Начало занятий 23 января

Руководитель разработки

Общая стоимость: 26000 ₽
В месяц: 8000 ₽
4 часа в неделю
4 месяца
О курсе

Даже сама роль "Руководитель разработки" трудно определима. Кто это? За что отвечает? Что для этого делает?
С одной стороны, все просто: есть разработка - руководи ("сделай там с ними что-нибудь") и давай результат. С другой стороны, очевидно, что это верхушка айсберга и результат в виде работающего кода - это не цель, а продукт, являющийся одновременно и градусником - показателем уровня профпригодности как команды, так и руководителя.
А что тогда цель? Не срывать сроки, не "косячить" в коде? - это все требования...
А "что-нибудь" - это что? Отругать, научить, вдохновить?
А как с "ними" это что-то сделать? И что "они" из себя представляют?

Вот и всплывают три канонических вопроса: Что? Как? Зачем? И вопросы эти не висят в воздухе, а имеют область приложения - разработку.

А что такое разработка? Человеческая деятельность т.е. люди которые что-то делают, т.е. люди и процессы.
Мне видится полезным представить предмет нашего курса так: "Руководитель разработки"
Руководит (делает)
- Что?
- Как?
- Зачем?

Разработкой
- людьми
- процессами

Стало чуть понятней? Мне да :)
А что здесь первично: деятельность (управление) или контекст (разработка)?
Управление - высокоуровневый навык. Есть мнение, и я его разделяю, что при определенном уровне мастерства этот навык можно адаптировать к разным предметным областям, потратив разумные усилия для погружения в контекст и проблематику.
Тогда зачем морочить людям голову? Есть уйма "управленческих" книг, да и курс, если очень уж хочется прочесть, можно назвать "Управленческая деятельность"...
Как контекст разработки влияет на деятельность управления?
Это тоже предмет обсуждения данного курса. Но более важным мне видится вопрос "Как навык управления применить к деятельности управления разработкой?". Это вопрос интеграции. Почему?
Подавляющее большинство руководителей разработки имеют значительный опыт в разработке, а навык управления является предметом изучения и освоения.
Поэтому очень часто изучая профильную "управленческую" литературу, мы сталкиваемся с сомнениями:
- а заработает ли это у меня?
- клерки это клерки, но у меня же программисты...
- это все хорошо для производства, но у нас же не станки...
- и многое другое.

Наверное, это и является основной ценностью курса: все то, о чем я буду рассказывать, в той или иной степени было применено мной в своей деятельности. И я гарантирую, что это не обще теоретические знания и абстрактные рассуждения, а вполне рабочие инструменты.
Краткий и неполный перечень тем, которых мы коснемся:
Научный менеджмент: чему можно поучиться у великих теоретиков.
People management: мотивация и вовлечение, групповая работа, командообразование, менторинг. Все то, что нужно для работы с основным активом современного предприятия - людьми.
Управление проектами: проектная деятельность, управление изменениями. В этой сверх формализованной области есть немало практик которые можно и нужно взять на вооружение.
Self management, time management: львиная доля обсуждаемых практик не будет работать без определенного уровня самоорганизации. Его нужно уметь достичь и этому нужно уметь научить.
Как это будет?
В силу склада ума я склонен к повсеместному структурированию и очень люблю модели. Да, я знаю, что все модели не верны, но и вы знаете, что некоторые из них полезны.
Поэтому рассмотрение предмета курса будет проходить в соответствии с четкой структурой (дорожной картой) и на большом количестве моделей, как общеизвестных, так и моего сочинения.
Прикладная польза от этого состоит в том, что основной объем знаний хорошо фиксируется и конспектируется, и будет удобен для дальнейшего справочного использования.
Все инструменты, модели и подходы, которые мы будем рассматривать, готовы к применению "из коробки". Нет необходимости заканчивать курс и, обладая полным арсеналом, начинать разрабатывать гениальный глобальный план - вы сможете применять полученные знания сразу же, и первые результаты мы сможем обсудить в рамках курса.

Программа курса
1
модуль
2
модуль
3
модуль
4
модуль
5
модуль
6
модуль
7
модуль
Руководитель
Занятие 1: Роль и цели
В каких ролях выступает руководитель (их, кстати, немало); какие функции выполняет в каждой из ролей; какие цели стоят перед руководителем; кто ставит эти цели.
Занятие 2: Качества и навыки
Какими качествами должен обладать руководитель для успешной работы; какие навыки должен в себе развивать.

