание. Иначе в отечественной педагогике этот метод называется парная работа со взаимопроверкой. Взаимная проверка заданий в онлайн-курсах не всегда работает. При добавлении P2P-заданий участники по привычке выбирали более простые механики с быстрой обратной связью.

Три условия, когда P2P работает: 1. Много людей: Так будет больше шансов, что задание проверят быстро; 2. Мало проверок: Лучше давать на проверку 1-2, максимум 3 задания. Чем больше - тем дольше ждать ответов. 3. Мотивированные участники: Задания p2p хорошо подходят, когда нужен обмен опытом, идеями. Например, творческие задания, когда нет правильных ответов, или в задаче есть несколько путей решения.

В итоге объем полученных знаний и навыков у студентов значительно увеличивается в сравнении с классической схемой «один учитель и много студентов». А также оценка в форме комментария (без баллов) принимается студентами как более ценная и полезная.