ДЗ

Составить личную карту-профиль по ролям качествам и навыкам.
Занятие 3: Культура исполнения: про то как успевать больше; бороться с прокрастинацией и про саморазвитие
Почему так важно выполнять намеченное; что этому мешает; в какую сторону и как "прокачиваться".
Занятие 4: Культура выполнения: как не налажать в мелочах
Почему так важно не упускать детали; как этого избегать; как помогать в этом окружающим.

ДЗ

Завести 2do лист; сделать несколько чек-листов; запустить как минимум один процесс-привычку.
Команда
Занятие 5: Что это? И что не это?
Что такое команда; почему это так важно и в чем ее ценность; как выглядят неправильные команды.
Занятие 6: Командообразование
Что делает команду командой; как организовать коллектив в команду.

ДЗ

Описать понятийное пространство для своей команды и план поддержки; сформулировать черновик основных ценностей и принципов своей команды.
Занятие 7: Культура поведения и атмосфера
Что представляет из себя культура поведения в команде; как ее формировать и надо ли; от чего зависит атмосфера в команде и какой она должна быть.

ДЗ

Перечислить элементы культуры требующие поддержки и развития и элементы, которые следует изжить; определить токсичных сотрудников.
Занятие 8: Управление, делегирование, контроль и развитие
Как управлять командой; где придержать а где отпустить; как управлять развитием команды комплексно.

ДЗ

Создать атлас команды; сделать карту компетенций команды; разработать план развития.
Занятие 9: Коммуникации: формальные и неформальные, внешние и внутренние
Как отстраивать процессы обмена информацией; за какими коммуникационными потоками надо следить отдельно; чем отличается хорошо налаженное взаимодействие.

ДЗ

Составить перечень важных коммуникационных потоков, критерии и план контроля.
Занятие 10: Формальное и неформальное лидерство и еще немного о групповой динамике
Команда больше чем группа, но не перестает ею быть. Поэтому все относящееся к группам верно и для команды. Про внутренние и внешние границы, лидерство и поведение индивидуумов в группах.

ДЗ

Представить команду в виде формальных и неформальных групп; определить лидеров; рассмотреть ситуацию с точки зрения конфликтов лидерства.
Люди
Занятие 11: Психологические типологии: все люди разные
Что такое психологические типологии; что из этого можно вынести; как применять

ДЗ

Добавить к атласу предполагаемый тип по одной из методологий.
Занятие 12: Сотрудник: роли, hard&soft skills
В каких ролях выступает сотрудник в рабочем процессе; какие навыки критически важны

ДЗ

Добавить к атласу значимые навыки и степень их развитости.
Занятие 13: Мотивация
Что мотивирует и демотивирует людей; как измерять и управлять; самомотивация.

ДЗ

Добавить атласу текущий уровень мотивации, мотивирующие факторы, демотивирующие факторы.
Занятие 14: Один на один: взаимодействие начальника и подчиненного
Что необходимо донести до каждого сотрудника; как заключать договоренности; как "подталкивать"; как и за что увольнять.

ДЗ

Выбрать подходящий кейс для модели "предпосылка-следствие"; расписать кейс по модели; отработать кейс с сотрудником; кратко изложить опыт в письменной форме.
Занятие 15: Обратная связь и развитие
Как организовать открытый обмен мнениями; как составлять план развития и ставить цели "на вырост".

ДЗ

Провести несколько встреч 1х1 по типовому сценарию; отразить результаты в типовой форме.
Занятие 16: Почему ты такой @#$^%?
Что заставляет людей вести себя некорректно; почему люди идут на конфликт; как изменить поведение к лучшему.

ДЗ

Если в команде есть сотрудник регулярно демонстрирующий нежелательное поведение: привести 2-3 примера, проанализировать причины.
Занятие 17: Конфликтология и разрешение конфликтов
Всегда ли конфликтные ситуации это плохо; как управлять конфликтными ситуациями; как разрешать конфликты; как договариваться с негативно настроенными людьми.
Активы
Занятие 18: Знания, опыт, технологии
Почему важно рассматривать это с точки зрения командного актива; что такое актив.

ДЗ

Описать текущую структуру Базы Знаний.
Занятие 19: Процессы и договоренности
Почему критически важно работать с этим как с активом; как фиксировать; как актуализировать; как использовать.

ДЗ

Описать план развития Базы Знаний; перечислить процессы, необходимые для заполнения, актуализации и активного использования Базы Знаний.
Тимлиды и линейные руководители
Занятие 20: Выбор, обучение, наставничество
Кого мы выбираем на роль тимлида; чему надо научить и о чем предупредить новоиспеченного тимлида.

ДЗ

Составить план "погружения" нового тимлида или линейного руководителя: перечислить концепции (идеи) в порядке их "донесения".
Занятие 21: Орден тимлидов
Как работать с группой тимлидов и линейных руководителей; как наладить коммуникации; как организовать "горизонтальную команду".
Занятие 22: Основные вызовы нового тимлида
С чем сталкивается тимлид; от чего надо оградить; в чем надо помочь; что надо взять на себя.
Деятельность людей и команды
Занятие 23: Групповая работа
Как проводить мозговые штурмы; как принимать коллективные решения; что такое фасилитация или как помочь людям в групповой работе.

ДЗ

Применить идеи фасилитации на практике; кратко изложить опыт в письменной форме.
Занятие 24: Разработка: декомпозиция и планирование
Почему декомпозиция так важна и почему её все избегают; почему не надо бояться "строить замки на песке"; для чего на самом деле нужен план; о каких ошибках планирования должен знать каждый.
Занятие 25: Разработка: done is done
Когда задачу можно считать выполненной; когда можно считать выполненным системное изменение; как завершить проект.
Занятие 26: Оценка результата и управление по метрикам
Что такое хороший результат; почему метрикам нельзя доверять; почему метрики следует использовать; что и как разумно замерять.

ДЗ

Определить контрольные метрики для своего рабочего процесса; описать методологию сбора и контроля.
Занятие 27: Исполнители, ресурсы и задачи
Как не превратить сотрудника в ресурс; как распределять ресурсы; как распределять исполнителей; как должна быть сформулирована задача.
Занятие 28: Немного о теории ограничений
Как можно использовать ТО и МКЦ в процессе разработки; почему и как эти концепции работают даже когда не применяются.

ДЗ

Описать свой процесс разработки и выявить "бутылочные горлышки".
Деятельность руководителя
Занятие 29: Смотреть вперед: проектный подход
Что можно взять на вооружение из стандартов PMI; как можно использовать стандарты PMI не внедряя их; почему об этом лучше никому не рассказывать.

ДЗ

Составить матрицу анализа влияния участников процесса на типовую задачу (эпик); составить реестр рисков для типовой задачи (эпика).
Занятие 30: Держать курс и скорость: мотивация в действии
Как поддерживать мотивацию реальными действиями; кто отвечает за мотивацию сотрудников; как действует бумеранг мотивации.
Занятие 31: Внедрять и улучшать: проектирование процессов, запуск, контроль и оценка эффективности
Как создавать полезные процессы; какие процессы полезны а какие нет; что делать с действующими процессами.

ДЗ

Составить реестр действующих процессов.
Занятие 32: Изменять: управление изменениями
Какие изменения бывают; как и зачем ими управлять; что такое петля Бойда и почему цикл Деминга придумал Шухарт.

ДЗ

Проанализировать текущий рабочий процесс; выявить 2-3 возможных изменения; построить пошаговый план внесения изменений.
Занятие 33: Сборка и итоги
Пришло время собрать вместе все артефакты разработанные в течении курса и выработать Главный Процесс - процесс их применения и актуализации. Заодно еще раз повторим рассмотренные предметные области и инструменты.
Преподаватели
Станислав Михальский
В web-разработке с 1998 года. Прошел путь от младшего perl-программиста до директора по разработке медиапроектов Mail.ru.
С необходимостью управления разработкой столкнулся еще в Rambler в 2005 году. С тех пор руководил группами от 3 до 30 разработчиков. Имеет большой опыт организации командной работы.
Отчаявшись собрать Франкенштейна из десятков ловких рук вокруг умной головы, ушел искать ответы в области научного менеджмента, soft skills, people management, нематериальной мотивации, организации групповой деятельности и психологии. Вернулся с еще большим количеством вопросов и осознанием того, что без self management никак не обойтись. Попутно накопил опыт совмещения в процессе разработки гибких подходов с формальными, например, проектным.